"Зимние фантазии" классики в Харькове: Почему итальянцы потрясены музыкой из Украины

В Харькове 25 января в Доме Алчевских состоялся концерт "Зимние фантазии"

Юлия Гуш
Журналист региональной редакции Depo.Харков
"Зимние фантазии" классики в Харькове: П…

В концерте приняли участие известный дирижер Аллин Власенко и скрипачка Богдана Пивненко и молодежный академический симфонический оркестр "Слобожанский". Власенко и Пивненко сейчас являются народными артистами Украины, которые в свое время начинали творческий путь в Харькове. Воспользовавшись возможностью, Depo.Харьков пообщались с ними о гастролях, культурных институциях и то, воспринимается ли украинская музыка за рубежом.

Профессор Аллин Власенко сейчас преподает в Национальной музыкальной академии Украины имени Петра Чайковского. У него солидная творческая биография – музыкой он занимается уже около шестидесяти лет. За эти годы Власенко дирижировал со многими ведущими симфоническими оркестрами – как в Украине, но и за ее пределами.

Расскажите, пожалуйста, о вашем совместном концерте с Богданой Пивненко. Как вам было работать с харьковскими музыкантами?

– Мне приятно уже в который раз приехать в родной город Харьков, в котором я когда-то учился в консерватории. Я уже много раз выступал со Слобожанским симфоническим оркестром. Это талантливая молодежь, которая является будущим нашей исполнительской культуры. Много программ мы сыграли. А в этот раз она очень интересная и романтическая. Первым идет Концерт №5 для скрипки с оркестром Анри Вьетана, который исполняет народная артистка Украины, профессор Богдана Пивненко. Это скрипичные шедевры. Вторым идет Интермеццо из оперы "Манон Леско" Джакомо Пуччини. И произведение, которое давно уже мечтает сыграть с этим оркестром художественный руководитель Аваджан, – симфоническая фантазия "Франческа да Римини" Петра Чайковского. Очень сложное произведение и для профессионального оркестра, и тем более – для молодежи. Но они с этим справляются.

Вы исполняете мировую музыкальную классику и вместе с тем популяризируете музыку украинских композиторов. Можете немного рассказать о себе?

– Это целая история. Я окончил в 1956 году музыкальную школу, сдал экзамен. У меня были замечательные преподаватели. Окончил консерваторию. Работал солистом оркестра Харьковского оперного театра в течение семи лет. А потом поступил в аспирантуру Киевской консерватории на оперное симфоническое дирижирование. Это профессия, о которой я всегда мечтал. Когда я стал дирижером, начал работать в Государственном симфоническом оркестре. А сейчас уже 48 лет работаю дирижером Национальной оперы Украины. За это время я, конечно, занимался и концертной деятельностью. Было много зарубежных гастролей – от Америки до Японии. Преподаю в консерватории, у меня есть довольно яркие ученики. В их числе пять народных артистов, семь заслуженных деятелей культуры. Я рад, что передаю им свой опыт, они востребованы.

На ваш взгляд, почему важно популяризировать украинскую музыку?

– Каждая страна, каждая культура популяризирует себя. Если композитор что-то пишет, то слушатели должны знать, что они создают для своего народа. Мировые оркестровые коллективы исполняют разнообразную музыку – западноевропейскую, украинскую, русскую. Все шедевры звучат.

Расскажите, как сейчас украинская музыка воспринимается заграницей? Знают ли там об украинских композиторах?

– Прекрасно воспринимается. Я вспоминаю случай, когда наш театр должен был ехать на гастроли в Западную Германию. И Турчак, который тогда его возглавлял, предложил поставить "Тараса Бульбу" Лысенко, которого на Западе мало кто знал. Вы бы видели, как там эту музыку восприняли! 40 минут публика не отпускала солистов, дирижера, оркестр. сумасшедший был успех. Просто эту музыку необходимо пропагандировать. Раньше мы не так часто выезжали за границу. Сейчас чаще. Конечно, мы играем. Станковича знает весь мир. Скорика знает весь мир. Лятошинского знает весь мир.

О современной украинской музыке Depo.Харьков спросил также у Богданы Пивненко, которая является солисткой Национального ансамбля "Киевская камерата" и ведущей скрипачкой Украины. На сегодняшний день она регулярно гастролирует как внутри Украины, так и за рубежом.

Расскажите, каковы ощущения по возвращению в Харьков? Какие у вас впечатления от концертной программы?

– Харьков – город с большими культурными традициям. Мне кажеться, что в нем сконцентрирован интеллект нации, если можно так сказать. Здесь очень мощные ученые и искусствоведы. Харьков для истории вообще очень интересный город. Мне кажется, что эти традиции ощущаются и в исполнительской школе.

Мне очень нравится музыка, которую мы выбрали для концерта. Первый раз Анри Вьетана я сыграла, учась в восьмом классе. А через 20 лет я к нему вернулась и совсем иначе переосмыслила. Для меня это концерт, с которым Леонид Коган выиграл конкурс королевы Елизаветы в Брюсселе. Это яркий пример виртуозной скрипичной партии. Не просто спорт ради спорта, но очень красивый концерт, яркий и эмоциональный. А "Интродукция и Рондо Каприччиозо" Камиля Сен-Санса – это очень известное и всеми любимое сочинение. И мне кажеться, что оно легко узнаваемо, хотя довольно тяжело для исполнения. Чтобы его сыграть, необходимо выдержать стиль конца ХІХ века.

Какой музыке вы отдаете большее предпочтение проверенной временем классике или все же творчеству современных композиторов?

– Я не могу сказать, какая музыка мне больше или меньше нравится. Предпочтения со временем меняются. Могу сказать, что в филармонии я играла украинских композиторов. Мне на самом деле очень близко их творчество. И исполнение их музыки занимает половину моей деятельности. Исполнение и популяризация. А на следующий день в органном зале Киева с итальянским органистом я исполняла музыку барокко. Совсем иную.

Вы популяризируете украинских композиторов. Почему, на ваш взгляд, необходимо продвигать украинскую музыку, в том числе и за рубежом?

– Безусловно, должна быть государственная политика в отношении продвижения нашей культуры за рубежом. Если взять культурные институты других стран, то у нас есть Французский, Немецкий, Итальянский культурные центры. Все они пропагандируют свою культуру. Они продвигают ее, приглашают своих исполнителей. В этом плане наше государство уделяет меньше внимания.

Однако, к счастью, это все-таки проводятся мероприятия. Хотя не на государственном уровне, а силами наших энтузиастов. Сейчас ситуация в этом плане улучшилась. Осознание Украины как государства значительно обозначилось среди иностранцев в последнее время. Украина сейчас в тренде. И контакты с украинской музыкой есть. Мы, например, давали в Италии концерт украинских композиторов. Он прошел "на ура". Но подходили люди и спрашивали: "Почему это не звучит на радио? Почему звучит Рахманинов, Чаковский, но не звучит Скорик, Станкович или Сильвестров?". Чтобы присутствовать в медиапространстве, необходимо работать для этого.

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme