Закон "как дышло" или грязный гешефт в 300%: Почему зоопарк в Харькове покупает фрукты по нерыночной стоимости

Харьковский зоопарк, руководство которого несколько лет назад умоляло горожан помочь едой для голодных животных, провело тендер, который у рядового гражданина вызвал вопрос

Закон "как дышло" или грязный гешефт в 3…

На портале "Прозорро" было обнародовано соглашение, которое 11 февраля подписали коммунальная организация "Харьковский зоологический парк" в лице директора Алексея Григорьева и ФЛП Марченко Владлена Анатольевна.

Действующий до конца 2019 года договор предусматривает поставку в харьковский зоопарк 29 наименований фруктов и других продуктов питания для животных. В частности, коммунальная организация будет покупать клубнику по 105 грн/кг, груши – по 65 грн/кг, черешню – по 90 грн/кг, персики – по 150 грн/кг, виноград – по 270 грн/кг, хурму – по 110 грн/кг, бананы – по 95 грн/кг, киви – по 160 грн/кг и тому подобное.

За предусмотренные соглашением продукты зоопарк должен заплатить 3,246 млн грн.

На фото: Приложение №1 к договору, где отражены цены и объемы закупок

Представители общественной организации "Харьковский антикоррупционный центр" (ХАЦ), которые мониторят проведения закупок за бюджетные средства в регионе, заявили, что харьковский зоопарк заключил соглашение о поставках фруктов по завышенным ценам. "Эти цены являются абсолютно не рыночными. Во-первых, очень удивляет период, когда все это закупается. То есть понятно, что начинается новый бюджетный год, но закупать зимой и формировать цены на сезонные продукты, которые летом будут намного дешевле, по-моему, это неправильно. Закупать сейчас ту же чернику по 350 грн, если летом она будет стоить максимум 100 грн, неправильно. Те же яблоки по 35 грн/кг. Рыночная стоимость их максимум 17-20 грн/кг, даже очень хороших. Украинские яблоки можно купить за 10 грн", - отметил юрист "ХАЦ" Владимир Рысенко.

Он отметил, что другие украинские зоопарки проводят аналогичные закупки, однако по гораздо более низким ценам. "Бананы, например, в николаевском зоопарке покупают втрое дешевле – по 30 грн/кг, а у нас по 95 грн. Мы покупаем апельсины по 95 грн, а николаевский зоопарк – по 30 грн/кг. То есть все цены [в других городах] в 2-3 раза дешевле", – отметил Рысенко.

На фото: Владимир Рысенко

Говоря о причинах такой разницы в закупочных ценах, член "ХАЦ" обратил внимание на то, что харьковский зоопарк выставил сразу завышенную ожидаемую стоимость на продукты для животных.

"С самого начала, проводя тендер на 3 млн грн, наш харьковский зоопарк поставил завышенную цену. Любой заказчик, проводя тендер, выставляет так называемую ожидаемую стоимость, от которой уже участники тендера могут торговаться и снижать ее. Если изначально поставлена завышена ожидаемая стоимость, а в данном случае она поставлена в 3 раза больше, то, естественно, поставщику нет никакого смысла ее сильно снижать. Второе – рядом с ожидаемой стоимостью, есть подозрение, что там фактически торги проходили с нарушениями, потому что тот участник, который выиграл, ФЛП Марченко – в отношении нее очень часто Антимонопольный комитет Украины проводит расследование именно из-за участия в сговоре между участниками торгов", – сказал он.

Рысенко также отверг предположения, что в Харькове закупочная стоимость продуктов для зоопарка выше, поскольку поставщик смог предоставить все сертификаты качества и происхождения фруктов. Он подчеркнул, что все другие зоопарки Украины, которые проводили аналогичные закупки по втрое более низким ценам, также выставляют требования относительно качества и сертификации продуктов, и эти требования выполняются. "Каких-либо замечаний или судебных споров по этому поводу мы нигде не обнаружили", – заметил он.

Рысенко убежден, что в Харькове заказчики не заинтересованы в экономии бюджетных средств. Однако на сегодня законодательство не предусматривает ответственности для тех должностных лиц, которые выставляют явно завышенную ожидаемую стоимость. "Мы видим в Украине первый шаг – цены в "Прозорро". Но не сформирована ответственность за нарушение. Если бы к ответственности массово привлекались лица, которые выставляют завышенную ожидаемую стоимость, то тогда бы такая завышенная ожидаемая стоимость не появлялась", - подытожил он.

На фото: Соглашение от 22 января 2019 года о поставках фруктов в киевский зоопарк

АМКУ и Марченко Владлена Анатольевна

Антимонопольный комитет Украины подозревает двух предпринимателей в сговоре и антиконкурентных согласованных действиях на торгах коммунальной организации "Харьковский зоологический парк" в течение 2018 года. Об этом сообщается на сайте областного территориального отделения АМКУ. Речь идет именно о Владлене Марченко (она под подозрение АМКУ попадает уже во второй раз) и Юрии Тахтаджиеве. Оба предпринимателя занимаются поставкой продуктов.

Кроме зоопарка, подозревают в АМКУ, эти предприниматели разыграли между собой торги в Нацгвардии (Воинской части 3005, Воинской части 3017), в Государственной опытной станции птицеводства Национальной академии аграрных наук Украины, Национальной академии Нацгвардии Украины, в КП "Харьковводоканал", в Харьковском национальном университете внутренних дел и в Харьковском авиационном институте.

Издание "Наши деньги" сообщает, что Марченко и Тахтаджиев совместно принимали участие в 17 торгах, в том числе и в тендере зоопарка в июле 2018 года на закупку морепродуктов (840 кг сушеного гаммаруса с головой) стоимостью 235 тыс. грн. Договор заключили с уже упомянутой Владленой Марченко. Стоимость 1 кг гаммаруса в договоре равна 280 грн.

В общем же Зоопарк заключил с ФЛП Марченко Владленой Анатольевной 12 договоров на поставку различных товаров общей стоимостью 7,72 млн грн. Только в течение января 2019 года было заключено 5 сделок стоимостью 5,19 млн грн. С Юрием Тахтаджиевым предприятие заключило 7 договоров общей стоимостью 363,69 тыс. грн.

Добавим, что в январе 2019 года АМКУ уже сообщал, что подозревает двух предпринимателей – Людмилу Годунову и ту же Владлену Марченко – в сговоре и антиконкурентных согласованных действиях на нескольких торгах зоопарка и других организаций в течение 2017-2018 гг.

Подписанты соглашения

Взять комментарий у Владлены Марченко, которая будет поставлять фрукты в харьковский зоопарк, по указанному в соглашении телефону (095 876 57 66) не удалось. На звонки абонент не отвечает.

Зато директор коммунальной организации "Харьковский зоологический парк" Алексей Григорьев в комментарии Depo.Харьков заявил, что подобные закупки происходили всегда, и подписанное 11 февраля с Марченко соглашение не является каким-то необычным. При этом он подчеркнул, что цены на продукты высокие, но это объясняется недостатками тендерного законодательства.

"Это явление очень распространенное. Почему? Потому, что закон составлен таким образом, что он не позволяет нам действовать так, как бы хотелось. И, по большому счету, если бы не этот закон о закупках товаров за бюджетные средства, то мы могли бы в два раза меньше тратить денег на все эти вещи. По крайней мере все, что связано именно с продуктами, – сказал Григорьев. – Должен быть представлен определенный набор документов, должны зарегистрироваться участники. Так вот, ни один универсам у нас в качестве участника не регистрируется. Кто зарегистрировался в качестве участников, среди этих участников есть победитель и тот, который проиграл. Пусть даже в универсаме будет в 10 раз дешевле, я не смогу там купить. Я смогу купить только у участника, который победил в тех торгах, которые были объявлены и прошли, согласно Закону Украины".

Среди причин, по которым в тендере зоопарка не участвовали поставщики с низкой стоимостью товаров, директор заведения назвал возможное отсутствие необходимой документации. "В универсаме, к примеру, может не быть сертификата, в универсаме может не быть документа, который подтверждает подлинность происхождения этого товара, что он не контрабандой, например, завезен, может не быть еще какого-то документа. Поэтому он может просто не участвовать в этом конкурсе. Потом этот конкурс, когда объявляется, то на каждый конкретный продукт поставщик обязан по этой цене поставлять в течение 12 месяцев. А любой поставщик понимает, что сегодня эта цена может быть 5 рублей, а в конце года она может быть 25 рублей, а может быть и 2 рубля. И поставщики, думая об этом, выставляет каждый свою цену. И выигрывает тот, у кого цена минимальная. А если кто-то говорит, что в универсаме №25 цена в 25 раз меньше, ну, мы можем пойти, взять себе домой – и все. На казенные деньги купить мы не имеем права", - сказал он.

На фото: Алексей Григорьев

Директор зоопарка отметил, что поставки по подобным сделкам происходят ежедневно, продукты используются для кормления животных. "По этому соглашению, возможно, поставок еще не было. Возможно, они только планируются. Может быть, что мы, учитывая такое пристальное внимание к этой сделке, изучим подробно все, то мы можем начать процедуру отказа от этой сделки, так и не купив ни одного грамма, ни одного килограмма, ни одной штуки из этой сделки. Это возможно. Но тогда еще 90 дней нам придется тратить на проведение всей процедуры", - подчеркнул он.

Григорьев отметил, что соглашение предусматривает возможность снижения стоимости продуктов. По его словам, для снижения стоимости между зоопарком и поставщиком должно быть заключено дополнительное соглашение, к которому прилагается справка из областного управления статистики, где указана стоимость продукта на рынке.

"У нас есть такая организация – областное статистическое управление. Оно предоставляет цену на рынке того или иного продукта. Возьмите эту цену в статистическом управлении и возьмите цену в универсаме. Там может быть в два-три раза больше, в два-три раза меньше. Почему? Потому, что у нас большинство универсамов торгуют "под черным флагом", не растаможенным товаром, на который нет сертификата. А облстат дает информацию по тем продуктам, которые прошли, которые зарегистрированы в торговой палате, за которые уплачены все таможенные платежи и сборы и тому подобное. И вы сравните цену. Уже на одном этом сравнении вы поймете, откуда ноги растут, - подчеркнул директор. - Мы, добавляя эту справку (из облстата о стоимости продукта – ред.), заключаем дополнительное соглашение, к которому прилагается эта справка. И в этом дополнительном соглашении, на основании этого пункта соглашения, где мы имеем право изменить (цену – ред.), меняется (цена – ред.) на какой-то период времени. Потом, если ситуация меняется, опять берем эту справку, снова заключаем дополнительное соглашение, и снова меняется в сторону уменьшения или увеличения. Другое дело, что мы не можем глобально изменить, там закон определяет определенный процент, на который мы можем сделать больше или меньше (цену – ред.)".

Статистика – вещь упрямая

В комментарии корреспонденту Depo.Харьков в Главном управлении статистики в Харьковской области заявили, что мониторятся рыночные цены только на те продукты, которые внесены в так называемую потребительскую корзину. Следовательно, никоим образом не ведется наблюдение за изменением стоимости большинства экзотических фруктов, в частности, манго, киви, авокадо, кизила и тому подобного.

"Мы проводим исследование, насколько подорожали те или иные виды продуктов. Однако не все продукты, а только те, которые определены потребительским набором. Этот список потребительского набора определен, утверждается один раз в пять лет. Все товары, которые входят в потребительский набор, обследуются на предмет изменения цены. Туда входят среднестатистически наиболее употребляемые продукты. Нет, экзотические фрукты туда не входят. Есть яблоко, банан, груша, апельсин, – это те, которые наиболее часто употребляет среднестатистическая семья", – подчеркнули в облстате.

Официально в Украине перечень товаров, входящих в потребительскую корзину, утвержден Постановлением Кабинета министров Украины от 11 октября 2016 года №780. Этот документ находится в открытом доступе на сайте Верховной Рады Украины. Постановление предусматривает различные потребительские корзины для различных возрастных и социальных категорий граждан Украины.

Стоит обратить внимание, что ни в одном из видов потребительской корзины нет экзотических фруктов. Поэтому изменение их стоимости на потребительском рынке, по сведениям облстата, не отслеживается. Следовательно, механизма уменьшения стоимости некоторых фруктов, о котором говорил Григорьев, по сути не существует.

Вместе с тем, согласно информации сайта Государственной службы статистики, яблоки в среднем в Харьковской области в декабре 2018 года стоили 10,65 грн/кг, в январе 2019 года – 11,25 грн/кг. В среднем по Украине в декабре яблоки стоили 9,21 грн/кг, в январе – 9,47 грн/кг.

Для сравнения Depo.Харьков поинтересовалось ценами на фрукты в одном из харьковских сетевых супермаркетов средней ценовой категории. Фото сделаны вечером 12 февраля.

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme