На грани банкротства: Почему государство теряет стратегический "Электротяжмаш" в Харькове

В Харькове после передачи государственного "Электротяжмаша" в ведение Фонда государственного имущества на предприятии стремительно аккумулировалось почти полмиллиарда гривен убытков

Журналист отдела новостей
На грани банкротства: Почему государство…
ГП "Завод "Электротяжмаш" / Сайт предприятия

В начале марта харьковский государственный завод "Электротяжмаш" попал в информационное поле с крайне негативным поводом — рабочие стратегического предприятия, еще несколько лет назад считавшегося оплотом стабильности, перекрыли крупнейший проспект Харькова, требуя выплаты заработных плат.

 

В течение 2020 года завод также упоминался преимущественно сквозь призму уголовных производств в отношении действующего сейчас руководства, в том числе исполняющего обязанности гендиректора Виктора Бусько. Чиновника периодически в пределах уголовных производств отстраняют от исполнения обязанностей. Параллельно стремительными темпами ухудшаются показатели "Электротяжмаша".

 

В конце 2019 года ГП "Завод "Электротяжмаш"" передали от Министерства экономики Украины Фонду государственного имущества Украины. С этого времени началось наращивание долгов и проблем с кредиторами.

 

Отчет по результатам деятельности завода в 2020 году должен был быть обнародован, однако найти его не удалось. Поэтому Depo.Харьков обратился за комментариями к Дмитрию Костюку — человеку, возглавлявшему завод до ноября 2019 года. Костюк до сих пор остается директором этого государственного предприятия, поскольку суд восстановил его в должности. Однако Фонд госимущества не выполнил решение суда, зато ввел новую должность генерального директора, которую сейчас занимает Виктор Бусько.

 

Впрочем, у Костюка есть рабочей кабинет на "Электротяжмаше", и он владеет ситуацией на предприятии.

 

Дмитрий Костюк руководил ЭТП в ноябре 2019

На фото: Дмитрий Костюк

- Занимаете ли Вы сейчас какую-то официальную должность на заводе "Электротяжмаш"?

 

- Да, должность есть, она сохранилась. После решения суда я восстановлен в должности директора завода "Электротяжмаш".

 

- То есть у Вас есть на заводе рабочий кабинет и Вы владеете ситуацией и цифрами?

 

- Да, полностью.

 

- Почему Вас увольняли? Как Вы вернулись на должность директора государственного предприятия?

 

- Меня уволили, ссылаясь на пункт договора о существенном нарушении финансовых показателей. В ФГИУ сказали, что плохо работаю и тому подобное.

 

- Но ведь у Вас до конца 2019 года, согласно открытым данным, был плюсовой баланс на предприятии.

 

- Да, плюсовой баланс. Если говорить о показателях 2019 года, то у нас действительно было падение достаточно серьезное. Но были три основных фактора. Первое - политика, безусловно, повлияла на отношения с нашим конечным заказчиком. Второе - это санкции со стороны России, которые были введены 29 декабря 2018 года, то есть под Новый год, и 70-80% продукции мы не смогли поставлять. Под это подпадали наши генераторные изделия, двигатели. Все электротяговое производство предприятия попало под санкции. По факту, мы остановились.

 

Мы не имели возможности мало того, что отгружать новую продукцию, но еще возникла проблема, что у нас на складах было остатков продукции примерно на 100 млн грн. В течение трех месяцев был тяжелый переговорный процесс с конечным заказчиком. Удалось найти нужные слова, нужные аргументы — технические, экономические, личностные, — чтобы убедить заказчика, и мы нашли решение, позволившее нам ближе к маю-июню начинать работать.

 

- После Вашего ухода в ноябре 2019 года в каком состоянии был передан завод?

 

- Ноябрь 2019 года у нас был больше чем продуктивный. В ноябре у нас общая сумма отгрузок превышала 300 млн грн. Завод отгрузил около 250 изделий электротягового оборудования — двигателей. У нас были деньги на счетах. У нас была предоплата за электроэнергию, мы всегда авансировали энергоносители. У нас была нулевая задолженность по заработной плате. В принципе, у нас за всю историю не было задержки выплат ни разу ни на один день. У нас всегда были остатки денег на счетах.

 

Подтверждением этому является то, что в декабре 2019 года "Сбербанк" списал 120 млн рублей. То есть когда говорят, что "казна была пуста", были долги по зарплате, — это, мягко говоря, не соответствует действительности, откровенная ложь со стороны Фонда госимущества.

 

- Что сейчас происходит на заводе? 1 марта рабочие "Электротяжмаша" перекрывали Московский проспект в Харькове, требуя зарплаты.

 

- Это в принципе отражает ситуацию на заводе и отношение Фонда госимущества к людям. Я уважаю наших работников за смелость в защите своей позиции. Какова ситуация сейчас? Я вам только что назвал цифру в 300 млн грн в месяц в 2019 году, держим ее в голове. А отгрузки, например, февраля 2021 года составили лишь 9,5 млн грн. Этим все сказано. Вот вся ситуация.

 

Фонд заработной платы на данный момент составляет примерно 30 млн грн ежемесячно. То есть завод совершенно не рентабелен, убыточный, стоит, работники отправлены в производственный простой. При этом предприятие несет катастрофические убытки, потому что все равно должно платить 2/3 ставки. На прошлой неделе уже даже отключали отопление. Раздевалки холодные. Люди не имели элементарных человеческих условий труда.

 

- В чем причина такого стремительного набора долгов, снижения экономических показателей?

 

- "Электротяжмаш" — коммерческое предприятие, существует исключительно за собственные средства, и результаты деятельности, в частности, зависят от эффективности управления. Были приняты определенные управленческие решения, оказавшиеся ошибочными.

 

В Харькове собирают электродвигатели и турбогеренаторы для Укргидроэнерго

Стержни обмотки статора турбогенератора ТГВ-325/Сайт предприятия

 

- Что Вы имеете в виду?

 

- Первое, это когда политика приходит в бизнес. Такого не должно быть. Потому что завод, хоть он и государственный, это все равно бизнес. Завод работает на 100-процентном рынке, причем в достаточно жесткой рыночной конкуренции. Поэтому здесь должны быть правила игры, как и в бизнесе, а не как в политике.

 

Год назад было принято решение о переходе на пятидневку. Прояснить ситуацию тоже нужно. Все говорят: при Костюке была четырехдневка, а стала пятидневка. Опять же это очень некорректное утверждение. У нас производственный персонал всегда работал 5-6, а иногда и 7 дней в неделю. Четыре — это была администрация.

 

Второе — управленческие решения.

 

- Чьи?

 

- И Фонда госимущества, и непосредственно назначенного им нового руководства.

 

- Кто реально сейчас руководит заводом?

 

Формально — Фонд госимущества. Команды, идущие из фонда, они выполняются действующим руководителем, причем беспрекословно, даже не обсуждаются.

 

- "Электротяжмаш" в 2019 году из Минэкономики перевели в управление ФГИУ. Для чего это было сделано?

 

- В принципе, это было сделано в рамках большой приватизации.

 

- Но ведь завод входит в список стратегических, которые нельзя приватизировать.

 

- Юридическая коллизия.

 

- Процесс приватизация "Электротяжмаша" запущен?

 

- Он пока не запущен. Запущен только на словах и ярких презентациях. На деле же ничего не произошло. За эти 1,5 года Фонд госимущества не сделал ровным счетом ничего. Не был проведен аудит независимым аудитором, кстати, за колоссальные бюджетные средства. Большей частью они уже оплачены. Во-вторых, нужно понимать, что предприятие должно быть корпоратизировано, переведено из унитарной формы собственности в акционерную. Этого не было сделано. Это единственный путь к приватизации. Продавать нужно что-то. А что мы будем продавать? Продать возможно акции предприятия. Как мы можем продать акции, если сейчас "Электротяжмаш" — это единый имущественный комплекс? Это шаги, которые должны быть сделаны, чтобы наконец реализовать приватизацию.

 

- Приватизация "Электротяжмаша" все же состоится?

 

- У меня нет таких данных. Исходя из текущего состояния предприятия, исходя из текущего состояния приватизационного процесса, сейчас это невозможно и экономически не логично. Пока нечего продавать: нет акций, предприятие не корпоратизировано, предприятие в долгах. Если же ФГИУ ставит целью обанкротить завод, тогда...

 

- А если такую цель и ставят — сделать предприятие-банкрот?

 

- Тогда проще будет за бесценок отдать предприятие, я бы так сказал. Предприятие системно банкротят.

 

- Зачем?

 

- Можно предположить, что есть интересант, который хочет купить предприятие по дешевке.

 

- Ярославский?

 

- Нет, не думаю. Ему это уже точно не интересно. Кстати, Ярославский - единственный, кто публично выступил, и единственный, кто официально заявил о своем желании принять участие в приватизации "Электротяжмаша". То есть если посмотреть по правилам мирового бизнеса, он — единственный, чьи действия соответствуют стандартам ведения бизнеса. Он открыто выразил свою позицию.

 

Покупать металлолом с точки зрения бизнеса нет смысла. Если нет заказчиков продукции — нет стабильно работающего предприятия.

 

- А инициатива мэрии и Ярославского изготавливать на "Электротяжмаше" комплектующие к новым харьковским трамваям реальна?

 

- ЭТМ действительно имеет мощности для изготовления двигателей для трамваев. Более того, мы изготавливали двигатели для киевских трамваев и для завода "Электрон" во Львове. За три года мы восстановили сегмент рынка под транспортное машиностроение, который был фактически потерян. Мы поставляли двигатели для трамваев и троллейбусов в Беларуси.

 

Направление транспортного производства было перегружено. Завод работал в две смены. Люди реально, нехорошо так говорить, но начинали нервничать от того, что в выходные надо было работать. Я уговаривал людей выйти, ведь заказы были очень большие.

 

В Харькове производят электродвигатели для трамваев в Киеве и Львове

Тяговые электродвигатели/Сайт предприятия

 

- А сейчас что с этим рынком?

 

- Ноль. Мы потеряли рынок. Как один из примеров — наши покупатели перешли на продукцию Рижского завода, потому что она стала дешевле. Транспортное машиностроение — никаких поставок в течение 2020 года.

 

- Что сейчас работает на "Электротяжмаше"?

 

- Идет изготовление продукции по контрактам с "Укргидроэнерго", которые финансируются за средства ЕБРР и ЕИБ. Другая сторона бизнес-модели завода — это энергетика. Изготовленная продукция будет направлена на гидроэлектростанции в Украине.

 

- Повлияла ли ситуация на заводе на выполнение контрактов, которые кредитуются ЕБРР и ЕИБ?

 

- Безусловно! У нас срыв сроков от восьми месяцев до двух лет. Минимум на восемь месяцев мы отстаем от графиков производства. Завод должен выполнить пять европейских контрактов. Сейчас все сорваны.

 

- На эту ситуацию как-то ФГИУ реагирует?

 

- Я не вижу.

 

- Как из этой ситуации выходить?

 

- Просто работать и выполнять контракты. Других вариантов нет. Ведь контрактами предусмотрены жесткие штрафные санкции за ненадлежащее исполнение. Сейчас ЭТМ рискует получить иски от компании "Укргидроэнерго" минимум на 200 млн грн.

 

Долги по зарплате

 

- На прошлой неделе на "Электротяжмаше" погасили долги по зарплате. Откуда эти деньги?

 

— Не все погасили. На сегодняшний день февраль (зарплата за февраль, — ред.) уже просрочен. От Объединенной горно-химической компании (ОГХК) взята беспроцентная финансовая помощь в размере 40 млн грн. В результате этого закрыли задолженность. Это даже не тупиковый путь, это падение. Этим решением предприятие еще больше загнали в угол, потому что этот заем нужно будет отдать 31 мая 2021 года.

 

- То есть через полтора месяца "Электротяжмаш" должен вернуть 40 млн грн. А где их взять?

 

- Пусть, пожалуй, Фонд госимущества ответит на этот вопрос.

 

- Гендиректор "Электротяжмаша" Виктор Бусько сейчас контролирует завод?

 

- Мне кажется, больше Сенниченко (председатель ФГИУ, — ред.). Больше даже Денис Кудин (заместитель председателя ФГИУ, — ред.), чем Сенниченко. Согласно распределению полномочий, именно он отвечает за корпоративный блок.

 

- Почему, несмотря на падение показателей, Бусько остается гендиректором "Электротяжмаша"?

 

- Я связываю это с его личными отношениями с Сенниченко и Кудиным. Нет другой логики просто. Предприятие за год увеличило чистый убыток в 12 раз, достигнув отметки в полмиллиарда. 800 человек потеряли работу за год. Мы сейчас срываем все контракты по Европейскому банку и рискуем попасть в черный список Европейского банка. Это означает, что завод вообще не сможет участвовать в других тендерах, которые по всему миру организованы под эгидой ЕБРР и ЕИБ.

 

Перед международными финансовыми организациями мы выглядим в худшем свете. Во-первых, мы не выполняем обязательства по контрактам. Во-вторых, мы сорвали запуск всех гидроэлектростанций, в результате чего снова пойдем просить и покупать электроэнергию у России, вместо того чтобы использовать свои мощности. Причинно-следственная связь в данной ситуации более чем понятна. Я уже молчу об энергонезависимости страны. Ключевые станции выведены из эксплуатации. Лишняя нагрузка на энергосистему, которая приводит к очень тяжелым последствиям. Но самое главное — безвозвратно страдает репутация предприятия.

 

Харьковские гидрогенераторы стоят на большинстве украинских ГЭС и ГАЭС

Сбор статора необмотаного гидрогенератора-двигателя для Зеленчукской ГАЭС/Сайт предприятия

 

Сегодня мы теряем рынок. Когда в условиях рыночной экономики существует несоблюдение контрактных сроков поставок, это крайне негативно влияет на будущее. Все наши конкуренты, безусловно, воспользуются этим моментом. И рынок тягового производства — яркий тому пример. Рижский электромеханический завод уже поставляет свои изделия, вытеснив "Электротяжмаш". Это классический пример того, когда мы потеряли и заказчика, и вообще рынок. Войти снова в эту лодку практически невозможно. Только резким падением цены, а завод не в состоянии сейчас это сделать. Это просто невозможно.

 

Во-вторых, во время участия в международных тендерах в энергетике, когда суммы контрактов исчисляются миллионами или десятками миллионов долларов, безусловно, у заказчиков есть службы безопасности, отслеживающие все события на заводе. Но самое главное, во время участия в тендере существует так называемый пакет, когда мы подаем финансовое состояние предприятия, наличие проигранных судебных дел, наличие исполнительных производств. Что мы сейчас можем подать? Убытки на полмиллиарда? Или 83 проигранных за 2020 год судебных дел? Завод просто не будет допущен к участию в тендере.

 

- Сейчас завод участвует в международных тендерах?

 

- За последние полтора года было подписано новых контрактов на 37 млн грн. Это неделя работы завода, я вам так скажу. Неделя.

 

- Это завод ничего не делает? Или никто в мире ничего не заказывает?

 

- Завод же не может сидеть и ничего не делать. Есть руководители, которые отвечают за показатели деятельности предприятия, за его прибыльность. Мне в 2014 году достался завод, когда портфель заказов был 900 млн грн. Через год он стал 2,5 млрд грн, а в 2018 году мы достигли 4 млрд грн. Мы выиграли все тендеры "Укргидроэнерго" под эгидой Европейского банка.

 

РУКОВОДСТВО ЗАВОДА

 

- Почему действующего исполняющего обязанности гендиректора периодически по решениям судов отстраняют от исполнения обязанностей, а затем возвращают?

 

- Его отстраняли по решению суда в рамках уголовного дела, в котором он проходит как обвиняемый. Уголовное дело касается отгрузки продукции по заниженной стоимости.

 

- На время отстранения Виктора Бусько должность временно занимает Артем Кравец. Почему именно этот человек?

 

- Потому что это доверенный человек Бусько. Посмотрите биографию. Ничего не меняется. Бусько заявлял, что на время следствия хотел уйти, но так хотел, что дважды вернулся.

 

- Много ли уголовных дел сейчас на заводе?

 

- Это перманентный процесс. Постоянно. Правоохранители постоянно возбуждают дела, к этому надо относиться спокойно.

 

- А против Вас были?

 

- Фактически были. Конечно, все хотят получить звезду, и руководители крупных предприятий вызывают интерес. Относительно лично меня нет (уголовных дел, — ред.).

 

Харьковский ЭТП производит оборудование для иностранных заказчиков

Ротор турбогенератора ТГВ-325-2АУ3 на этапе сбора/Сайт предприятия

 

Перспектива "Электротяжмаша"

 

- Нужно ли вернуть завод в ведение, например, Минэкономики?

 

- Я бы сказал, что это разумно. Фонд показал свою полную несостоятельность в управлении "Электротяжмашем". Функционал Фонда госимущества — продавать объекты, которые были подготовлены под приватизацию. Задача фонда - не управление предприятиями. Они показали в этой сфере полную свою недееспособность. Посмотрите на ОХГК, когда предприятие передалось (в управление ФГИУ, — ред.) с суммой более 700 млн грн на счетах, а сейчас у них долги по зарплатам, у них задержки на Вольногорском ГОК, а ЭТМ еще и занимает у них 40 млн грн на погашение заработной платы.

 

Нельзя в сфере тяжелого машиностроения играть в политику. Принятие решения, что будет пятидневка, обошлось заводу минимум в 50 млн грн чистого убытка в год. А потом убытки наращиваются, как снежный ком. Самое главное для предприятия — это не стоять, нельзя останавливать производство. Точка безубыточности для "Электротяжмаша" — это 150 млн грн отгрузки в месяц. Ниже 150 млн грн — это однозначно ущерб.

 

- В такой ситуации какая перспектива у "Электротяжмаша"?

 

- Банкротство.

 

- Как на ситуацию с "Электротяжмашем" реагируют в Кабмине?

 

- Не знаю. Я так понимаю, это вопрос искажения информации, которую подает Фонд госимущества своему руководящему органу в лице Кабмина. Есть еще Офис президента, там же есть заместители, которые курируют промышленность, экономику и т. д. Вопрос в корректности предоставляемой информации. Фонд проводит политику погружения в какое-то облако, транслируя, что на заводе все прекрасно, а потом станет еще лучше.

 

- В таком "снежном коме" сколько времени остается у "Электротяжмаша"?

 

- Месяц максимум. Де-факто, все признаки банкротства налицо. Сейчас завод имеет отрицательный баланс — то есть акты предприятия не покрывают его долгов. У завода имеется задолженность по оплате энергоносителей, электроэнергии и природного газа около 40 млн грн, постоянно существует риск отключения предприятия. А хуже всего — люди не получают то, что заработали своим трудом, а это святая святых.

 

- Если отталкиваться от ситуации, что у нас месяц, что необходимо сделать?

 

- Первое — это вернуть доверие заказчиков. Можно фантазировать, расписать "дорожную карту", но это нужно было уже позавчера делать. Основного заказчика в ходе переговоров я уговорил на уникальные условия работы. С основным заказчиком у нас было 50% предоплаты, 50% — по факту поставки. Это уникальные условия. На прошлой неделе заказчик принес письмо: "Учитывая постоянные срывы поставок, которые достигают 80% от первоначально заявленных объемов, и регулярные корректировки цен в сторону увеличения, в том числе на продукцию, ранее законтрактованную по более низкой стоимости, конечный потребитель направил в наш адрес письмо с отказом от авансовой системы расчетов". У нас нет оборотных средств, это еще больше обескровило предприятие. Это заказчик по всей электротяговой продукции. Так что мы теряем этот рынок.

 

В Харькове изготовили турбогенератор для индийской АЭС

Турбогенератор ТГВ-325-2ПТЗ/Сайт предприятия

 

Второе — нужно поднять все действующие наработки по контрактам, все-таки дожать. Перспектива, безусловно, есть. У нас в Украине есть заказчики в энергетике, то же транспортное машиностроение, есть огромный сегмент крупных электрических машин для металлургических комбинатов и т. д.

 

Третье — работаем над составлением новых контрактов. Это все нужно делать одновременно, качественно и быстро.

 

Но самое главное сейчас — это вернуть доверие основного заказчика и вернуться к авансовой модели, получить авансирование и запустить электротяговое производство. Потому что если мы сейчас не запустим производство, позже это будет просто технически невозможно уже сделать.

 

- Каков Ваш прогноз?

 

- В случае, если в ближайшие недели не будет принято решение о передаче завода к нормальному органу управления (я не знаю, Минэкономики, Минпром, но министерство, которое имеет компетенции, необходимые для управления крупными промышленными объектами, такими как завод "Электротяжмаш", а у ФГИУ, к сожалению, эта компетенция полностью отсутствует), то предприятие, безусловно, обанкротится и 3 тыс. человек пойдут на улицу.

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme