Заглянуть в прошлое: Как античный герой сделал Харьков площадкой для межкультурного диалога (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Первая выставка "Путь Энея" состоялась в Италии в 2017 году. Теперь украинские художники обращаются к этой теме с собственными реалиями и национальным колоритом

В харьковской галерее современного искусства "Ермиловцентр" стартовала выставка под названием "Путь Энея. Художники современности один на один с прошлым". Экспозиция является результатом усилий художников двух стран – Украины и Италии. Объединенные общей темой прошлого, они делятся своими рефлексиями относительно исторических событий, искусства предыдущих поколений, личного опыта и его влияния на настоящее.

Это уже не первая выставка с подобной навой – другой "Путь Энея" был презентован в рамках ежегодного фестиваля Rimani Meeting в Италии в 2017 году. Тогда кураторы выдвинули идею взглянуть на отношения художника с прошлым через фигуру мифического Энея, который якобы на руках вынес своего отца из горящей Трои. Теперь украинские художники также обращаются к этой теме – с собственными реалиями и национальным колоритом.

Идея создания выставки принадлежит Центру европейской культуры. По словам соорганизатора мероприятия, директора "ДантеЦентра" Елены Мацолы, это была мечта организаторов итальянской выставки. Мацола убеждена, что такие размышления над своим общим прошлым помогут художникам лучше понять реалии сегодняшнего дня. Сейчас в странах Европы накопилось немало проблем, убеждена Мацола. Но для того, чтобы увидеть что-то новое, людям нужно понять себя, свои корни, а не терять опыт и богатство предыдущих поколений.

"Эта тема также очень актуальна в Италии, – подчеркнула Мацола. – Ведь и ее история непроста, там есть раны, есть вопросы, на которые еще предстоит найти ответ. К современному искусству в Италии относятся по-разному. Итальянское искусство Возрождения – это сокровище для всего мира. Поэтому распространена точка зрения, что все-таки современное искусство – это что-то не то. Это что-то другое. Или что-то непонятное, или что-то не такое важное. Эта выставка была попыткой показать, что современные художники просто по-другому, другими художественными словами выражают ту же красоту. И это - возможность посмотреть и услышать голос современного художника".

На выставке можно увидеть работы современных художников из Украины, Италии, Германии и Албании. По словам ее куратора Бориса Филоненко, главная концепция представленных произведений осталась неизменной. "Современный художник вступает в некие отношения с прошлым, – отметил он. – Но для него это вообще неочевидная история. Потому что современный художник – это человек, который пытается успеть за своим временем, который показывает то, что происходит сегодня. И очень редко оглядывается назад. Это - общие слова. Но когда мы начинаем рассматривать конкретные примеры, смотреть на художественные практики в Европе, мы видим, что эта ситуация изменилась довольно давно. Сегодня художнику важно понять, кто он по сравнению с той традицией, в которой он сформировался и вырос. Даже если он не знал эту традицию".

Однако, отметил Филоненко, фигура Энея воспринимается по-разному в украинском и итальянском культурном контексте. Образ этого героя в Италии абсолютно серьезный, чего не скажешь об Украине. Ведь здесь "парубок моторный" перенимает черты комического персонажа, а сама история становится крайне сатирической и остроумной.

"Выставка в основном состоит из работ украинских художников разных поколений, разных регионов, – рассказал Филоненко. – Мы пытались собрать старшее, среднее и младшее поколение. Собственно, это и сделали. Даже рассматривая исключительно украинских художников, мы видим, насколько по-разному они относятся. Вот художники Открытой группы, которые сейчас представляют на Венецианском биеннале украинский павильон, говорят, что по их мнению старшее поколение воспринимает опыт Советского союза как очень травматичный. Как опыт, на который нужно отвечать сильно, серьезно, и противопоставлять себя этому".

Вместе с тем, молодое поколение художников, которое ассоциирует себя скорее с 1990-ми годами, пытается найти там фигуры, которые соответствовали бы их собственным практикам. Тем более, что авангард 20-30-х годов прошлого века становится все более актуальным и интересным для молодых творцов.

Всего на выставке представлено 13 работ. Есть среди них две архивные работы. В частности, там можно увидеть фильм Микеланджело Антониони. Это предпоследняя работа режиссера. В ней художник, уже потеряв зрение, заходит в базилику и рассматривает скульптуры Микеланджело Буонарроти. Есть коллективная фотография из архива Панаса Мирного, на которой изображены украинские писатели во время открытия памятника Котляревскому. Фотография была сделана более 100 лет назад.

"Я бы хотела сказать о важности таких событий не только для Харькова, а и для Украины, – подчеркнула директор галереи "Ермиловцентр" Наталья Иванова. – Ведь такие выставки не только способствуют межкультурному развитию, межкультурному диалогу, а и взаимопроникновению двух культур – украинской и итальянской. Именно тем, что художники работают над одной темой. И она достаточно интересна для художественного исследования. Мне кажется, что на эту тему художники могут сказать очень многое, они могут отрефлексировать свое прошлое. Мы знаем, что есть определенные творческие династии. Нечто передается в исторической плоскости из поколения в поколение. Например, есть работа Павла Макова, которая относит нас к современным событиям на Востоке Украины. Есть работы, которые просто посвящены анализу прошлого. Я думаю, что для Украины это довольно актуальный вопрос. Потому что дискуссии вокруг нашего прошлого, о том, как его воспринимать и что брать у него в новейшую историю, что заметить, а что вообще закрашивать – это весьма политический вопрос".

Пусть выставка посвящена теме прошлого, на ней представлены прежде всего произведения современного искусства. А к нему отношение на сегодняшний день не является однозначным. По словам Ивановой, в любой стране можно найти как ярых поклонников современного искусства, так и тех, кто его принципиально не воспринимает, кто видит в нем беспорядок и вообще сомневается в необходимости его существования. Интересно также то, что современный художник имеет тенденцию обращаться к своему прошлому и пытаться найти взаимопонимание с предыдущими поколениями. Что, в частности, можно увидеть и на этой выставке.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Харьков

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook