Уникальный музей, самовар и "певучая" площадь: История главного вокзала Харькова

Откуда приехал первый поезд на Южного вокзал, как выглядят дореволюционные паровозы и где планировали возводить здание Госпрома

Depo.
25 августа 2017 13:00
ФОТО: depo.ua

Она отличается от большинства привокзальных площадей Украины. Здесь поют фонтаны, останавливается время, любят отдыхать не только путешественники, но и некоторые горожане. Привокзальная площадь вместе с постройками Южного вокзала, Управлением ЮЖД и Центром почтовой связи создают уникальный архитектурный ансамбль, который является одной из самых известных визитных карточек города. Но эти сооружения интересны не только своим внешним видом, ведь они имеют очень богатую и интересную историю. Так с чего же начиналась история главного вокзала Харькова?

История харьковского вокзала

Железнодорожную станцию "Харьков - Пассажирский" начали строить в 1868 году, вблизи Холодной горы. Первый пассажирский поезд на вокзал из Белгорода прибыл в 11:30 22 мая 1869 года. Уже вскоре было организовано постоянное движение поездов по Курско-Харьковско-Азовской железнодорожной ветке, ради которой, собственно, и строили харьковский вокзал. Именно с этой даты начинается история главного вокзала города, который стал одним из крупнейших в Российской империи.

Интересно, что в 1906 году на харьковском вокзале впервые начали работать женщины-носители, которые выполняли свои обязанности не хуже мужчин. А вот телеграфная связь здесь появилась лишь в 1912 году, тогда на вокзале установили трансляционный аппарат Уинстона. Само здание железной дороги реконструировали трижды. Последней перестройки она подверглась в послевоенные годы. Современный вид вокзал приобрел в 1952 году, после реконструкции разрушенного во время Второй мировой войны здания. Постройка выполнена в стиле "сталинского ампира" с элементами классицизма. Украшением главного зала является роскошная люстра весом почти пять тонн. С обеих сторон центрального зала расположены Северная и Южная башни высотой 42 м.

"Шелковичная" история привокзальной площади

Привокзальная площадь возникла во второй половине XIX века на месте бывшей шелковичной плантации. Сначала она носила название Архиерейской левады, а после того, как в 1860-х годах построили железнодорожный вокзал, территория левады превратилась в железнодорожный городок. В начале XX века здесь построили здание Управления Южных железных дорог, окончательно сформировав контуры современной площади. А в 1920-х годах построили здание Центра почтовой связи Харькова.

Поговаривают, что изначально на этом месте планировали построить Дом, но позже решили возводить Дом Промышленности в центре города. Кстати, трамвайный круг раньше размещался на территории современной Привокзальной площади. Перенесли его на привычное для харьковчан место в Управление Южных железных дорог лишь в 1950-х годах. А вот современный вид площадь приобрела в начале 2000-х, когда после реконструкции здесь построили поющие фонтаны. По традиции, во время зимних праздников здесь устанавливают новогодний городок со сказочным поездом.

Самый большой самовар Украины

В помещении Южного вокзала находится самый большой в Украине действующий самовар. Его объем - 360 л, вес составляет более 3 центнеров, высота – почти два метра. Рассчитан он на 1,8 тысяч чашек. Этот великан и сейчас выполняет свои функциональные обязанности. Здесь работает небольшое кафе.

Уникальный музей и литературный памятник

На территории Южного вокзала находится уникальный музей истории ЮЖД и железнодорожного транспорта. Здесь можно не только об истории развития украинской железной дороги узнать, но и уникальные поезда увидеть, ведь в музее есть оригиналы железнодорожной техники прошлого века. А вот залы музея поделили на три эпохи: дореволюционную, советский период и современную украинскую железную дорогу.

Кроме того, на первой платформе можно увидеть памятник герою романа "Двенадцать стульев" отцу Федору. Его открыли в 2001 году. Бронзовая скульптура Федора стоит на мраморном постаменте. В правой руке литературный герой держит конверт с письмом, в левой руке – чайник. На постаменте есть цитата из его письма жене: "Харьков - город шумный, центр Украинской республики. После провинции кажется, будто за границу попал".

Крупнейшие часы Харькова

На вокзале можно найти не только типичные для железной дороги интересности, но и крупнейший часы города. Они находятся на Южной башне, их диаметр составляет 4,25 м.

Вокзал в цифрах

Общая площадь помещений вокзала - 32,6 тыс кв.м, платформ и тоннелей - 33,1, тыс кв.м. Привокзальная площадь занимает территорию в 6,0 тыс кв.м. Вся территория вокзала составляет 4,8 га. Высота здания самого вокзала составляет 26 м. Он состоит из 7 пассажирских платформ, которые соединяются двумя тоннелями и наземным переходом. Именно с Южного вокзала в 2001 году отправился первый в Украине скоростной поезд "Столичный экспресс", сообщением Харьков-Киев.

Больше о событиях в Харькове и области читайте на Depo.Харьков