Между прошлым и настоящим: Как украинцы праздновали Рождество при "советах" и без них

7 января православные украинцы отмечают Рождество – один из важнейших праздников для христианского мира, с которым связан ряд традиций, обычаев и обрядов

Юлия Гуш
Журналист региональной редакции Depo.Харков
Между прошлым и настоящим: Как украинцы…

Одной из самых ярких украинских рождественских традиций является колядование, к которому могут присоединиться как дети, так и взрослые. Колядники поздравляют хозяев дома с праздником, желают им здоровья, достатка и благополучия.

Колядки и щедровки, которые дошли до нашего времени, имеют не только христианские, но и языческое корни. К такому мнению пришло большинство этнографов еще в ХІХ-ХХ веке. По их словам, христианское возвеличивание Иисуса Христа в свое время наложилось на древнее языческое прославление Солнца, праздник Коляды, или Коротуна. Также некоторым украинским колядкам присущ оригинальный мотив создания мира птицами-демиургами. Например, в колядке "Ой, як то ще було із нащада світа" синие птицы спускаются на дно моря за песком, из которого впоследствии появится земля.

Ой, як ще не було ні Землі, ні Неба

А що тільки було та Синєє Море

А посеред Моря Зелений Явір

На Явороньку три Синії Птахи

Три Синії Птахи та Радоньку радять

Та Радоньку радять, як Світ засновати

Та й пірнули Птахи в Світові Глибини

Вместе с тем, рождественские обычаи и обряды не оставались неизменными и порой зависели от общественных сдвигов. Самым ярким таким примером стало установление коммунистического режима, чьи вожди горячо желали перекроить жизнь миллионов людей на свой лад. Поэтому не удивительно, что Рождество, как и Новый год, попали в немилость тогдашнего режима. Мол, негоже правильному и идеологически последовательному пролетарию отмечать вражеские буржуазные праздники.

В середине 1930-х годов власть таки решила изменить курс относительно празднования зимних праздников, ведь стало понятно, что они могут неплохо послужить государственной пропаганде. Для этого начали снова отмечать Новый год. Потому что во время торжественных мероприятий, среди празднично одетых людей, так удобно вспомнить добрым словом и тогдашних вождей, и тогдашнюю власть.

Были времена, когда даже к колядкам решили обратиться - правда, к искаженным и политизированным. В них тогда нужно было славить вождя, коммунистический режим и счастливых людей. Кроме новой идеологической основы, впоследствии начали появиться и другие атрибуты праздника, которые сумели даже пережить советский режим - Дед Мороз, Снегурочка, "голубой огонек", обязательное присутствие на столе салата оливье и "Советского шампанского". Но с ослаблением государственного давления рождественские обычаи и традиции стали понемногу возрождаться - нескольких десятков лет оказалось недостаточно для того, чтобы заставить людей забыть о праздниках, которые отмечались веками.

"Празднование Рождества Христова является одной из самых любимых традиций украинцев независимо от того, где они живут - в городе или в селе, - рассказала экскурсовод организации "Мандруймо Украиною" Виктория Склярова. - Праздник возвращает людей в атмосферу детства, подарков, светлых пожеланий. Рождество - это время семейного ужина, уютного общения разных поколений, возможность почувствовать свою сопричастность к собственному роду. Для популяризации праздника среди тех горожан, которые из-за событий 30-х годов - голод, репрессии, войны - потеряли родовое звено цепочки, молодежь устраивает различные фольклорные фестивали, мастер-классы".

Одним из таких мастер-классов является плетение традиционного соломенного паука и изготовление Дидуха - главного атрибута Рождества. Его изготавливают из злаковых видов культур, таких как рожь, пшеница, овес, а также разного рода душистых трав. Дидух символизирует урожай, достаток, богатство. В свое время он олицетворял духовную жизнь украинцев и был оберегом рода, а традиция плетения дидуха достигает дохристианских времен.

Украинцы - как дети, так и взрослые - начинают учить колядки к праздникам и собираются в вертепные группы. Причем некоторые из них готовятся особенно тщательно. Ведь недостаточно выучить колядки и позаботиться о своем внешнем виде - нужно еще поразить присутствующих своими актерскими талантами. Поэтому не удивительно, что все большую популярность приобретают живые вертепы, которые были сохранены и распространены преимущественно на Западной Украине. Традиционно каждое такое действо делится на религиозную и светскую части. В рамках религиозной тематики актеры-любители разыгрывают библейские сюжеты, действующими лицами которых являются такие фигуры, как Ангел, Пастушки, Три Царя, Смерть. Светская же часть - комическая, трагическая - более свободная по своей форме и содержанию. Ее сценки могут отсылать к нынешним событиям и касаться каких-то актуальных проблем современности. Например, в последние годы во время вертепного действа говорили о войне и поднимали тему мира.

"Что дают современному человеку такие традиции, как исполнение колядок, щедровок, вертепы и т. п? Пение колядки и щедрование - единственная живая непрерывная традиция, которая существовала вопреки всяческим запретам коммунистического режима", - пояснила Склярова. И добавила, что тихая радость дарится каждому, кто привлекается к исполнению старинных сакральных напевов.

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme