ІТ под прицелом Минцифры: Что не так с законопроектом "Дія.City"

Украинская ІТ-отрасль стремительно растет и обладает потенциалом уже в ближайшем будущем привлекать в страну более чем $11 млрд валютных поступлений ежегодно

ІТ под прицелом Минцифры: Что не так с з…

А это целых 10% ВВП, подсчитало Министерство цифровой трансформации. И решило, что достичь этой цели можно с помощью проекта "Дія.City" – новой экосистемы для поддержки и развития IT в Украине. Вот только вместо поддержки проект ставит гибкую и прогрессивную отрасль в довольно жесткие рамки.

 

Налог снизят, но все же повысят

 

Первое, что смутило IT-сообщество – повышение налогов до предлагаемых 10-11,5%. Согласно законопроектам Минцифры № 3933 и № 3933-1, главный посыл изменений – снизить ставку на оплату труда для ІТ-компаний с 41,5% (18% НДФЛ + 22% ЕСВ +1,5% военный сбор) до 10% (5% НДФЛ + 5% ЕСВ). Инициатива здравая, но есть нюанс. За 20 лет в украинской ІТ-индустрии сложилась традиция сотрудничать со специалистами по контрактам ФЛП – при этой модели оплачивается только единый налог 5% + ЕСВ с одной минимальной зарплаты. Кроме того, в отличие от морально устаревшего КЗоТ, гибкие условия сотрудничества с ФЛП устраивают всех участников – клиента, подрядчика и ІТ-компанию. 

 

В концепции "Дія.City" авторы законопроекта тоже предлагают контрактную форму сотрудничества — на основе gig-контракта между компанией и специалистом. Этот документ — нечто среднее между договором по КЗоТ и ФЛП. Как именно хотят реализовать новый подход, пока не уточняется.

 

Прямого запрета работать с ФЛП нет. Но реальные ограничения подсказывает само описание документов. Возьмем, например, законопроект №3933. В нем говорится, что оплата труда должна составлять 50% от всех расходов, остальное может пойти тем, кто сотрудничает по договору как ФЛП. Однако из этого же остатка компания будет покрывать расходы на аренду офисов, покупку оборудования, услуги консьержа и другие офисные нужды. Вряд ли при таком раскладе бизнес сможет активно привлекать ФЛП, в том числе фрилансеров. Вскоре люди будут искать другие пути заработка. Индустрия рискует потерять тысячи талантов, которые предпочтут западный рынок и более гибкие условия сотрудничества.

 

 

Отсылки к морально устаревшему КЗоТ

 

Идея применить к ІТ-сфере классический Трудовой кодекс может усложнить жизнь разработчикам. Например, по КЗоТ не предусмотрена официальная удаленная работа. В период пандемии этот момент крайне важен для большинства крупных компаний, которые заботятся о здоровье своих сотрудников и в нынешней ситуации не настаивают на ежедневном появлении в офисе.

 

Сможет ли сотрудник получить оплату овертаймов? Будет ли у заказчика возможность добавить в договор пункты по специфическим проектным нуждам? Минцифры об этом не упоминает, как и о многих других критичных для представителей отрасли аспектах.

 

"Проверяющий" от Минцифры

 

Что еще настораживает – создание госоргана для регулирования ІТ-индустрии. Выбирать компании и стартапы, которые могут стать резидентами "Дія.City", проверять их и требовать дополнительные документы – все это поручают регулятору. Минцифры наделяет его полномочиями налоговика, хотя по факту он относится к министерству. Юристы и ІТ-сообщество видят в этом коррупционную угрозу.

 

По результатам аудита, Национальное агентство по вопросам предотвращение коррупции выявило в законопроектах министерства два критических момента:

  • авторы документов четко не описывают признаки видов деятельности, допустимые для резидентов "Дія.City";
  • дают регулятору неограниченные полномочия при определении существенных признаков и видов деятельности, которыми могут заниматься резиденты.

В конце прошлого года общественникам удалось продвинуть в правительстве альтернативный законопроект, учитывающий интересы как государства, так и представителей отрасли. В новом документе аудитором предлагают сделать не связанного с Минцифрой эксперта, а контроль за соблюдением законодательства оставить за налоговой службой. При таком распределении ролей, по мнению юристов, удастся избежать злоупотребления властью, однако перспективы альтернативного законопроекта пока выглядят туманно.

 

 

Представители отрасли уверены: принятие "Дія.City" в нынешнем виде грозит множеством негативных последствий для украинского IT. Дополнительная налоговая нагрузка, чрезмерная регуляция и появление нового контролирующего органа могут привести к тому, что компании, как и сотрудничающие с ними специалисты, предпочтут более комфортные условия для ведения бизнеса в странах Западной Европы или США. Так стоит ли спешить с принятием законопроекта, который даже его создатели называют экспериментальным?

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme