По-украински, пожалуйста: Соблюдают ли предприниматели языковой закон в Харькове

16 января вступили в силу отдельные нормы закона "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного"

Юлия Гуш
Журналист региональной редакции Depo.Харков
По-украински, пожалуйста: Соблюдают ли п…

Отныне все поставщики услуг — начиная с официантов в ресторанах и заканчивая продавцами в магазинах — обязаны делать это именно на украинском.

Соответствующий законопроект приняли еще в 2019 году, однако отдельные его пункты вступили в силу совсем недавно. Они касаются 30-й статьи языкового закона, которая как раз регулирует использование государственного языка в сфере обслуживания потребителей. Отныне в заведениях общественного питания, магазинах, супермаркетах, банках, АЗС услуги должны предоставляться именно на украинском. Это также касается информации на ценниках, инструкциях, технических характеристиках, билетах, меню и не только. Что, конечно, не запрещает дублировать ее на других языках.

Данный закон прежде всего порадовал жителей Харькова, которым не хватало возможности получать услуги именно на государственном языке. Именно по этой причине был основан проект "Украинский в Харькове. Карта". В его рамках сами харьковчане отмечали заведения, в которых украиноязычного клиента будут обслуживать на украинском. Автор проекта Олесь Штефчук рассказал, что таким образом они хотели поддержать украиноязычные заведения. Также активисты проекта позволили украиноязычным харьковчанам больше узнать о дружественных к ним заведениях.

"Здесь двоякое отношение, — отметил Штефчук. — Безусловно, когда я начинал, то ожидал, что в идеале эта карта станет ненужной. Что в Харькове все учреждения будут обслуживать на украинском языке. Или, по крайней мере, большинство. Сейчас идет такой промежуточный этап. Есть много вдохновляющих отзывов, которые свидетельствуют о том, что мы неплохо двинулись. И что есть много магазинов, которые уже умеют обслуживать на украинском. И теоретически должно быть очень много новых заведений, которые должны попасть 16 января на нашу карту. И понемногу они приходят. насколько их будет много и будет ли это подавляющее большинство — увидим позже. Но с другой стороны, уже понятно, что немало наиболее посещаемых учреждений и служб еще не готовы. То есть это клиники, какие-то сервис-центры".

Харківські заклади переважно перейшли на українську мову обслуговування

По его словам, языковой закон как раз идет навстречу харьковчанам, которые чувствовали себя дискриминированными в собственном городе. Потому что нередко люди сталкивались с ситуацией, когда поставщики услуг с англоязычным клиентом могли перейти на английский, а вот с украиноязычным продолжали говорить по-русски. Что влекло за собой определенное ощущение второсортности. Вместе с тем Штефчук отмечает, что в Харькове были владельцы бизнесов, которые еще раньше перешли на украинский. Причем по собственной инициативе.

"У нас, к счастью, есть несколько таких примеров, — отметил он. — Есть большой бизнес, например, сеть супермаркетов "Восторг" и "Делайт". Они это делали постепенно. И уже в 2018 году, кажется, у них появился один день общения на украинском. Еще в начале прошлого года они перешли полностью. Можно сказать, что у них уже было все готово за год до вступления закона в силу. Плюс к этому, у нас были сети ресторанов, которые вполне могли обслуживать на украинском. И все у них было хорошо. Также была заметна сеть кафе быстрого питания "Буфет". И здесь трудно сказать, было ли это следствием того, что в свое время приняли закон, или это их собственная позиция. Но еще в середине прошлого года у нас было достаточно заметное количество местного бизнеса, который сделал такие шаги".

Харьковская предпринимательница Яна (фамилию попросила не указывать — ред.) рассказала, что в Харькове ей всегда не хватало возможности получить услуги именно на украинском языке. Поэтому она с радостью встретила этот языковой закон. Женщина подчеркнула, что на сегодняшний день он не потерял своей актуальности.

"Если честно, уже давно пришло время это сделать, — убеждена она. — Слишком долго с ним тянули. Изменений особо не увидела, потому что еще мало, где была. Я сознательно перешла на украинский почти два года назад. Никаких колебаний по поводу того, на каком языке общаться в Украине с украинцами не было. в своем деле получаю только положительные фидбэк. Но у нас маленькая аудитория, большинство из клиентов — это "свои".

У Харкові побільшало української книги на полицях магазинів

Языковой закон предусматривает, что обслуживание может осуществляться и на других языках. Это в том случае, если сам клиент будет на этом настаивать. То есть люди, которые вообще не знают украинского, не останутся без банковских услуг или обслуживания в ресторане. И клиент, и сотрудник заведения без проблем могут выбрать приемлемый для них обоих язык общения. Хотя критики данного законопроекта, как правило, не обращают внимание на этот момент. Потому что еще до вступления в силу языкового закона со стороны пророссийских политиков звучали довольно громкие заявления. Они говорили о "тотальной, воинственной и насильственной украинизации". И, как следовало ожидать, заявляли о нарушении прав русскоязычных граждан.

Что касается соблюдения закона, то его могут контролировать и сами клиенты. Если потребитель попадет в ситуацию, когда нарушаются его права на получение услуг на украинском языке, то он прежде всего должен зафиксировать это нарушение в книге жалоб. А также обратиться к менеджеру с просьбой исправить ситуацию. Кроме того, каждый гражданин может составить жалобу на имя Уполномоченного по защите государственного языка.

"В первую очередь бизнес, который до этого не заботился о клиентоориентированности, скорее всего, будет продолжать в том же духе, — отметил Штефчук. — Вопрос в том, интересно ли это нам, нужен ли бизнес, которому клиент не очень интересен. Кроме тех монополистов, которх просто не обойти. В общем, из того, что я наблюдаю в течение последних лет: владельцы, как правило, не идут в открытую конфронтацию. Им на самом деле проще сделать эти шаги, чтобы не терять репутацию. Они понимают, что если они выразят антиукраинскую позицию, то это будет стоить репутации. А репутация — это то, что нарабатывается годами. И мало кто пойдет на то, чтобы этим рисковать".

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme