Забастовка водителей такси в Харькове: Причины, требования и реакция граждан

В День влюбленных таксисты многих украинских регионов, в частности Харькова, устраивают забастовку

Гипич Надежда
Журналистка Depo.Харьков
Забастовка водителей такси в Харькове: П…
Фото: Комментарии

Водители такси недовольны якобы низкими тарифами служб-агрегаторов, агрегаторы боятся поднимать цены, чтобы не потерять клиентов, а клиентам кажутся слишком высокими даже существующие цены. Все это взаимное недовольство выльется во всеобщую забастовку таксистов, которая запланирована в Харькове, Сумах, Киеве, Одессе, Полтаве, Краматорске и некоторых других городах на 14 февраля – День всех влюбленных. В свою очередь, клиенты такси предлагают устроить ответный бунт, а некоторые компании-агрегаторы уже подняли цены на свои услуги. В причинах, требованиях и реакциях акции протеста таксистов разбирался Depo.Харьков.

 

Причины

 

После того, как цены на топливо выросли минимум на 10% за последние недели, таксисты заявили, что работа по действующим тарифам теряет всякий смысл. Водители в разговорах с Depo. Харьков говорят, что подорожало все: топливо, автозапчасти, новые авто, а также стоимость лицензии, страховки, техосмотр и даже автомойка. Комиссия агрегаторов составляет от 11 до 30%. Также не добавляет позитива контроль со стороны налоговой с процентной ставкой от 5% (правда, пока неясно – от общей суммы или от чистого дохода).

 

Появление на украинском рынке компаний-агрегаторов с их простым механизмом трудоустройства (скачал приложение на телефон и выходи, работай), отсутствием специальных требований (было бы авто) и сладкими обещаниями (зарплата до 40 тыс. грн + бонусы) привело к тому, что водителей стало очень много. Очевидно, что рынок перенасытился водителями, ведь в такси иногда идут работать даже люди с двумя высшими образованиями, не говоря уже о работниках, которые приезжают в крупные города из периферии. На все это количество "свободных водителей", которые работают преимущественно на собственных авто и сотрудничают с несколькими агрегаторами одновременно, уже не хватает клиентов.

 

"Сейчас работы практически нет: влияет ситуация с "короной" (работа развлекательных заведений, ТЦ, театров и тому подобное не такая активная, как до пандемии), общее обнищание народа, прошедшие праздники (люди потратили деньги, теперь экономят), дистанционная работа", – рассказал Depo.Харьков водитель Олег, что, имея за плечами два высших образования и 20-летний водительский стаж, уже четыре года работает в такси.

 

По его словам, если бы до введения карантинных ограничений можно было бы, в среднем, "чистыми" заработать 12-15 тыс. грн в месяц, то сейчас выходит только до 10 тыс. грн, да и то не у всех и не всегда. "В январе не все и на минимальную зарплату заработали. Февраль тоже не радует, может немного получше, чем в январе. Так что на самом деле таксисты и до средней зарплаты не дотягивают, а чтобы 20 тысяч в месяц иметь, это нужно работать без сна, можно сказать круглосуточно. А те водители, которые работают не на собственном, а арендованном авто, вообще сходят с ума – им иногда даже на аренду не удается заработать. Они выходят в минус, и им после этого даже работать не хочется", — рассказывает Олег.

 

"Бензин сейчас стал по 39 грн/л, а минимальный заказ – 35 грн (лишь на некоторых агрегаторах, – ред.). Кто выедет 14 февраля – тот не таксист!". "Низкие тарифы заставляют проводить за рулем по 14 часов, падает внимательность, возрастают риски попасть в аварию. А как иначе, если тариф 8-9 грн/км, затем расходы на топливо, комиссию агрегатора, амортизацию автомобиля, и, по итогу, со 100 грн за поездку на руках остается 30 грн", – жалуются водители.

 

заказ таксы болт

Один из последних заказов от такси Bolt

 

"Мы у агрегаторов как рабы: свой процент они от нас все равно получат, а сколько останется нам, это никого не интересует. А на водителе все: и автомобиль, и обслуживание. Сейчас агрегаторы так работают, что у них все для пассажира и ничего для водителя. Раньше говорили, что "наши люди в булочную на такси не ездят", а сейчас такси доступнее, чем общественный транспорт. Маршрутки подорожали, метро подорожало, а такси уже много лет ездят по одним ценам", — говорит водитель такси, автор YouTube-канала "Taxi Cool" Александр.

 

любимое таксы в Харькове

Переписка водителя с агрегатором по поводу тарифов

 

И в забастовке 14 февраля (праздничного дня, когда традиционно спрос на услуги такси растет), они видят шанс "показать, что таксисты хотят что-то изменить в лучшую сторону".

 

Требования

 

Поэтому водители такси разработали свои требования к таким службам такси, как Bolt, Uklon, OnTaxi, 30-40, 838, "Любимое Такси". Во-первых, водители требуют от компаний-агрегаторов поднять тарифы минимум на 20-30%, если не значительно выше.

 

"Все подорожало вдвое и продолжает дорожать: топливо, запчасти, новые авто, а тарифы остаются неизменными. Лично я считаю, что в тарифе "Эконом" подача должна стоить 100 грн 10-15 грн/км, 5 грн – минута ожидания, 2- 3 грн – минута в пути", – озвучивает цену, которую считает приемлемой, таксист-блогер Александр. – А тарифы "Go" и "Лоукост" вообще не имеют права на существование". (Тариф "Go" существует с конца 2020 года в такси Bolt – во внепиковые часы стоимость поездки на 10% ниже стандартной. Тариф "Лоукост" в октябре 2020 года ввели в OnTaxi – это сверхнизкий тариф, в котором цена за поездку составляет от 20 грн за подачу автомобиля и 1 км в пути).

 

Некоторые водители считают, что виновна в таких низких тарифах российская служба "Яндекс.Такси", которая в 2017 году попала под украинские санкции в отношении российского бизнеса, но продолжает нелегально работать в Харькове.

 

яндекс таксы в Харькове

Страница с тарифами, предложениями и партнерами "Яндекс.Такси" в Харькове

 

Реакция пассажиров

 

Нетрудно представить, что реакция пассажиров на забастовку водителей такси оказалась резко отрицательной. На жалобы таксистов их пассажиры ответили не меньшим перечнем жалоб. Дорого, некачественно, грубо, хамовито, работают без лицензии, без ремней безопасности и детских автокресел – таковы основные претензии к водителям харьковских такси со стороны клиентов. Таксисты действительно регулярно становятся участниками ДТП в Харькове, жители города постоянно фиксируют грубые нарушения ПДД со стороны водителей такси.

 

реакция граждан на повышение тарифов в Харькове

Реакция соцсетей на забастовку таксистов

 

"Низкая цена? Из Центра на Салтовку Bolt просит 300 грн в час-пик по тарифу "Эконом", а то и больше. Это дешево?" – удивляется харьковчанка Елена.

 

"Они хотят, чтобы как в старые добрые времена они возили только одного лоха с вокзала в неделю по завышенным ценам. А вот эти заказы ваши "несерьезные", до 5 км, чтобы вообще перестали существовать. Не годится пану-водителю такси меньше, чем на 5 км стартовать, да еще и в невыгодный район, ведь ему потом назад ехать пустым придется", – пишут харьковчане в соцсетях под постом о забастовке таксистов.

 

Возмущенные пассажиры предлагают устроить водителям такси "ответный бунт" и пользоваться другими службами и агрегаторами, которые не принимают участия в забастовке. "Пусть сначала поменяют свои ржавые "Ланосы" на нормальные автомобили!" – пишут пассажиры. Водители в свою очередь объясняют, что они зарабатывают совсем не так много, как кажется пассажирам.

 

Поднимут ли агрегаторы цены

 

Агрегаторы, не дожидаясь забастовки 14 февраля, уже начали анонсировать повышение тарифов. Компании признают, что, с учетом инфляции и роста стоимости топлива, цены на такси сейчас якобы вдвое меньше рыночных. Но и поднять их в два раза компании не могут, потому что тогда возить будет некого – большинство людей не сможет себе позволить услуги такси и вообще откажется от них.

 

Поэтому такси "30-40" приняли компромиссное решение и еще с 1 февраля подняли тарифы на 10% . Теперь подача такси в тарифе "Эконом" составляет 50 грн и 8 грн/км.

 

В OnTaxi говорят, что тоже ищут компромисс (при этом стоимость подачи автомобиля до 50 грн была увеличена еще несколько месяцев назад – ред.). "Мы всегда заботимся об интересах своих клиентов и своих партнеров – драйверов. Поэтому сейчас мы досконально изучаем рыночную ситуацию и разрабатываем тарифные планы, которые будут одинаково приемлемы как для пассажиров, так и для водителей", – ответили Depo.Харьков в службе OnTaxi.

 

В водительских пабликах появилось сообщение с новыми тарифами от компании, где минимальный заказ в "Экономе" теперь составляет 40 грн. плюс 7,5 грн./км. Однако водители ощутимого поднятия тарифов пока не увидели. "ОнТакси снова поднимает плату на 50 копеек и называет это повышением тарифов. Да, на простое это ощутимо = 20%. Но простой в пробках не считается, за подобные трюки блокируют", – говорят водители, которые только что вернулись со смены.

 

ОнТакси в Харькове

Сообщения водителям о повышении тарифов OnTaxi

 

В "Любимом Такси" также пообещали пойти навстречу водителям и поднять тарифы на посадку в 28 грн плюс 6 грн/км. Но, опять же, водители пока перемены не увидели.

 

любимое такси в Харькове

Сообщение от "Любимого Такси"

 

В компании Bolt на запрос Depo. Харьков ответили, что у них и так все хорошо с тарифами, а доход их водителей "является одним из лучших на рынке Украины".

 

А пока драйверы жалуются на небольшие доходы, в Раде предлагают ввести фискализацию такси. Глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетьманцев заявил, что "достаточно жестко требует", чтобы такой закон появился в ближайшее время.

 

Итак, 14 февраля, в День влюбленных часть харьковских таксистов планирует остаться дома и не включать программы агрегаторов Bolt, Uklon, OnTaxi, 3040, 838, "Любимое Такси". А тем, кто не поддержит забастовку, водители угрожают фейковыми заказами, которые заставят "предателей" возить воздух.

 

Главная инициатива забастовки исходит от таксистов Сум – именно они начали распространять в соцсетях объявления с призывом к забастовке. И хотя большинство водителей однозначно согласны с тем, что потребность в поднятии тарифов давно назрела, однако сомнения в успехе забастовки вызывает отсутствие какой-либо координации. Водители, работающие в такси по три-пять лет и больше говорят, что никогда не слышали о существовании профсоюза таксистов, и что организовать большое количество разрозненных таксистов, не знакомых друг с другом, будет крайне затруднительно.

 

"Таксисты не смогут организоваться. Будет кучка желающих больших денег, которые будут "кошмарить" других. Как я понимаю, таксовать они будут, но отключатся от агрегаторов и так накажут их. Вот только не понимают они, что кое-кого потом отключат агрегаторы и не на день", – пишут пользователи под сообщением о забастовке.

 

"По моему субъективному мнению, ничего не будет. Менталитет наших граждан является основным тормозом в реализации подобных мероприятий. Возможно, если бы все это организовала какая-нибудь организация типа того же профсоюза, которая собственно и смогла бы взять на себя ответственность и высказать четкие требования по этому вопросу – тогда да, многие подтянулись бы принять участие, потому что проблемы действительно существуют", – рассказал Depo. Харьков Александр, который работает водителем такси пять лет.

 

Удастся ли харьковским таксистам организоваться для забастовки 14 февраля – покажет время.

Читать также: "Выключаем агрегаторы": Таксисты Харьковщины планируют забастовку в День влюбленных

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme