Президент ассоциации "Укравиапром" Виктор Попов: "Реформа оборонки и аероспейса заключается в смелости первого шага. Пусть этим шагом станет принятие законопроекта №3822"

Реформа оборонно-промышленного комплекса и авиакосмической отрасли выходит на финишную прямую

Журналист отдела новостей
Президент ассоциации "Укравиапром" Викто…
Виктор Попов

Законопроект №3822 "Об особенностях реформирования предприятий оборонно-промышленного комплекса государственной формы собственности" был проголосован в первом чтении, но вызвал острую дискуссию как среди специалистов, так и общественности. Законопроект предусматривает реформирование "Укроборонпрома", корпоратизацию государственных оборонных и авиапромышленных предприятий, и создание отраслевых холдингов, которые перейдут в управление Министерства по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины. Одним из камней преткновения стала роль наблюдательных советов в корпоратизированных компаниях. В первоначальном виде законопроект № 3822 предоставлял широкие полномочия наблюдательных советов, урезал управленческие функции менеджмента и не предоставлял возможности трудовых коллективов принимать участие в управлении предприятий. Ассоциация "Укравиапром" одной из первых выступила с критикой законопроекта и необходимости его глубокой доработки. Удалось ли достичь компромисса между авиапромышленниками и авторами законопроекта? Успеет ли Верховная Рада принять закон во втором чтении до летних каникул? И станет ли украинский аероспейс привлекательным для инвесторов? Об этом наш разговор с президентом ассоциации "Укравиапром" Виктором Поповым.

– Виктор Васильевич, вы выступали с критикой законопроекта №3822. С одной стороны, он содержит реформаторские положения, реформирует "Укроборонпром", открывает доступ к рыночном механизмам, с другой стороны – есть риск потерять ведущие предприятия ОПК и авиакосмической отрасли из–за отсутствия реальной государственной поддержки. Сегодня вы за принятие законопроекта или его еще нужно доработать?

– Законопроект №3822 говорит не только о реформировании "Укроборонпрома", а о реформировании отрасли в целом. В чем заключается реформа? Перейти к корпоратизации госпредприятий ОПК и аероспейса и в конечном итоге – к созданию холдингов. Фактически это приватизация с привлечением внутренних и внешних инвесторов. Немного истории. Все Президенты Украины, особенно после Леонида Кучмы, в своих предвыборных программах говорили о быстрой приватизации, в том числе оборонного комплекса. Во время Президента Виктора Ющенко началась работа по определению целостного имущественного комплекса в авиационной и оборонной отраслях. Была задача повысить эффективность существующих государственных предприятий, а после – эффективные предприятия корпоратизировать с привлечением инвесторов для дальнейшего развития. Это была отличная идея. В то время Министерство промышленной политики приняло соответствующий приказ о повышении эффективности предприятий госсектора. Это были правильные шаги по реформированию авиационной и оборонной отраслей.  Ведь объемы производства упали, заказы сократились, предприятия больше не работали в советской экономической системе. И это было логично: выделить работающие, перспективные предприятия, их сгруппировать, а непрофильные освободившиеся активы продать. И такая работа началась.

 

Виктор Попов на выставке вооружения

На фото: Виктор Попов на Международном авиакосмическом салоне "Авиасвит - ХХI" в 2021 году

– Что помешало реализовать намеченные планы?

– В 2010 году, с приходом новой власти в лице Виктора Януковича, уже в апреле была остановлена эта работа. Вместо корпоратизации мы получили "Укроборонпром", который и тогда, в момент создания был противоречивым проектом. Например, Премьер-министр Украины Николай Азаров не поддерживал идею создания "Укроборонпрома". В 2014 году была попытка вернуться к идеи корпоративного управления предприятиями оборонной отрасли и приватизации госпредприятий. Об этом заявлял Премьер-министр Украины Арсений Яценюк. Но ничего не было сделано в этом направлении: ни в плане повышения эффективности, ни в плане корпоратизации, ни в плане использования непрофильных активов. Более того, в 2015 году в "Укроборонпром" вошли предприятия авиационной отрасли. В частности – ГП "Антонов" и Харьковское государственное авиационное производственное предприятие. ХАЗ вошел в концерн "Укроборонпром" уже в состоянии банкротства. Это было ошибочное решение, которое не привело ни к выводу ХАЗа из банкротства, ни к серийному производству самолетов на "Антонове".

Президент Украины Владимир Зеленский через официальные заявления, поручения, указы взял курс на реформирования оборонки и авиакосмической отрасли. Какая ситуация сегодня с этой многолетней реформой?

– Задача, которую сегодня ставит Президент Владимир Зеленский – реформирование ОПК в целом и авиакосмической отрасли в частности путем создания государственных холдингов и корпоратизации. Конечно, же корпоратизация и акционирование государственных предприятий отрасли необходимы, это полезное начинание, направленное на развитие промышленности страны. Можно привести такой пример. По итогам прошлого года около 54% гособоронзаказа выполняется акционерными и частными предприятиями и только около 12% – государственными и 34% – предприятиями "Укроборонпрома". Это подтверждает главный постулат рыночной экономики – акционерные предприятия работают лучше, чем государственные, а частные – лучше, чем акционерные.  Если Украина движется в сторону акционерного и частного капитала – это верное направление. Но, есть одно "но". Законопроект № 3822 "Об особенностях реформирования предприятий оборонно-промышленного комплекса государственной формы собственности" вызвал у народных депутатов, специалистов, общественности много вопросов. В первоначальном варианте законопроекта нормы касающиеся деятельности и полномочий наблюдательных советов, менеджмента предприятий были противоречивыми, что вызвало большой негатив.

 

Виктор Попов представляет ФЭД

 

– В чем основные противоречия? Какие ошибки могут быть допущены при корпоратизации предприятий ОПК и аэроспейса?

– Мы видим неэффектную работу наблюдательных советов в "Нафтогазе", "Укрзалізниці". Среди членов набсоветов много иностранных граждан, которые к тому же не являются отраслевыми специалистами, у них непомерно высокие заработные платы, а производственная и финансовая эффективность этих предприятий снижается с каждым годом. Об этом говорят эксперты, общественность уже не первый год. Поэтому, если посмотреть в целом на процесс реформирования ОПК, аэроспейса – акционирование и корпоратизация нужна, но их необходимо провести таким образом, чтобы это отвечало прежде всего особенностям экономики Украины, международному опыту и самое главное – необходимо учесть в этом законопроекте мнение специалистов в этих отраслях, менеджмента, трудовых коллективов. Важно четко разграничить функции наблюдательных советов и менеджмента предприятий. В первоначальном варианте законопроекте все вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью, решались наблюдательными советами. Они выступали распорядителями имущества, финансовых средств, без их согласия невозможно было принимать какие–либо управленческие решения. Эти нормы противоречили и нарушали несколько основополагающих законов, в частности закон "О хозяйственных обществах". В первоначальном варианте законопроект был выписан так, что лишал реальный менеджмент управленческих функций. В законодательстве Украины четко определено, что наблюдательный совет не вмешивается в хозяйственную деятельность.

– Сегодня законопроект №3822 принят в первом чтении. Предложения, правки к законопроекту, которые предложили ассоциация "Укравиапром" были учтены?

– Основные наши предложения были учтены. Сегодня законопроект ожидает второго чтения. Мы активно работали с руководством "Укроборонпромом", официально предоставили свои предложения, они консолидированы – от "Укравиапрома", Объединения организаций работодателей авиационной промышленности Украины, Профсоюза авиастроителей Украины. Мы надеемся, что они будут учтены народными депутатами Украины в процессе голосования за законопроект. Мы проводили совещания не только в "Укроборонпроме", Минстратегпроме, но и в профильных комитетах Верховной Рады Украины: Комитете по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки, Комитете по вопросам экономического развития. Также мы высказывали свои предложения на совещаниях в Офисе Президента Украины. Позиция авиапромышленной общественности заключается в том, что законопроект о реформировании оборонки и аероспейса необходимо принимать с учетом предложений авиапромышленников. Реформа оборонки и аероспейса заключается в смелости первого шага. Пусть этим шагом станет принятие законопроекта № 3822.

 

Харьковский авиазавод производил серийно самолеты серии Ан

На фото: самолет Ан-74, который серийно изготавливался на Харьковском авиазаводе

– 24 июня Президент Владимир Зеленский подписал указ, которым ввел в действие решение Совета национальной безопасноснеэфти и обороны "О развитии авиастроительной отрасли Украины" от 4 июня 2021 года. Законопроект учитывает положение Государственной целевой научно–технической программы развития авиационной промышленности на 2021-2030 годы?

– Безусловно, принятие законопроекта нужно рассматривать в привязке к данной программе.  Законопроект касается не только реформировании аероспейса, но и ОПК. В выполнении гособоронзаказа задействованы и авиапромышленные предприятия. Отраслевые госпрограммы так или иначе пересекаются. Сегодня мы нашли взаимопонимание с руководством "Укроборонпрома", Минстратегпрома и с депутатским корпусом. Заключительные положения законопроекта №3822 – это механизмы реализации данного закона.  Мы договорились, что будем очень активно совместно с "Укроборонпромом" работать по имплементации основных положений закона и выработки эффективных механизмов реализации закона, то есть принятии ряда подзаконных актов, которые должны разработать и принять Кабинет Министров Украины, Минстратегпром, другие органы исполнительной власти.

– Какие сроки предусматривает законопроект по реформированию "Укроборонпрома" и создании отраслевых государственных холдингов?

– Во-первых, мы должны ориентироваться на сроки, которые поставил Президент, а дедлайн был 1 июля, поэтому сроки затягиваются. Если говорить реально, то после принятия законопроекта во втором чтении до конца этого года можно реализовать идеологию реформирования ОПК и аероспейса. Хотелось бы, чтобы законопроект был принят на этой сессионной неделе, после которой Верховная Рада идет на каникулы. Тогда мы летом не потеряем время, Кабмин и его структуры смогут работать над разработкой подзаконных нормативно-правовых актов, в которых были бы прописаны механизмы реформы, сроки, ответственные за выполнение органы исполнительной власти. Необходимо выполнить поручение Президента Украины – завершить процесс приятия всей нормативно-правовой инфраструктуры реформы в течении полугода.

 

Антонов производит современные самолеты

На фото: самолет Ан-178

– Сегодня ассоциация "Укравиапром", Минсттратегпром, "Укроборонпром" имеют единую позицию по реформированию украинской оборонки и аэроспейса?

– Работа "Укравиапрома" заключалась в выработке согласованных действий между управленческими структурами ОПК и народными депутатами. Нам удалось принять консолидированную позицию, договориться о совместных действиях с генеральным директором ГК "Укроборонпром" Юрием Гусевым. Поэтому мы настаиваем на принятии законопроекта № 3822 на этой неделе. В любом случае, до конца года "Укроборонпром" должен быть реформирован и созданы отраслевые холдинги, которые перейдут под управление Минстратегпрома. Наше ключевое пожелания заключается в том, чтобы при реформировании максимально учесть международный опыт по управлению корпоратизированными предприятиями и мнение трудовых коллективов.

– Чтобы избежать ошибок, в законопроекте заложены "предохранители", например, в процедуре отбора членов наблюдательных советов?

– Конечно. Ключевую роль в формировании набсоветов на предприятиях аероспейса и ОПК будет играть Минстратегпром. Наше требование заключалось в том, что среди членов набсоветов должны быть профильные специалисты и прежде всего украинские. Также заработные платы членов набсоветов должны быть соразмерными зарплатам менеджмента предприятий и средней зарплате по отрасли.

 

Производственный цех ГП Антонов

На фото: цех ГП "Антонов"

– Что касается привлечения инвестиций в авиационную промышленность. Сможет ли реформирование отрасли, принятие законопроекта создать благоприятную среду для внутренних и внешних инвесторов?  Например, после завершения первого этапа реформы Харьковский авиазавод станет привлекательным для инвестиций?

– На примере Харьковского авиазавода можно сделать вывод: сегодня в ХАЗ невозможно привлечь инвестора, ни внутреннего, ни внешнего. Предприятие обременено долгами, неэффективно управляется. Менеджмент завода связан по рукам и ногам при принятии управленческих, хозяйственных решений. Но тотальное акционирование и приватизация – это тоже не панацея. Есть мировой опыт эффективной работы государственных компаний. В Украине самый показательный пример – это КБ "Луч". Но работа таких высокотехнологичных предприятий невозможна без государственного протекционизма, который прежде всего заключается во внутреннем заказе. И на примере "Луча" мы видим эффективную работу госпредприятия. Такой уровень государственного протекционизма должен быть и для ХАЗа, тогда предприятие сможет возобновить серийное производство самолетов. Но если смотреть вперед, в перспективу, то, конечно, нужно акционироваться и тогда можно привлечь внутреннего или иностранного инвестора.

Производственный цех ГП ХАЗ

На фото: производственный цех Харьковского авиазавода

 

Производственный цех КБ Луч

На фото: БПЛА "Сокол" на КБ "Луч"

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme