Страх и паника: Как мошенники по телефону "раздевают" харьковчан

Иногда, чтобы завладеть чужим состоянием, злоумышленники прибегают к прямому разбою, кражам и угрозам. Однако порой им на помощь приходят такие манипуляции, благодаря которым человек добровольно отдает все свои деньги

Юлия Гуш
Журналист региональной редакции Depo.Харков
Страх и паника: Как мошенники по телефон…

У телефонных мошенников есть одна простая, но довольно действенная схема. Они ночью звонят людям, преимущественно пенсионерам, и заявляют, что их близкий – чаще всего сын или дочь - попал в беду. Например, устроил ДТП, совершил правонарушение и оказался в тюрьме, лежит в больнице в тяжелом состоянии. И чтобы спасти такого родственника, нужно передать немалые деньги конкретному лицу или перевести их на указанный счет. Человек, будучи в паническом состоянии, передает. И только потом узнает, что он только что стал жертвой мошенников, и с родственником все хорошо.

Например, 19 сентября 72-летний харьковчанин добровольно отдал мошеннику 22 тысячи долларов. В тот день пенсионеру позвонил незнакомец и заявил, что его сын попал в аварию. И избежать уголовной ответственности помогут деньги, причем немалые деньги. Уже через несколько минут пострадавший встретился со злоумышленником и передал ему свои накопления. В общем, это типичная схема телефонных мошенников, особенно это касается людей солидного возраста. Сами пострадавшие вместо того, чтобы кому-то позвонить и проверить, отдают сбережения.

"Пожилые люди являются одним из ключевых звеньев – наверное, потому, что они более наивные и неосведомленные, – рассказал бывший сотрудник киберполиции Андрей Галич. – Некоторым из них трудно дались информационные технологии. И после всех этих звонков они нигде не видят подвоха. Доверчивостью пенсионеров проще всего воспользоваться. Звонили моей одной бабушке и другой моей бабушки. Маме моей звонили. Заявили, будто я в полиции. А я в соседней комнате спал. Такая была смешная ситуация. Говорили "Мама, я попал".

Однако не только пенсионеры становятся жертвами мошенников. Например, 25 сентября 46-летнему харьковчанину ночью позвонили злоумышленники. Они заявили, что его сын попал в аварию и находится в больнице. А для решения этой проблемы, конечно, нужны деньги. В полицию мужчина обратился на следующий день. По его словам, неизвестные лица путем обмана завладели деньгами в размере 48 тыс. грн. К нему приехал незнакомец и забрал деньги. Впоследствии пострадавший с женой приехал в указанную больницу, однако сына там не нашел. Обеспокоенные родители только тогда додумались позвонили парню. И, как оказалось, он был дома и с ним все было хорошо.

Иногда пострадавшие даже сами не понимают, как попались на крючок мошенников. Галич привел пример своего бывшего одноклассника, выпускника Харьковского института радиоэлектроники. Казалось бы, человека хорошо осведомленного в этой теме. Мужчина в тот день занимался продажами, ему позвонили "клиенты" и попросили провести определенные действия через банкомат. Мужчина тогда даже сам не понял, как деньги оказались у другого человека. Средства с его карты просто были переведены на чужой счет.

"Обычно звонят в ночное время, – рассказал старший преподаватель кафедры информационных технологий и кибербезопасности Алексей Рвачев. – Когда человек спит. Он только что проснулся вследствие звонка. И очень часто потерпевшие говорят, что первые слова, которые они слышат – это голос своего родственника, который очень похож. Может, это эмоции. Может, это программа, которая подделывает голос. Был случай, когда мой знакомый говорил, что он уехал из города. И тогда позвонили его бабушке. Сообщили о том, где именно он совершил преступление. Что даже есть такое мнение, и его подтверждают практически работники, что некоторые злоумышленники работают с представителями операторов мобильной связи. Телефон удаленно отключается, они знают, где человек находился, сообщают родственникам, дескать, "ваш сын там-то, (а они "так, значит, правда") и он совершил ДТП". Или говорят, что нужно внести залог. Люди знают благодаря СМИ, что очень часто у нас выходят из-под стражи за счет того, что вносят залог. Хотя для этого потребуется несколько дней, чтобы сделать представление в суд, чтобы он принял решение, размер залога установил".

Мошенники действуют не только через телефонные звонки, но и при помощи интернета. В этом случае они используют не страх за здоровье близких, а паразитируют на уже имеющихся отношениях. Галич рассказал историю пятидесятилетней женщины, которая познакомилась в сети со своим сверстником. Тот представился гражданином США. После года общения он заявил женщине, что продал все свое имущество и намерен переехать в Украину. И тогда они заживут счастливо вместе. Мужчина попросил ее банковские реквизиты и сообщил, что отправил около миллиона долларов. Пострадавшая получила даже СМС-сообщения и электронные письма якобы от банка. Правда, чтобы деньги оказались на счету, нужно было уплатить налоги. Сначала женщина заплатила десять тысяч. Потом ей позвонили и попросили еще. Пострадавшая продала дачу, набрала долгов, в течение двух-трех месяцев переводила средства. Связь с мошенником была прервана только после того, как женщина перестала платить. Как оказалось впоследствии, такую махинацию провела международная группа мошенников.

В других случаях злоумышленники могут рассылать СМС-сообщения о том, что якобы получатель выиграл определенный приз. Но отмечают - чтобы получить желаемое, необходимо уплатить налоги. Человеку дают номер счета, он переводит деньги. Конечно, ничего не получает. Потом ему врут о том, что средства не пришли или ему что-то забыли сообщить. И снова получают деньги. Так продолжается до тех пор, пока сам пострадавший не поймет, что его просто водят за нос. Также мошенники могут представиться сотрудниками банка и заявить, что карта якобы заблокирована. И, чтобы разблокировать ее, человеку предлагается проехать в отделение где-то в другом городе. Или поступить проще и пройти авторизацию онлайн. Конечно, доверчивая жертва выбирает более простой вариант. И так, сама того не ведая, сливает о себе всю информацию.

В таких случаях эксперты советуют ни в коем случае не предоставлять о себе информации, а сразу позвонить на номер своего банка (он указан на карточке) или наведаться в его ближайшее отделение. Если звонят неизвестные лица и сообщают, что близкий человек попал в беду, то нельзя поддаваться панике и выполнять их требования. Ни в коем случае не надо предоставлять о себе информации – ни номера карты, ни адреса. Стоит самостоятельно убедиться в том, о чем заявляют незнакомцы. Говорят, что родственник в полиции – надо звонить в полицию или ехать туда. Если говорят, что он в больнице – следует поступить аналогичным образом. А можно сразу же позвонить близкому человеку – возможно, он сейчас просто мирно спит у себя дома.

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme