Хореограф: Украинское искусство настолько востребовано, что финансируется другими странами

В Китае открывается харьковская школа танцев для детей

Хореограф: Украинское искусство настольк…

Образ Украины за рубежом и наше место в мире: взгляд инициатора масштабных международных образовательных проектов, директора Харьковской детской хореографической школы Натальи Ржевской.

- Мир меняется ежесекундно, и это понятно. С Вашей точки зрения, в какую сторону и что Вы меняете, например в темах, в сценариях, возможно, видите разницу в отклике зрителя?

- Все зрители выходили и говорили: "Как прекрасно. Как трогательно, как хорошо". Жизнь иначе не меняется, а только так, как ты эти изменения представляешь и чувствуешь. Жизнь совершенна. Первое, что хотелось сделать в новогоднем спектакле, чтобы зрителю, который уже просто устал, было хорошо – в этом нашем вдохновение.

- Вы хоть раз использовали какие-то политические или национальные идеи в творчестве?

- Нет, ни разу.

- Балеты, с которыми вы ездите за границу, - те самые, что мы видим здесь, это какая-то отдельная программа? И насколько понятно наше искусство тому зрителю?

- За время последней поездки в Китай мы показали 130 спектаклей. Проехали 71 город. И это программа "Открытые двери в искусство". И сейчас подписан контракт на открытие школы в Китае, и на создание театра для самых маленьких в Китае. А главное, что именно благодаря нам Министерством образования Китая был введен курс "Искусство" в общеобразовательных школах. Я искренне скажу, это действительно благодаря нам.

Во время моей последней лекции в Пекинском университете, я говорила о том, как будет развиваться этот мир. Он идет не в ту сторону, как нам иногда кажется, а мы меняемся на самом деле в сторону творения. А это пришло действительно новое поколение, оно совсем другое. Мне кажется, что вообще в мире не должно быть того, что есть сейчас, когда мы привязаны к политике, к экономике, привязаны к инфляции. Нам кажется, что этот мир является материальным, он не материальный на самом деле. В нем проходят совсем другие процессы, и это демонстрируют современные дети.

- Это будет ваша собственная хореографическая школа в Китае?

- Не совсем. Она будет украинская. Именно школа города Харькова, созданная на основе классического танца. Такой интересный эксклюзивный вариант – школа города Харькова в китайском городе Нинбо. Это проект, который развивается уже несколько лет, а сейчас входит в конечную стадию своей реализации.

- Знаю о Вашем отношении к образованию за рубежом, как к пути расширения картины мира. Немало Ваших выпускников продолжают обучение в вузах Европы и остаются там танцевать. Нет ли ревности? И вообще, на Ваш взгляд, Украина теряет таланты или наоборот, дает таланты миру?

- Это находится в таком органическом процессе, что ты просто радуешься очередному успеху ребенка, который танцует на другой сцене. Это чувство радости. Нет ревности или зависти. Сейчас 836 детей в школе, и я просто благодарна Богу, что в моей жизни все это произошло. Я не представляю, если бы этого не произошло. Самое большое счастье – понимать, что ты творишь этот мир и понимать, что именно это необходимо этому миру.

- Вы, как носитель отечественной культуры, можно сказать, олицетворяете ее в зарубежном пространстве. Видите ли вы какие-то изменения в восприятии украинца и Украины во время ваших многолетних гастролей по миру?

- Представляю не только я, представляют именно актеры детского театра балета города Харькова. Я считаю, именно искусство, как и само понятие культуры, не имеет отношения к государственности. Это как раз международный язык. Потому что язык танца – это язык мира. Танцуют все. А язык классического танца вообще особый, это язык вдохновения, язык невероятно тонкий. Когда зритель видит ребенка, который танцует балет. Это состояние какой-то нереальности, бесконечности. Человек чувствует, что и такое может быть – тонкое, невесомое, прозрачное. Я, например, так вижу: такая речь воспринимается каждым. Вот выходит одна девочка, делает фуэте – одна! И две тысячи в зале – аплодируют. Почему? Потому что это что-то очень понятное и в то же время невероятное.

Поэтому я думаю о том, какой на самом деле несложный этот мир. Мы сами предоставили ему эту условную сложность. Грубость, хамство. Даже сами придумали терроризм. Потому что каждый из нас изнутри, мы все – мы не такие на самом деле. Нет такого человека, который бы нес в себе это. Но почему мы сейчас проходим этот жесткий этап в развитии человечества. Закончится ли он? Конечно. Мы это видим. Чувствуем. Видим и в зрительном зале, и на сцене.

Поэтому я всегда говорю – любого ребенка на определенном этапе надо обязательно провести через это – через любое искусство. И увидим – это совсем другие дети.

Сейчас в мире идут глобальные изменения в процессе образования. Китайцы поддержали это и поняли, что нужно провести ребенка через процесс творения детства. Ребенок должен пройти через эмоции, почувствовать их. Вообще я считаю, что это обязательно должно быть в каждом учебном заведении. Вот тогда человек будет владеть собственными чувствами и эмоциями, и каждый человек сможет раскрыться. Потому что все равно человек проходит через это, человек проходит через лицедейство, действие, динамику, через театр. Это жизнь вокруг – театр. Кто какую роль в этом театре играет. Ты видишь, что это действительно так, когда наблюдаешь эту жизнь.

Потому главное – это способность человека творить собственную жизнь, всегда понимая, что ты сам и придумываешь.

- Помните ваши первые зарубежные гастроли? Меняется ли роль и место нашего государства в зарубежном пространстве из Вашего опыта?

- Это была Германия. Двадцать два года назад. И с того времени мы в непрерывных странствиях, несем наше искусство по всему миру. Шесть раз Япония, шесть раз Китай, буквально вся Европа, Египет, Соединенные Штаты. Всего около 500 спектаклей по всему миру.

А удивляет то, что наше искусство настолько востребовано, что финансируется это теми странами, которые нас приглашают. Наше государство не вкладывает в это средства. И я благодарна тем странам, которые это понимают. Это могло бы себе позволить и наше государство. Потому что мы имеем огромное количество талантливых детей. Без преувеличений, мы невероятные. Это то, что Богом дано нашей стране – это наша уникальность. И хорошо было бы направить наше сознание вглубь этого. Надо изменить риторику, отношение к устройству мира. Этот ресурс есть внутри каждого из нас. Посмотреть изнутри на наше пространство, на нас, таких вдохновенных, составляющих это пространство.

Вообще именно Украина имела шанс изменить этот мир.

- Почему именно Украина?

- Ну, представьте, кто еще мог простоять, несмотря на все, три месяца на майдане? Но мы упустили этот шанс. Не то, не так. Отпускать надо, а не держать. Отпустить мы должны были эту энергию. А с чего мы начинаем? Не с полиции должны начинать, не с борьбы с коррупцией, например. Не держать и не запрещать. А вкладывать, отпускать и развивать то уникальное, что мы имеем. Потому что мы великая нация.

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme