Буллинг и отсутствие необходимых условий: Как на Харьковщине внедряют инклюзивное образование

Инклюзивная система образования еще нова для Украины, поэтому на нынешнем этапе приходится сталкиваться с рядом трудностей

Юлия Гуш
Журналист региональной редакции Depo.Харков
Буллинг и отсутствие необходимых условий…

В последние пару лет в Харьковской области в школах продолжается внедрение инклюзивного образования. Основная идея инклюзивности состоит в том, чтобы дети с инвалидностью и особыми образовательными потребностями могли учиться в обычных общеобразовательных школах.

В одном из таких учебных заведениях получает образование 12-летний Андрей – родители выбрали для него общеобразовательную школу № 165. "У Андрея высокофункциональный аутизм, - рассказала мать парня Виталия Тарасенко. - Это ребенок, который может адаптироваться в социуме. Перед тем, как пойти в эту школу, мы были в нескольких специализированных. Там нам объяснили, почему наш ребенок им не подходит, и почему ему там не место. Из-за того, что Андрей достаточно высокофункциональный ребенок, он может учиться, его умственные способности на достаточно хорошем уровне. А в специализированной школе программа предусмотрена для детей с трудностями обучения. Он способен обучаться по общеобразовательной программе".

По словам Виталии, в этой школе обучались дети с особыми образовательными потребностями, поэтому директор заведения пошла навстречу и взяла парня без каких-либо проблем. У Андрея есть достаточно серьезные проблемы с речью, ему трудно высказать свое мнение или попросить что-то необходимое. Это и вызывает трудности при взаимодействии с окружающими. Поэтому и была выбрана именно общеобразовательная школа: она будет способствовать коммуникации с другими детьми, так как домашнее обучение может дать разве что академические знания, но никак не социальные навыки.

Женщина рассказала, что в начальных классах ее сыну очень повезло с классной руководительницей. Она постаралась создать для Андрея комфортную среду, где дети живут одной семьей. Он также может получить помощь, если у него возникают трудности. Например, одноклассники парня помогают ему в учебе и радуются его успехам. В этом плане, по словам Виталии, школа дала много. Андрей ходит в школу с интересом. Единственное - устает от домашних заданий, ведь у него много дополнительных занятий.

"Эти дети остались за бортом, - говорит харьковчанка. - Очень долго о них просто не знали. Я – мама двух детей, старший сын учится в этой же школе. Я понимаю, что это прекрасно, когда в классе есть ребенок, которому нужна дополнительная помощь. Это стимулирует других быть более социально активными, учиться заботиться, помогать, думать не только о себе. Эти дети могут учиться. Дети такого плана, как мой младший сын, Андрей, могут войти в социум на равных условиях".

Инклюзивная система образования внедряется на территории всей Украины. Однако на начальном этапе, учитывая ее новизну для украинских школ, существует немало проблем и ошибок. Об этом, в частности, рассказала президент Харьковского областного фонда "Общественная Альтернатива" Мария Ясеновская.

"Все идет не так быстро, как этого хотелось, - отметила она. - С набиванием синяков и получением опыта. Все трудности еще не решены: школы не готовы, нет отлаженной системы, которая бы оценивала потребности ребенка и его семьи, готовили школу к удовлетворению этих потребностей. Нет системы, которая бы помогала школе адаптироваться к потребностям ребенка. Все сейчас делается методом проб и ошибок".

По словам Ясеновской, сейчас в общеобразовательных школах часто нет возможности организовать инклюзивные классы, которые бы отвечали существующим стандартам. Также существенной проблемой является низкий уровень толерантности в обществе и неприятие людей с инвалидностью.

О проблемах говорит и Виталия. Она говорит, что об инклюзивном образовании узнала в прошлом учебном году. По ее словам, инклюзивный класс должен был бы быть организован при определенных условиях. В классе должны быть три ребенка с особыми образовательными потребностями, но это условие не могло быть соблюдено. Также система предусматривает ассистента для учителя, но никак не для ученика, а ребенку нужна помощь не только на уроке, но и на перемене. Кроме того, Виталия констатировала, что сыну пришлось столкнуться с буллингом, то есть травлей со стороны окружающих. Поэтому она за собственные средства была вынуждена нанять ассистента для ученика, потому что в школе такой должности нет.

"В школах нет ни дефектологов, ни логопедов, ни психологов с опытом или определенными знаниями, чтобы работать с такими детьми, - отметила она. - Фактически, у нас инклюзивного образования нет. Оно только на бумаге. На местах не созданы условия, с учителями не проводится работа. Когда мы перевели Андрея в 5 класс, мы договорились о семинаре для наших учителей, чтобы дать информацию, как понять Андрея, где его можно вписать в общие рамки, а где наоборот. Мы поняли, что учителям это интересно. Но каких-то знаний снаружи - их просто нет".

Введению инклюзивного образования мешают и стереотипы. Например, среди некоторых родителей бытует мнение, будто инклюзивные классы являются слабыми в плане обучения и образования. "Такие родители не хотят отдавать детей в инклюзивные классы, - рассказала Ясеновская. - Они думают: "Почему мои дети должны быть чем-то ограничены из-за того, что ребенок с инвалидностью или особыми образовательными потребностями учится в этом классе". Все думают, что их ребенку что-то не додадут, а не то, что они получат в итоге нечто большее. Отсюда возникает нетолерантность со стороны родителей. Со стороны учителей, как мне кажется, это скорее неграмотность и незнание. Ну, и неумение работать с детьми с инвалидностью. Где-то есть попытки отправить такого ребенка на домашнее обучение, где-то - попытки выделить ребенка там, где это не нужно. Или наоборот".

Однако Ясеновская считает такие проблемы частью внедрения новой системы образования. Женщина убеждена, что не бывает так, чтобы сразу после принятия соответствующего решения все школы вдруг стали инклюзивными. Людям, в первую очередь педагогам, нужно время, чтобы измениться, получить соответствующие знания и навыки, повысить квалификацию. А всем другим – избавиться от стереотипов и стать более терпимыми к другим.

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme