Город для людей: Как в Европе заботятся о безопасности дорожного движения (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Пока в Украине только пытаются внедрять европейские стандарты безопасности дорожного движения, в частности, в области градостроительства, во многих странах Евросоюза эти стандарты уже давно работают и дают вполне ощутимые результаты

Город для людей: Как в Европе заботятся…

Об этом свидетельствует статистика официальных и неофициальных органов Евросоюза, занимающихся проблемами безопасности дорожного движения. В частности, по данным Европейского совета по транспортной безопасности (ETSC), за последние семь лет уровень смертности на дорогах ЕС снизился на 20%, что в условиях постоянного увеличения количества автомобилей и роста уровня автомобилизации в странах содружества является колоссальным достижением. Другими словами, за семь лет партнерам усилиями чиновников Евросоюза, правительств стран-членов ЕС и муниципалитетов удалось сохранить минимум 6200 человеческих жизней, что равняется количеству жителей небольшого городка.

Даже несмотря на то, что данный показатель отстает от запланированной цели, которая предусматривает снижение смертности на дорогах ЕС на 50% к 2020 году по сравнению с 2010-м, общий прогресс в этом направлении очевиден. Например, в 2017 году на дорогах ЕС погибли 25 250 человек, что на 2% ниже показателя 2016 года. А это еще 500 сохраненных человеческих жизней и десятки миллионов сэкономленных средств, независимо от того, в каких денежных единицах и по какой методике измеряется стоимость этих жизней.

Однако ситуация касательно безопасности дорожного движения в разных странах Европы различна, иногда очень существенно. К примеру, в 2017 году лучшие результаты по уменьшению количества смертельных ДТП были зафиксированы в Эстонии (-32%), в Люксембурге (-22%), в Норвегии (-21%) и в Словении (-20%). В то же время, смертность на дорогах увеличилась в восьми странах, а в Словакии и Литве эти показатели остались неизменным.

Динамика снижения количества смертельных случаев на дорогах ЭС

Несмотря на подобные тенденции, 17 мая 2018 года Европейская Комиссия обнародовала Стратегический план действий по безопасности дорожного движения на период до 2030 года (так называемый "Третий пакет мобильности") и заявила о новой долгосрочной цели по сокращению вдвое смертности на дорогах ЕС, а также пропорциональному сокращению серьезных травм. И большинство стран Евросоюза уже активно включились в эту работу, которая предполагает реализацию целого комплекса мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения и развитие устойчивой мобильности.

Нет необходимости перечислять все эти мероприятия, поскольку их легко можно найти в открытых источниках, например, на сайте Департамента мобильности и транспорта Еврокомиссии. Подчеркнем лишь, что неотъемлемой частью этих мероприятий является улучшение транспортной и дорожной инфраструктуры и развитие устойчивой мобильности в городах, в которых проживает большинство населения.

В первую очередь речь идет об ограничении скорости движения транспорта в жилых зонах до 30 км/ч и запрете въезда тяжеловесного транспорта, развитие сети общественного транспорта, прежде всего электрического, создание условий для развития пешеходного и велосипедного движения. О качестве самих дорог и придорожной инфраструктуры даже не говорим, поскольку такие вопросы здесь решаются автоматически, без каких-либо директив или рекомендаций. Но качество дорог в Европе измеряется не только отсутствием ям и качеством дорожного полотна, а прежде всего уровнем их безопасности для участников дорожного движения. И философия такой политики очень проста: на дороге каждый может ошибиться, но никто не должен погибнуть. Никто! Европа ориентируется на концепцию "нулевой смертности" (vision zero). И вот тут надо смотреть. Надо видеть, как продуманная и качественная дорожная инфраструктура работает на сохранение жизни и здоровья людей, даже если они передвигаются пешком или на велосипедах.

Бельгия и Нидерланды vs. Украина

Возможно, не во всех странах Европы такие подходы работают на 100%, но в Бельгии и в Нидерландах они точно работают, причем давно. И опыт этих стран был бы очень полезным для Украины. Возьмем хотя бы Бельгию.

Сразу отметим, что по основным показателям безопасности дорожного движения Бельгия не является лидером среди других стран ЕС. Хотя именно здесь расположена столица Европейского Союза, и именно в Брюсселе формируется общая политика ЕС, в частности, относительно развития транспорта и мобильности. Несмотря на это, по данным ETSC, уровень смертельных ДТП в Бельгии составляет 5,5 человек на 100 тыс. населения, что несколько выше среднестатистического показателя по ЕС (5,0 погибших на 100 тыс. в 2017 г.)

Для сравнения, в Украине этот показатель составляет 13,7 человек на 100 тыс. населения (по данным ВОЗ 2016 года), хотя, несмотря на разный уровень доходов населения Украины и Бельгии, и разный уровень автомобилизации в этих странах, такое сравнение будет не совсем корректным. Поэтому лучше сравнивать Бельгию с соседними Нидерландами, где уровень смертельных случаев на дорогах составляет 3,6 человека на 100 тыс., или с Францией (5,3 на 100 тыс.).

В Харьковской области, по данным Патрульной полиции Украины, за 9 месяцев 2018 года произошло 1063 ДТП с пострадавшими (-11,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), в которых 92 человека погибли (+3,4%) и 1253 были травмированы (-20,3%). По Украине за 9 месяцев произошло 17319 ДТП с пострадавшими, в которых 2266 человек погибли (-2,2%) и 22394 получили различные травмы (-10,7%).

Структура и динамика смертельных случаев на дорогах Бельгии

Этой статистике можно доверять, ведь она базируется не только на данных полиции, но и на данных учреждений здравоохранения и других независимых институтов, в том числе международных, которые на профессиональном уровне занимаются проблемами безопасности дорожного движения. К примеру, в Бельгии уже много лет ситуацию на дорогах мониторит Институт безопасности дорожного движения (VIAS), который ежеквартально публикует подробный отчет о ситуации с БДД и по стране, и по каждому административному региону. Благодаря этому "барометру" безопасности дорожного движения, можно видеть, что за 9 месяцев 2018 года общее количество дорожных аварий с пострадавшими в Бельгии (по сравнению с соответствующим периодом прошлого года) увеличилось на 0,6% (+168 случаев). Но при этом на 4,6% уменьшилось количество смертельных случаев на месте ДТП (16 человек) и на 0,3% уменьшилось количество травмированных (93 человека). На счету – каждая человеческая жизнь.

В целом за 9 месяцев 2018 года на дорогах Бельгии погибли 333 человека, в числе которых больше всего водителей легкового и грузового автотранспорта. При этом статистика зафиксировала, что за этот период возросло количество аварий, связанных с фургонами (+ 0,8%), мопедами (+ 3,2%) и велосипедистами (+ 6,9%). Последний показатель является весьма тревожным, хотя и имеет свое объяснение: за последнее время количество велосипедистов на дорогах городов возросло практически вдвое, и на сегодня они составляют более 10% городского трафика. Поэтому бельгийские специалисты постоянно бьются над тем, чтобы добиться уменьшения количества ДТП и человеческих потерь, вызванных дорожными авариями.

Сравнительная статистика смертельных случаев на дорогах Бельгии за 9 месяцев 2017 и 9 месяцев 2018 года. Источник: VIAS

Однако все это – сухая статистика, которая отражает лишь общую ситуацию и тенденции относительно безопасности дорожного движения. А для того, чтобы оценить уровень этой безопасности на собственном опыте, необходимо выходить или выезжать на улицу того или иного города и наблюдать, что там происходит. Именно этим автор занимался в течение нескольких дней на улицах Антверпена, который является вторым по величине и значению городом Бельгии, насчитывающим около 500 тыс. жителей. С этой целью также пришлось побывать в городах Гент и Брюгге.

Типичный пешеходный переход на улице Антверпена. Выложенный разноцветной брусчаткой и приподнятый над проезжей частью дороги, что заставляет водителей притормаживать перед ним и пропускать пешеходов. Кроме того, в центральной части города введено ограничение скорости движения для авто-, мототранспорта – не более 30 км/час.

Не типичный регулируемый пешеходный переход, обозначенный разноцветной зеброй, что повышает его видимость и для водителей, и для пешеходов. Выглядит очень необычно.

Группа детей в сопровождении взрослых направляется по улице Антверпена. Все дети в специальных жилетах со светоотражающими полосами. Это обязательное требование.

В центральной части Антверпена большинство улиц превращены в пешеходные и вело-пешеходные зоны, где автомобилям, мягко говоря, не очень рады. Въезд грузовых автомобилей и другого крупногабаритного транспорта на их территорию вообще запрещен.

Количество велосипедов и велосипедистов на улицах города просто поражает. Кажется, они здесь везде. Даже в декабре (хотя зимы здесь относительно теплые) для многих антверпенцев велосипед остается основным видом транспорта. Поэтому многие велосипеды оборудованы специальными багажниками и багажными отделениями.

Если нет свободного места на велопарковке, то можно припарковать свой велосипед у ближайшей стойки.

Еще одна типичная уличная велопарковка на улице Антверпена. Правда здесь существуют и подземные велопаркинги.

Тот, у кого нет собственного велосипеда, может взять его напрокат. В Антверпене развита система велопроката. Воспользоваться этим сервисом можно при помощи специального мобильного приложения. Вот на столбе возле прокатного пункта размещен планшет с доступом в Интернет и терминал, через который можно рассчитаться за прокат велосипеда. Для тех, кто постоянно пользуется велопрокатом, есть существенные скидки.

В последнее время в Антверпене активно развивают систему проката электросамокатов, простых, надежных и доступных. Это для тех, кто не хочет крутить педали. Преимущество электосамокатов в том, что они даже не нуждаются в специальных парковках и занимают на улицах совсем не много места.

Велопарковка перед музеем современного искусства. Удобно и надежно.

Там, где раньше были автомобильные парковки, сейчас велопарковки. Видимо, так и должен выглядеть город для людей.

В Антверпене существует разветвленная система общественного транспорта, включая метрополитен, который охватывает 11 маршрутов и включает 22 станции. Достойную конкуренцию метро составляет городской трамвай, который с 1902 года работает на электротяге.

Таким образом выглядит современный пятисекционный трамвай на улице Антверпена. Хотя существуют и семисекционные.

Дорога и типичный пешеходный переход с тремя автомобильными светофорами. Не заметить такой переход водителю просто невозможно.

А это уже загородная автомагистраль, соединяющая Антверпен с другими городами Северной Бельгии. И вдоль нее никаких бигбордов. Только дорожные знаки и указатели для водителей.

На въезде в город Гент организовано круговое движение, что заставляет водителей снижать скорость движения и безопасно проезжать сложный участок дороги.

Въезд на платную автомагистраль. Стоимость проезда для пассажирского автобуса составляет 17,5 евро.

А это уже типичная картинка из Нидерландов. На въезде в село Осендрехт в провинции Северный Брабант. Поскольку автомобильная дорога пересекается с велосипедной дорожкой, то для водителей установлены знаки об ограничении скорости и искусственное возвышение, которое заставляет снижать скорость.

Обычная сельская дорога. Ничего особенного.

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme