ТОП-5 технических изобретений, которые сделали харьковчане за 100 последних лет

Специалисты из Харькова доказали всему миру: они умеют строить машины, которые не только ездят, но и летают, воюют, плавают и умеют находить невидимое

ТОП-5 технических изобретений, которые с…

Предлагаем пять лучших, на наш взгляд, проектов от столицы Слобожанщины.

Самолет К-7

Еще до Второй мировой войны на Харьковском авиазаводе построили многоцелевой семимоторный самолет-гигант, который стал крупнейшим в Советском Союзе (размах крыла – 53 метра) и даже получил прозвище "воздушный Госпром". Для его строительства на ХАЗе пришлось возводить более вместительный за имеющиеся сборочный цех.

ТОП-5 технічних винаходів, які зробили харків’яни - фото 1

Тогдашний руководитель конструкторского бюро Константин Калинин стремился воплотить в своем детище принцип идеального самолета: "все в крыле". Скажем, в пассажирском варианте крыло К-7 должно было вместить кабинки для людей, кают-компанию, буфет, радиорубку и кухню.

В августе 1933 года К-7 впервые взлетел на заводском аэродроме, но 21 ноября в том же году разбился во время испытаний на наибольшую скорость. 15 из 20 членов исследовательской команды погибли. Уцелевшие утверждали, что причиной катастрофы стала вибрация, что заблокировала руль высоты.

Построенный самолет так и остался единственным. Сначала строительство нового К-7 перенесли в Воронеж (Россия), а затем вообще отказались от проекта. Сам Калинин был репрессирован и расстрелян в конце 1930-х.

ТОП-5 технічних винаходів, які зробили харків’яни - фото 2

По сценарию исторического фильма "Дау", который снимали в Харькове, именно на К-7 главный герой прилетает из Москвы. Киношники даже построили макет самолета-гиганта в натуральную величину. На самом деле К-7 никогда не летал в Москву, и разбился как раз перед первым запланированным туда полетом.

Танк Т-34

Самый известный танк Второй мировой войны тоже проектировали и изготавливали в Харькове - еще перед войной. Для этого на паровозостроительном заводе (сейчас – имени Малышева), что уже тогда выпускал танки, создали мощное конструкторское бюро под руководством Михаила Кошкина. В мире в это время появились противотанковые пушки, что слишком легко уничтожали предыдущие модели советских танков.

ТОП-5 технічних винаходів, які зробили харків’яни - фото 3

Первые два Т-34 построили в начале 1940 года. Машины были хорошо бронированные и маневренные. В качестве испытания обе машины замаскировали и отправили в "автопробег" в Москву. Танки выдержали и бездорожье (хотя один из них таки поломался под Белгородом и отстал "коллеги"), и непогоду, и строгую оценку Сталина, поэтому Т-34 рекомендовали для производства.

К сожалению, во время автопробега воспалением легких заболел сам Кошкин. Он умер, так и не увидев, как с конвейера сходят тысячи его машин.

С 1940 года заводы склепали почти 85 тысяч Т-34. Один из них установлен на пл. Конституции в Харькове.

Гоночный автомобиль "Харьков-6"

Так случилось, что в середине прошлого века в Харькове бешеными темпами развивалось конструирования скоростных автомобилей. Одной из гоночных машин, которая вошла в историю украинского автомобилестроения стал "Харьков-6" конструкции Владимира Никитина. Как и другие свои автомобили, Никитин строил их на базе Харьковского автодорожного института.

ТОП-5 технічних винаходів, які зробили харків’яни - фото 4

Мечты Никитина стать летчиком не сбылись, поэтому после войны он сосредоточился на "полетах" землей. Его рекордный "Харьков-6" (1951) объединил кузов собственной конструкции и доведенный до 200 лошадиных сил двигатель от отечественной "Победы" – на то время это был самый мощный автомобильный двигатель в СССР.

ТОП-5 технічних винаходів, які зробили харків’яни - фото 5

За рулем машины Никитин установил восемь всесоюзных рекордов, половина из которых превысила мировые рекорды. Рекорд "Харькова" № 6 для километровой дистанции с ходу, установленный 11 декабря 1953 года - 280 км/ч, - удалось превысить лишь десять лет спустя еще одному харьковчанину, Эдуарду Лоренту.

Трактор Т-150К

Этот колесный аппарат стал в свое время самым популярным среди аграриев Советского Союза. Поля им обрабатывали фактически все колхозы страны.

Создав несколько экспериментальных вариантов (со сдвоенными колесами, шести - и даже восьмиколесный), Харьковский тракторный завод наконец-то начал в январе 1973 года серийное производство Т-150К. Трактор получил шарнирную раму (унаследовал от не слишком удачного предшественника), большую мощность двигателя (165 к. сек.) и высокую производительность любой работы. Собственно, именно этот трактор доказал, что может обрабатывать землю не хуже гусеничных "собратьев".

ТОП-5 технічних винаходів, які зробили харків’яни - фото 6

ХТЗ до сих пор продает такие машины – с разными двигателями и усовершенствованными агрегатами. Однако отношение современного агрария к Т-150К далеко не однозначное, потому что на рынке появились более интересные иностранные аналоги.

Большой адронный коллайдер

К созданию "большого (ибо длина – 27 километров) и ужасного (ибо может привести к концу света)" ускорителя частиц приложили руки и харьковчане. Именно харьковский Институт монокристаллов обеспечил коллайдер специальными пластинами, которые называют "глазами" установки. Когда невидимые микроскопические частицы контактируют с харьковским материалом, тот начинает светиться, и ученые радуются.

Причастны к Большому адронному коллайдеру и сотрудники Харьковского физико-технического института (ХФТИ), которые имели опыт работы с собственными небольшими ускорителями. Компьютеры "физтеха" получали информацию из ВАКа еще до того, как коллайдер на границе Франции и Швейцарии таки поймал свой "бозон Хиггса".

ТОП-5 технічних винаходів, які зробили харків’яни - фото 7

И хоть на самом деле к созданию Большого андронного коллайдера причастны сотни тысяч ученых из десятков других стран, Харьков может гордиться, что помог человечеству узнать, как возникала Вселенная.

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme