Система приняла форму, которая ей удобна, но не исчезла, - художник Роман Минин

Роман Минин - один из самых известных современных украинских художников, первым стал использовать в творчестве шахтерскую символику и фольклор

Система приняла форму, которая ей удобна…

В Украине Романа Минина знают уже достаточно давно: в информпространстве середины 2000-х он "выстрелил" благодаря своим "сэмэсизмами" - картинкам из букв и символов, набранным в редакторе СМС на старых "досмартфоновских" мобильных телефонах. Тогда же многие ценители современного искусства открыли для себя и его своеобразную, запоминающуюся "шахтерскую" живопись. Кроме того, харьковчане могут помнить и прикрасные росписи стен – на ул. Гоголя, например, или в дворах в районе Пушкинской – созданные Мининым вместе с другим автором, Гамлетом. За пределами страны Минин стал знаменит благодаря работе "План побега из Донецкой области", созданной в 2011 году.

Родился в семье шахтера. Все детство провел в маленьком городке на Донбассе – Димитрове, который недавно переименовали в Мирноград. Живет в Харькове уже более 15 лет.

Шахтерский эпос Минин начал рисовать во время учебы в Харьковской академии дизайна и искусства.

В прошлом году Минин вошел в десятку самых продаваемых украинских художников за последние пять лет: летом 2015-го его работу "Генератор донецкого метро" купили на Sotheby’s за $11 500.

- Вы бываете в разных городах. Где бы вам хотелось жить, и какое место вы считаете своим домом?

- Я живу в Харькове, и мне тут прекрасно. Я чувствую, что нужен городу. Он нуждается в пассионариях, способных объединить творческих людей, потратить на это время, усилия, энергию. И мне приятно быть там, где я действительно нужен.

Часто бываю и в Киеве, который наполнен модными тусовками. Здесь я бы тоже мог занять свою нишу, быть востребованным. Может, было бы больше внимания. Но если уж ведутся разговоры о децентрализации не только власти, но и творческих акций, равномерном развитии всех регионов, то, думаю, правильнее мне оставаться в Харькове.

- А за границу не хотели бы уехать?

- Да, бывал я за границей. Там своих хватает. А здесь у нас есть реальные дела.

Система прийняла форму, яка їй зручна, але не зникла, - художник Мінін - фото 1

- Вы говорили раньше, что хотели бы вернуться на Донбасс. При каких условиях это возможно? Как вы это видите?

- Банально, конечно, говорить, что при условии мира. Нужно организовывать массовые фестивали, особенно связанные с детьми, потому что работа с ними гораздо перспективнее, чем со взрослым поколением. Если будут какие-то социальные программы, я мог бы пригодиться как консультант или художник, который занимается росписью стен.

Нужна углубленная работа, а не просто рисовать украинские флаги где попало, даже на мусорных баках. Мне кажется, это глупость чиновничья и беспомощность, которую они проявляли в течение 20 лет. Результат их культурной политики мы уже ощутили в полном масштабе.

Пора браться за голову и восстанавливать то, что было упущено за прошлые годы. Это будет нелегкий труд.

- А у вас есть желание самому сделать какой-то проект, что-нибудь связанное с политикой?

- Нет. Я знаю, что это такое - быть организатором и немного знаю политические схемы, эти порочные круги.

Наше общество построено на замкнутых кругах. Сложно их разорвать, найти выход. Революция достоинства не смогла разорвать замкнутый круг тотальной коррупции в стране, все вернулось на круги своя.

Я не хочу углубляться во всякие политические штуки. Хотя, думаю, было бы прекрасно, если бы у меня была возможность договориться, например, с мэром города, в котором я родился, - раньше он назывался Димитров, а скоро будет называться по-другому, Мирноград. Мы могли бы организовать какой-то проект и за годик-другой изменить облик города, работая на локальном уровне.

Строить культурную политику на глобальном уровне сейчас пытаются очень многие, потому что скоро будут выделяться гранты, причем немаленькие, и многие хотят быть причастными к их распределению. Но это не для меня – стремиться быть возле этих потоков, я люблю зарабатывать деньги, работая, а не просто распределяя их.

- Как вы видите разрешение ситуации с оккупированными территориями? Должны ли они вернуться в Украину, или вы считаете, что это не обязательно и можно как-то по-другому договориться?

- В наших интересах сделать так, чтобы было больше людей, которые хотят вернуться в Украину. Люди должны захотеть, сделать свой выбор, заставить мы не можем.

Но вообще-то особого выбора у людей там нет. Получается, что Украина воюет с Россией, и придется решать ситуацию военным путем. Я против этого. Думаю, в наших силах сделать так, чтобы все разрешилось абсолютно мирным путем. Думаю, все могло бы обойтись, если бы в течение 20 лет независимости была культурная политика, хоть в каких-то формах проявление любви друг к другу - культурные обмены, концерты, выставки, а не просто экспорт попсы из Москвы.

Россия потеряла связь с реальностью, была уверена, что вся эта попса, которой она обильно поливает все постсоветские республики, – это и есть те духовные скрепы, которые все соединят. Но попса – это не проявление любви. Есть много других способов проявить любовь. Все это время было желание общаться с Польшей, Прибалтикой, другими странами Евросоюза. Они много денег вложили в нашу культуру, на развитие художников в Украине. Было столько грантов, почему Россия так не делала? Она думала, что попса это заменит?

Я уже не говорю об отношениях между востоком и западом Украины. Не было никаких форм проявления любви – ни по телевизору, нигде. А с 2004 года начали проскакивать в информационном пространстве дерзкие мыслеформы: обнести Донбасс колючей проволокой, отделиться, заявляли, что там живет быдло. Были ненужные подчеркивания мнимой разницы, это нагнетало ситуацию, которую нам придется еще долго расхлебывать.

Система прийняла форму, яка їй зручна, але не зникла, - художник Мінін - фото 2

- У вас остались родственники и, возможно, друзья на Донбассе. Как вы общаетесь? У вас не возникает политических разногласий?

- Прекрасно, пока не затрагиваем политические темы. Если больные места не трогать, можно спокойно общаться. Все мы одинаковы, никто не хочет войны, все хотят просто жить и радоваться жизни. И это самое главное!

А все остальное - ментальная ловушка, в которую всех загнали. Мы все в капкане, нас туда загнали – Россию и Украину, восток и запад Украины. Нам всем навязали такую модель поведения, когда есть разделение на свой-чужой. Получается, кому-то это выгодно. Желание распутать, изменить ситуацию надо рекламировать и популяризировать.

- Когда вы последний раз были на Донбассе?

- Несколько лет назад.

- Вы можете сказать, есть ли там, на ваш взгляд, какое-то развитие культуры? Может, у вас есть информация о территориях, которые контролируются Украиной и оккупированных территориях? Может быть, вы можете сравнить их, если у вас есть какие-то данные.

- Я знаю, что со стороны Украины есть люди и институции, которые прикладывают максимальные усилия, чтобы культура туда попадала и работала. Например, фонд "ИЗОЛЯЦИЯ" очень хорошо работает в Мариуполе, есть и другие активные ребята, много фамилий, не буду перечислять. Я сейчас тоже принимаю участие в проекте "Килим", который, образно говоря, как ковер, объединил современных художников со всех концов Украины.

Есть стремление к культурному обмену востока и запада. Началось проявление любви, желание показать, что мы вместе. Это надо взращивать и совершенствовать.

- А у вас есть информация об оккупированной территории?

- Нет, вообще ничего не знаю о каких-то культурных событиях там, нечего сказать.

- Как вы относитесь к тому, что произошел всплеск патриотических произведений в музыке, кинематографе? Как вы считаете – это искусство или дань моде?

- И то, и другое. Конечно, на патриотизм есть спрос, он в тренде. Но я считаю, что чем больше разного происходит в искусстве - тем лучше. Пусть люди говорят о том, что болит, делают, кто на что горазд. Хуже было бы, если бы ничего не происходило, все сидели тихо, дрожали и боялись плохих новостей.

Я надеюсь на молодое поколение, если оно будет вовлечено в искусство - это прекрасно, значит, у нас есть будущее. Надо работать с молодежью, расширять сознание путем интеграции в мир, дать знания о том, как он огромен и прекрасен, как хорошо побывать в его разных концах. Если человек живет только в одном регионе и никуда не выезжал, то он на сто процентов уверен, что его регион самый лучший, и люди там самые правильные, а все остальные – недостойные. Я бы хотел прививать молодежи изучение иностранных языков, тягу к путешествиям и общению с людьми. Благодаря этому можно понять свое место в мире.

- У вас не возникает желания отключиться от Интернета, выключить телевизор и ничего не знать о том, что происходит в политике?

- Да, я так делаю. Две недели не включал ничего, не следил за новостями. Я почувствовал радость оторванности от Интернета, от плохих новостей. Потому что все-таки транслируется некий эмоциональный фон, который приводит людей в тонус, формируя контролируемую среду.

- А кто контролирует?

- Мой ответ - система. Она принимает форму, которая ей удобна и подстраивает всех под нее, подминает где-то. В разное время система разная, сейчас она работает таким образом - навязывает людям конкретные модели поведения и эмоциональный фон.

- Ну а кто создал эту систему?

- Система.

- Сама себя создала? Из ваших слов создается впечатление, что система существует как-то автономно от людей

- Система - это не один и не два человека. Система - это форма существования общества. Почти как матрица. Очень похоже.

- Вы говорили, что надеетесь на молодежь, детей. Общаетесь ли вы сейчас с детьми переселенцев?

- Да, и не только в Харькове знакомые есть, общался и во Львове. Дети как дети, очень хорошие, абсолютно никакой разницы не вижу. Они хотят открыть мир и жить. Так что все у нас будет классно.

- Как вы думаете, повлияет ли на Харьков то, что сюда переехали много людей с Донбасса? Как может город измениться и изменится ли вообще?

- Думаю, перемены в Харькове не будут зависеть от этой волны миграции. Жители Донбасса не украсили и не испортили город. Это такие же обычные люди, которые просто хотят нормально жить. Они оказались в сложных условиях, лишились своих домов. Им надо помогать по мере возможности и ни в коем случае ни в чем не упрекать.

- По образу мышления они достаточно гармонично вписываются в Харьков?

- Абсолютно! В целом, многое зависит от культурной политики государства и от политики местных властей. Заинтересуют ли остаться, от частного к общему: чтобы людям было интересно остаться в Харькове, Харькову - в Украине, а Украине должно быть интересно остаться в Европе.

Если эту цепочку сплести, так и будет. А если где-то произойдет ошибка в системе, то ее будут расшатывать те, кто хочет, чтобы было иначе.

Система прийняла форму, яка їй зручна, але не зникла, - художник Мінін - фото 3

Все фото из архива Р. Минина

- В современном мире очень часто искусство опирается на какие-то политические и социальные события, все больше перфомансов. Как вы считаете, возможно ли сейчас создание арт-объектов как чистого искусства или уже не обойтись без привязки к социально- политическому контексту?

- Просто такие арт-объекты находятся на виду. Перфомансы используют спорные темы. Поэтому в СМИ освещают только скандальные акты искусства, которые могут расколоть общество на два лагеря, чтобы повысить градус, вызвать обсуждение новости. А некоторые художники знают, как попасть в медиапространство, стать своего рода информационным вирусом, обсуждаемым как можно дольше. Поэтому они и создают спорные вещи.

И получается, опять же, замкнутый круг - подобные произведения появляются, потому что художники хотят привлечь внимание, а СМИ хотят таких художников, так как им тоже нужно внимание. Вот они и взаимодополняют друг друга.

Но на самом деле, параллельно актам социально-критического искусства и перфомансизма на политическую тему, существует океан других художников, обладающих другой философией - талантливых людей, которые созидают какие-то свои миры. Их очень много, и они могут никогда не стать известными.

- То, что вы описали, происходит не только в Украине, а во всем мире, мне кажется, в западных странах даже больше, чем у нас...

- Да. Там интересны любые скандалы, и чем более провокативные, тем лучше, так устроена система.

- Каким проектом вы сейчас занимаетесь?

- В Киеве я делал витражи для маленькой архитектурной формы. Я хочу и дальше заниматься витражами, это мое. Я очень люблю линейную графику, открытые цвета, играть пропорциями, организовывать пространство языком монументально-декоративного искусства. У меня уже есть своя система символов и кодов, которые самодостаточны и аутентичны - свой язык. Я получаю наслаждение от этой игры, от творческого процесса. Создать аутентичный язык является одной из моих целей.

На мой взгляд, жанр монументально-декоративного искусства утратил актуальность, в некотором смысле даже идет борьба с ним - любые его проявления зачастую воспринимаются как рудимент коммунистического режима.

Он использовал монументально-декоративное искусство как способ популяризации идеологии, и это очень действенный, мощный инструмент. Но последние 20 лет он не был востребован, потому что не было никакой идеологии, на его место пришли граффити, мурализм и другие жанры.

Монументально-декоративное искусство в лучших своих проявлениях ушло на второй план, но для меня это не имеет значения, я его обожаю и пытаюсь актуализировать, интегрировать в будущее с помощью современных технологий. Для меня это очень интересно.

Некоторые мне говорят: "Позанимайся какими-то популярными видами, жанрами". Но я действительно люблю монументально-декоративное искусство, потратил много лет на обучение ему, у меня были хорошие учителя, богатая практика, в том числе - росписи храмов. Я изучал византийское искусство, объездил Италию, жил в Каппадокии, смотрел на витражи. Я носитель этого редкого языка и считаю своим долгом этим заниматься.

Я не занят каким-то одним проектом, пребываю в потоке нескольких всевозможных проектов. Меня приглашают и на стрит-арт фестивали и на разные хепенинги. Мне во всем хочется участвовать, но моя основная линия – развивать монументально-декоративное искусство.

- У вас очень много образов шахтеров, мужских образов. Будет ли когда-нибудь женщина шахтера?

- Женщины фигурируют, но очень мало, я согласен. Образ, который я создаю - это образ просто человека, и он получился мужского пола. Я не могу сказать, что рисую только картины о мужчинах, нет. Я рисую о людях вообще.

Бывает, что художники рисуют картины о мужчинах и остро это подчеркивают, но это те, кто обслуживает интересы меньшинств, например. Есть у нас и такие.

Мои образы – все-таки шахтеры, я хочу с помощью новых символов показать их жизнь. Место женщины в жизни каждого шахтера свое, и я не хочу обсуждать отношение женщин и мужчин в Донецкой области, потому что это спорная тема. Как только я начну ее касаться, я сразу попаду в область неприятных для меня споров, а я этого не хочу. Наоборот, я хочу придумать какие-то другие вещи, которые останутся надолго. Если бы я хотел каких-то скандалов - я знаю, как это сделать. Сложнее делать бесспорные вещи, а сложнее, значит интересней.

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme