Харьковский тракторный завод Альберта Кана: Американский след в истории ХТЗ (ФОТО)

В свое время советская пропаганда создала большой миф о том, как рождался и развивался Харьковский тракторный завод и каких героических усилий это стоило советскому народу

Харьковский тракторный завод Альберта Ка…
Харьковский тракторный завод

На создание этого мифа были брошены лучшие журналистские и литературные силы: писатели Федор Кандыба, Олесь Донченко, Петр Лисовый, Владимир Владек, Наталья Забила и другие. В результате в начале 1930-х годов на книжных полках появился ряд литературных произведений, объединенных темой Тракторостроя, то есть — посвященных строительству Харьковского тракторного завода, который призван был стать одним из символов большевистской индустриализации. И стал.

Как известно, Харьковский тракторный завод построили в рекордно короткие сроки — всего за 15 месяцев. Это было невиданное по масштабам и размаху строительство, потому что кроме завода в Харькове построили целый социалистический городок под названием "Трактороград". Но и сейчас далеко не все знают, что проектирование и строительство ХТЗ осуществлялось под руководством американских инженеров и техников, большинство из которых представляли известную проектно-конструкторскую кампанию Альберта Кана "Albert Kahn Associates Incorporated". По некоторым данным, на Тракторострое работало около 300 иностранных специалистов, преимущественно американских, которые выполняли ту или иную работу. Например, за изготовление проектной документации и авторский надзор на строительстве отвечал Мориц Кан, а фактическим руководителем строительства был гражданин США Леон Эвис Сваджиян. В советских документах он значился как руководитель строительного отдела ХТЗ.

Харьковский тракторный завод спроектировало американское бюро Альберта Кана

Американцы, которые принимали участие в строительстве ХТЗ

Перед этим Леон Сваджиян руководил строительством Сталинградского тракторного завода, после чего с семьей переехал в Харьков. Изучал русский язык и часто общался с рабочими. "В кабинете его не увидишь, он целый день на участках, на лесах и в цехах, ходит один без переводчика и, увидев какой-то беспорядок, начинает ругаться - "шорт знайт!". Когда он приходит в контору и говорит "шорт знайт", все понимают, что Сваджан нашел какую-то ошибку в работе и требует немедленно ее исправить", — так писал о нем автор "Повести о Тракторострое" Федор Кандыба.

Позже "за исключительную энергию в проектировании и производстве строительных работ" Президиумом Центрального Исполнительного Комитета СССР Леон Сваджиян был награжден орденом Ленина и занесен на "доску почета" ХТЗ. Кроме него, такой же награды удостоились еще 40 организаторов строительства завода, в частности, бывший начальник строительства Пантелеймон Свистун, главный инженер Александр Брускин, секретарь партийного комитета Роман Потапенко и другие. Надо сказать, что во второй половине 1930-х годов трое упомянутых орденоносцев-ленинцев были расстреляны как "вредители" и "враги народа", и их предыдущие заслуги не помогли.

Всего на Тракторострое работало около 12 тысяч рабочих и 1,5 тысячи инженерно-технических работников. Вербовку чернорабочих на Тракторострой осуществляли по всей стране, а когда их не хватало, для ликвидации "прорывов" бросали красноармейцев, студентов и заключенных. Были среди них и православные священники, которые отбывали так называемую трудовую повинность. Кроме того, особый вклад в строительство ХТЗ сделала 23-я Харьковская стрелковая дивизия, которая позже за "выдающиеся достижения на хозяйственном фронте" была награждена орденом Ленина.

Харьковские бараки, где жили рабочие ХТЗ

В таких бараках жили тракторостроевцы

Итак, можно сделать вывод, что строительство ХТЗ осуществляли с помощью дешевой рабочей силы, в частности, крестьян, многие из которых бежали на Тракторострой от коллективизации. Здесь они выполняли всю тяжелую и черновую работу, потому что на строительстве не хватало техники и механизмов. Например, вручную копали котлованы под будущие цеха, перебрасывая землю на десятки метров. Кирпич и бетон возили ручными тачками. В июне 1931 года, когда на строительстве надо было срочно ликвидировать очередной прорыв, сюда бросили почти 30 тысяч рабочих с других харьковских заводов и предприятий, которые копали траншеи для прокладки водопровода. Их называли "штурмовиками".

В Харькове к строительству ХТЗ привлекали штурмовиков

"Штурмовики" на строительстве ХТЗ

Американцы были шокированы такими методами и темпами строительства, потому что впервые видели, как производительность труда повышали с помощью штурмовщины и ударничества. "Каменщики развернули поход за рационализацию кирпичной кладки. Ударник-каменщик Зайцев, соревнуясь с каменщиком Микунисом, достигает кладки 1 800 кирпичей за смену. Бригады Лося и Балицкого, соревнуясь, вкладывают 2 000 ... Рекорд бьет ударник Артюхов, что за 6,5 часа труда вкладывает 7 410 кирпичей, но Микунис перекрывает — более 9 000. И все это при норме выкладки 400 кирпичей за смену". Вот такими сообщениями пестрели тогдашние газеты.

О чем почти не упоминала советская пресса, так это об ужасных санитарно-бытовых условиях, в которых приходилось жить и работать тракторостроевцам. Из деревянных бараков для них построили целый поселок, но даже такого жилья катастрофически не хватало. Питались кое-как в рабочих столовых, да и то не всегда. Здесь были огромные очереди, не хватало посуды и даже кипятка. Для того, чтобы получить порцию пищи, рабочие за час до обеденного перерыва бросали работу и бежали занимать в столовой очередь. Поэтому срывали производственные планы, снижая темпы важного строительства.

Далеко не все выдерживали такие условия труда, поэтому многие чернорабочие просто бежали с Тракторостроя, даже не дождавшись первой зарплаты. В отдельные периоды текучесть кадров на этом объекте составляла 60% и больше. Например, в мае-августе 1931 года на харьковский Тракторострой прибыл 13 351 человек, а выбыло 13 966. На 1 сентября здесь осталось 8 354 завербованных работника.

Американские граждане, работавшие на Тракторострое, также сталкивались с социально-бытовыми проблемами, но мужественно их переносили. Тем более, что жили они (многие с семьями) в отдельном двухэтажном кирпичном здании, которое называлось "Барак №60", питались они в своей закрытой столовой. Кроме того, для торгового обслуживания иностранцев в Харькове была создана система магазинов "Торгсин" и "Инопостач".

Самой большой проблемой для иностранных специалистов стали низкий уровень производственной дисциплины и нарушение технологии во время строительных работ и монтажа оборудования. По этой причине 17 января 1931 на строительстве теплоэлектроцентрали произошел обвал крыши, в результате чего четверо рабочих погибли, трое были тяжело травмированы, а еще 13 получили легкие ранения. Для расследования причин этой аварии на Тракторострое была создана правительственная комиссия, арестованы несколько человек, но истинные причины трагедии так и не обнародовали.

Американские инженеры, которые отвечали за технический надзор на Тракторострое, просто физически не могли проконтролировать все производственные процессы. К тому же здесь часто проводили субботники, воскресники, штурмовые ночи, когда рабочим приходилось работать в выходные дни и во внеурочное время. Часть американцев отказывалась поддерживать штурмовщину. Говорили: "Мы строим завод, а не социализм, ваши социалистические соревнования нас не касаются". Но, в конце концов, вынуждены были идти на уступки, потому что, в отличие от местных рабочих и инженеров, им хорошо платили.

Для работы с иностранцами и вовлечения их в общественно-политическую жизнь на советских заводах создавали отдельные отделы, которыми руководили завкомы. Такой отдел действовал и на Тракторострое. Видимо, под его влиянием группа американских инженеров и рабочих вынуждена была объявить себя "ударной бригадой" и вызвала на соцсоревнования советскую бригаду инженерно-технических работников. Большое внимание привлекло и заявление инструментальщика Джона Беккера, который в тракторостроевской газете "Темп" предложил создать школы для изучения американских методов массового производства и брал на себя обязанность управлять группой советских техников и инженеров. "Я хочу передать вам опыт двадцатилетнего труда на американских заводах, потому что это вам нужно, чтобы производить хорошие тракторы", — заявлял Беккер.

Вскоре в газете "Темп" появилось письмо семи американских рабочих, которые пообещали "приложить все усилия, всю свою энергию, чтобы Харьковский тракторный завод дать стране вовремя, вопреки вредительству, саботажу и сопротивлению классовых врагов ..." Можно представить, каких усилий пришлось приложить тракторостроевскому парткому для того, чтобы получить от американских рабочих такое заявление.

Считается, что среди американских рабочих были коммунисты. Один из них — Фред Билл — ранее возглавлял забастовочный комитет в американской Гастонии. Но проработав два года на ХТЗ и вернувшись в Америку, он опубликовал серию статей о Голодоморе в Украине, а в 1938 году издал в Лондоне книгу "Слово ниоткуда", в которой правдиво описал жизнь в СССР.

Первые харьковские трактора собирались вручную

Первые тракторы ХТЗ

Многие специалисты считают, что без американской технической помощи Харьковский тракторный завод никогда бы не построили. Для этого в стране советов не хватало квалифицированных проектировщиков и инженеров, а также необходимых станков и оборудования. Поэтому, кроме проектно-конструкторского бюро Альберта Кана, к строительству ХТЗ были привлечены десятки других иностранных фирм и компаний, в основном американских. Электрооборудование поставляла компания "Westinghouse Electric", конвейеры, оборудование для изготовления болтов и заклепок — "Chain Belt Co.", станки, машины, механизмы и сложный инструмент — "International Harvester" а также многие другие.

Всего в строительстве ХТЗ участвовали около 80 иностранных компаний. Рассчитывались с ними твердой валютой, которую получали за счет экспорта хлеба, лесо-древесины, нефтепродуктов и другого сырья. Причем в хлебном экспорте СССР доля Украины составляла более 50%. Вот откуда взялись нереальные хлебозаготовительные планы для Украины и, как следствие — огромный голод среди сельского населения. Сталинское руководство сознательно пошло на такие жертвы, чтобы быстрыми темпами провести индустриализацию страны. Как уже было сказано, ХТЗ стал одним из символов этой индустриализации, который вырос на костях миллионов крестьян, умерших от голода.

И все же Харьковский тракторный завод построили: 20 сентября 1931 года официальный начальник строительства Пантелеймон Свистун и секретарь парткомитета ХТЗ Роман Потапенко торжественно отрапортовали сталинскому руководству, что завод к пуску готов. А 1 октября около проходной ХТЗ состоялся многолюдный митинг и торжественный пуск завода, которому присвоили (конечно же, "по просьбе трудящихся") имя Серго Орджоникидзе. Среди многочисленной публики, которая встречала первые серийные тракторы, сходившие с конвейера завода, были также американские инженеры, техники и рабочие. Позже об их вкладе в строительство ХТЗ старались не вспоминать, чтобы не нарушать устоявшиеся мифы об определяющей роли рабочего класса в проведении индустриализации страны советов. Эти мифы живут до сих пор.

Харьковские тракторы

Интересные факты из истории ХТЗ

ХТЗ был копией тракторного завода американской компании International Harvester, построенного в городе Милуоки (штат Висконсин).

Строительство ХТЗ обошлось советскому государству в 140 млн рублей, что по сегодняшнему курсу составляет больше 2 млн долларов США. Первая пробная партия тракторов сошла с конвейера ХТЗ 25 августа 1931 года. По конструкции они были аналогичны американским "Интернешнл Мак-Кормик Диринг 15/30" компании International Harvester и получили индекс СХТЗ-15/30.

ХТЗ был рассчитан на выпуск 140 тракторов в сутки или 50 000 машин ежегодно. В апреле 1935 года с конвейера завода сошел стотысячный трактор, в января 1967 года - миллионный, а в декабре 1973 — полуторамиллионный.

Кроме ХТЗ, компания Альберта Кана спроектировала и построила в СССР еще 520 заводов, что составляло треть всех заводов, построенных за годы первой пятилетки.

Специально для Depo.Харьков журналист, член Национального союза краеведов Украины Виктор Козориз

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme