Фальстарт Е-Тicket в Харькове: Кто заработает на сделке стоимостью полмиллиарда (ФОТО)

Разговоры о внедрении единого электронного билета в электротранспорте Харькова начались еще перед футбольным Евро-2012

Фальстарт Е-Тicket в Харькове: Кто зараб…

Хедлайнером по обещаниям сделать все "по-европейски" являлся городской глава Геннадий Кернес. В 2011 году мэр заявлял о намерении приобрести автобусы с электронным кондуктором. В 2012 году в метрополитене полностью перешли на электронные карты и бумажные билеты с штрих-кодом. Такие же карточки планировали внедрить и для наземного электротранспорта, однако после проведения Евро-2012 о проекте забыли. И лишь в 2017 году опять достали из "долгого ящика".

В начале 2017 года депутаты горсовета проголосовали за воплощение концепции по реализации проекта "единого билета".

И вот, по сообщениям заместителя Харьковского городского главы по вопросам инфраструктуры города Евгения Водовозова, по состоянию на 15 часов 1 декабря 2017 года, то есть в первый день работы в Харькове системы единого билета "E-ticket", харьковчанами было приобретено 7,5 тысяч карт для проезда в наземном электротранспорте.

В мэрии еще 1 декабря заверили, что для полуторамиллионного города старт прошел успешно. И анонсировали, что в метро система заработает по плану – с 1 января 2018 года. Однако по состоянию на 31 января 2018 года всего приобретено 13 тысяч карточек для проезда. То есть если не считать ажиотаж в первый день декабря, то за два месяца харьковчане и гости города приобрели лишь 5,5 тысяч карточек. 90 штук в день. В полуторамиллионном городе.

Действительно, старт системы единого билета "E-ticket" оказался намного сложнее, чем предполагали в Харьковском горсовете. Но попробуем разобраться, почему же единый электронный билет в транспорте так "пробуксовывает" и почему почти никто ним не пользуется.

Для этого стоит вернуться на 3-4 месяца в прошлое. В конце сентября и в начале октября внезапно и неожиданно для всех автоматы по продаже билетов для проезда на станциях харьковского метро перестали принимать 5-гривневые купюры – расплатиться можно было только купюрами 1 и 2 грн. Это вызвало значительное напряжение, недопонимание и обсуждение харьковчан.

За неловкую ситуацию извинялся лично заместитель городского главы Евгений Водовозов. В КП "Харьковский метрополитен" и в мэрии уверяли, что такая ситуация произошла из-за того, что предприятие не имело возможности разменивать в банке 50 тыс. грн ежедневно. Вместе с тем, в ответе на информационный запрос журналистов пресс-служба Национального банка Украины сообщила, что потребность регионов страны в наличности удовлетворяется, в том числе в монетах, через банковские учреждения региона. А обслуживающие банки в рабочем порядке обеспечивают наличными средствами предприятия различных форм собственности.

Также в начале октября Водовозов пообещал, что во второй половине октября в метро появятся первые аппараты по продаже билетов, которые будут принимать все купюры вплоть до 500 грн и выдавать сдачу бумажными деньгами. Также заместитель Кернеса обещал, что в начале 2018 года в метро появится возможность оплатить проезд с помощью банковской карты. Но пока обещания остались обещаниями.

И в мэрии, понимая, что необходимо взять реванш в общественно-политической плоскости, 1 ноября провели пресс-конференцию с участием все того же Водовозова и директора компании-инвестора, которая вводит электронный билет, Владимира Старченко. На пресс-конференции пообещали запуск единого электронного билета в троллейбусах и трамваях с 1 декабря 2017 года, а в метро – с 1 января 2018 года. Харьков, таким образом, становился первым городом в Украине, в котором вводился "E-ticket".

Почему же тогда харьковчане, если не учитывать 1 декабря, приобрели лишь 5,5 тысячи карточек за 2 месяца? В мэрии распространяли информацию, что почти каждый день, начиная с 1 декабря, неизвестные вандалы выводили из строя терминалы по продаже карточек "E-ticket". Только за первые 5 дней работы системы были повреждены более 30 таких терминалов. Вследствие этого был нанесен ущерб Харькову в размере 500 тыс. грн. Правда, при этом в городе практически нигде терминалы которые не работали, повреждены не были. Этого у Кернеса особо не афишировали.

Можно предположить, что кто-то явно демонстрировал свое несогласие с внедрением новой системы. После такого "старта" все разговоры о запуске системы в метро с 1 января прекратились, но заговорили о 1 февраля 2018 года. Но и к этой дате метро остается без новой системы – как и без автоматов для размена денег. Также пока не выдано ни одной карточки "E-ticket" школьникам и пенсионерам. В середине января 2018 года журналисты тестировали систему "E-ticket". За время тестирования они были единственными, кто пытался использовать E-ticket - другие пассажиры покупали бумажные билеты.

Если обобщить причины такого "непонимания" между людьми и системой "E-ticket", то можно выделить 5 основных причин:

1) Далеко не все терминалы и валидаторы работали и работают сейчас. Удобнее заплатить за проезд кондуктору, чем искать работающий терминал для приобретения карты "E-ticket".

2) Нежелание людей дополнительно платить за карточку 30 гривен. 20 гривен за "старую" карту метро не возвращаются.

3) Слабая информационная кампания среди харьковчан по популяризации и разъяснению преимуществ системы единого билета "E-ticket".

4) Отсутствие преимуществ у карты в контексте отсутствия снижения стоимости одной поездки в трамваях/троллейбусах/метро в сравнении с приобретением талона на 1 поездку (в других городах Украины карточка дает преимущества в снижении стоимости каждой поездки).

5) Незаинтересованность во внедрении системы единого билета "E-ticket" со стороны работников коммунальных транспортных предприятий (кондукторов, водителей), которые из-за нововведения, очевидно, не досчитаются значительной части дохода, получаемого наличными от выдачи билетов.

Напомним, что инвестором проекта единого электронного билета в Харькове является ООО "Финансовая компания "Платежный центр". Общая стоимость проекта - 185,5 млн грн. В свою очередь "Платежный центр" получает вознаграждение в размере 6,5% от общей суммы платежей за проезд (от каждой поездки 6,5% стоимости).

Согласно ответам на запросы, в 2016 году КП "Харьковский метрополитен" (не считая льготных категорий пассажиров) перевез 181 млн пассажиров (497 тыс пассажиров в день). Также в 2016 году трамваями и троллейбусами в Харькове были перевезены 78 млн пассажиров (214 тыс пассажиров в день). Ориентировочная сумма от реализации билетов, которую собрал метрополитен в 2017 году – 726,74 млн грн, а вместе два троллейбусных депо и два трамвайных депо – 235,20 млн грн.

Если учесть, что цена проезда не будет меняться в течение 10 лет, пассажиропоток не будет меняться и процент вознаграждения ООО "Платежный центр" в размере 6,5% тоже, то за 1 год фирма от метро будет получать 47,23 млн грн, от трамваев и троллейбусов – 15,28 млн грн. Всего за 1 год – 62,52 млн грн.

Общая стоимость реализации проекта составляет 185,5 млн грн и перекрывается за 3 года. А дальше – 7 лет доходов. Соответственно ориентировочная чистая прибыль – 439,76 млн грн.

В 2016 году "Харьковский антикоррупционный центр" сообщал, что электронный транспортный билет будет внедрять фирма, косвенным выгодоприобретателем которой является Геннадий Кернес. До недавнего времени 50% "Платежного центра" принадлежали ООО "Компания по управлению активами "Финэкс-Капитал", от которой в 2015 году мэр Харькова получил 11,09 млн грн дивидендов, а в 2016 году – 10,83 млн грн.

Сейчас владельцами "Платежного центра" являются Владимир Стариченко (руководитель фирмы почти с самого основания – с февраля 2012 года), Василий Павленко (Черкасская область), а часть "Финэкс-Капитал" переписали на Игоря Скрыпника (Киев), Наталью Рязанову (Киев), Екатерину Бобер (Киевская область), Виталия Билиха (Днепропетровская область) и Екатерину Авраменко (Днепропетровская область).

В 2015 году "Платежный центр" получил в аренду почти на 3 года все терминалы по пополнению бесконтактных электронных карт оплаты проезда в метро на всех без исключения станциях. Тогда владельцами ООО "Финансовая компания "Платежный центр" являлись ООО "Компания по управлению активами "Финэкс-Капитал" (вклад в уставной фонд 99,9%) и Владимир Стариченко (0,1%).

Добавим, что в ноябре 2017 года коммунальное предприятие "Харьковпасс", которое занимается обслуживанием пассажирских терминалов в Харькове, возглавила Наталья Захаренко, которая ранее работала в ООО "Финансовая компания "Платежный центр", в которой она являлась ответственным работником по проведению внутреннего аудита.

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme