Кино живет в Харькове: Как город стал главной киноплощадкой востока Украины (ФОТО)

В Харькове состоялся Второй международный кинофестиваль Kharkiv MeetDocs, посвященный документалистике и проблемам украинского Востока

Юлия Гуш
Журналист региональной редакции Depo.Харков
Кино живет в Харькове: Как город стал гл…

На различных локациях города проходили показы документального кино, снятого как украинскими, так и иностранными режиссерами. В этом году организаторы решили расширить границы фестиваля и добавили художественные ленты. Вместе с тем, большинство фильмов все-таки объединены единой тематикой. В первую очередь, они рассказывают о Восточной Украине, ее культуре, общественной жизни и актуальных проблемах. В частности, отдельный пласт материала посвящен людям, которые были вынуждены жить на приближенных к войне территориях.

"Для нас, кинематографистов, очень важно, когда наши фильмы смотрят, – рассказала директор Kharkiv MeetDocs EUFF Евгения Кригсхайм. – Мы не просто встречаемся на фестивале, но и развиваем себя как профессионалы. Важно также то, чтобы наша аудитория ходила на украинские фильмы. Я рада, что Харьков стал той площадкой восточного региона, на которой кинематографисты могут встречаться, создавать проекты и обсуждать их, учиться чему-то новому. Мы можем посмотреть на вехи не только украинского, но и международного кино".

В Харькове прошли показы работ лучших украинских документалистов, а также иностранных гостей фестиваля. В целом программа фестиваля включала 21 полнометражный фильм, в том числе картины-участницы международных кинофестивалей и лауреаты престижных премий.

"Документальный фильм, игровой – неважно, какая форма. Важно, каков смысл, – отметила Кригсхайм. – А он очень тонкий и живописный. Мы можем говорить на острые социальные темы, которые волнуют наш восточный регион в настоящее время".

В частности, в эти дни зрители увидели кино не только из Украины, но и Германии, Израиля, США, Польши, Великобритании. Вопросы, которые подняли участники кинофестиваля, актуальные по всему миру – это война, нарушение прав человека, экология, социальные проблемы и отношения между людьми.

"Очень приятно, что второй фестиваль обладает очень мощной концепцией, очень емкой идеей, – рассказала декан факультета кино Харьковской академии культуры Зоя Алферова. – И это, на мой взгляд, является лучшим показателем того, что наши европейские друзья не тратят деньги даром. И они являются нашими товарищами и коллегами, которые помогают на нас посмотреть глазами европейцев. А мы получаем возможность посмотреть на нашу общественную жизнь и проблемы".

Режиссеры, которые представили на фестивале свои картины, не боятся также говорить и на крайне сложные и болезненные темы. Таким, например, является фильм "Ампутация" Лидии Стародубцевой и Игоря Померанцева. Посвящен он украинским солдатам, которые потеряли конечности на войне. Всего двенадцать человек, которые задумываются над тем, как им жить дальше. По словам авторов, название ленты является метафорой: оно имеет отношение и к потерянной конечности, и к территории страны, и человеческому сознанию. Стародубцева отметила, что в процессе создания документального кино она видит не просто воспроизведение определенных реалий, а художественный акт.

"Если мы одно и тоже действо будем снимать десятью разными камерами и разными операторами, то получится десять разных фильмов, – рассказала она. – Если будут четверо разных режиссеров, то это будут четыре разных видения данного события. Поэтому разница между документальным и художественным кино весьма условна. Это всегда субъективный выбор".

Нашлось на фестивале место и лентам, которые уже были признаны за рубежом. В данном случае, в частности, речь идет о фильме Сергея Лозницы "Донбасс", впервые увидевшем свет на нынешнем Каннском международном фестивале. На нем лента получила приз за лучшую режиссуру в программе "Особый взгляд" и стала фильмом-открытием фестиваля. Это военная трагикомедия, снятая на основе документальных материалов. В ней можно увидеть 13 эпизодов из жизни той части Украины, которая оказалась под контролем сепаратистов. При чем за основу сценария брались любительские ролики из сети Youtube, что уже само по себе является оригинальным решением.

Во время закрытия фестиваля представили фильм харьковского режиссера Дмитрия Лавриненко "Веаюфром". Его главный герой, Женя, живет на две страны – Украину и США. В первой он работает дворником, а в вторую наведывается время от времени, чтобы повидаться с матерью и не потерять "гринкард". Параллельно он в течение шести лет записывает видео, в котором отражается жизнь страны за все это время. Как отметил режиссер, то, что его "Веаюфром" станет фильмом закрытия, стало большой честью.

Организаторы фестиваля убеждены, что у украинского кино есть прекрасное будущее. Как отметила Алферова, об этом могут свидетельствовать успехи украинских режиссеров. Она упомянула Сергея Лозницу с его "Донбассом", который получил высокие оценки на Каннском фестивале, Олеся Санина, который в свое время стал первым украинским режиссером, работа которого была номинирована на получение премии "Оскар" как лучшего фильма на иностранном языке. В свою очередь Кригсхайм подчеркнула, что Украина на сегодняшний день обладает мощными кинематографическими традициями. И если вспомнить состояние отечественного кинематографа где-то 15 лет назад, то сегодняшняя ситуация будет выглядеть вполне оптимистичной.

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme