Социальное предпринимательство: Чему Госдеп хочет научить украинский бизнес

Студент из Харькова стал участником программы Государственного департамента США и изучал социальное предпринимательство в нескольких американских штатах

Социальное предпринимательство: Чему Гос…

Николай Кравец родом из небольшого городка Аскания-Нова на Херсонщине. Сейчас он учится на четвертом курсе факультета Международных экономических отношений и туристического бизнеса ХНУ им. Каразина. Впрочем, юноша решил не только "грызть гранит науки", но и окунуться в общественную жизнь университета и общины. Николай стал единственным представителем Украины в программе "Study of the United States Institutes (SUSI) for Student Leaders from Europe on Civic Engagement", которую финансирует Государственный департамент США. Теперь харьковский студент не только изучает международные отношения, но и реализует американский опыт в украинских реалиях. Как именно - узнало Depo.Харьков.

- Сколько людей в целом принимали участие в американской программе? Из каких стран?

- В общем были представители 18 стран Европы. Программу делили на три направления, в каждом направлении было 22 человека. Всего нас было 66, а в моей категории – социальное предпринимательство – было 22 человека. В США мы были пять недель.

- В каких городах и штатах удалось побывать?

- Мы были в городе Чаттануга (штат Теннесси), также были в Нэшвиле (штат Теннесси), Атланте (штат Джорджия), Хантсвиле (штат Алабама), Нью-Йорке и Вашингтоне. Основная часть программы проходила в городе Чаттануга. Мы были там четыре недели. Нас принимал Университет Теннесси в городе Чаттануга. Это старый университет, здесь очень сильная экономическая школа.

- Что такое социальное предпринимательство?

- Социальное предпринимательство - это особое направление ведения бизнеса. Оно направлено на получение прибыли путем решения социальных проблем инновационными методами. То есть, это так называемый мутуализм (от англ. mutual - взаимный, совместный, - Ред.) бизнеса и общества, от которого выигрывают обе стороны. Типичным примером может быть кафе, в котором в течение дня обслуживают посетителей, а вечером за часть прибыли кормят бездомных или безработных.

Таким был опыт моего непосредственного знакомства с социальным предприятием, когда в одном из ресторанов быстрого питания "Prêt à manger" в самом сердце Манхеттена, на Уолл-Стрит, я заказал сандвич, а потом прочитал на салфетке о преданности этого бизнеса идеям преодоления проблем общества – голода бездомных.

От обычного бизнеса социальный отличает лишь ключевая идея полезности, вокруг которой и строится структура предприятия. Интересная концепция: все, что у тебя есть, ты можешь использовать и не только заработать, но и помочь обществу.

- Кто становятся социальными предпринимателями в США? Кто работает в таких организациях?

Чаще всего такие субъекты предпринимательства учреждаются людьми, которые на себе почувствовали влияние этих трудностей, а впоследствии к основателям присоединяются в команду люди, которые поддерживают его идеи. Точно так же находится целевая аудитория, которая, например, не безразлична к определенным социальным проблемам.

И стоит отметить, что социальные предприятия имеют значительный потенциал развития. Ярким доказательством является компания "TOMS", которая производит обувь, а за каждую проданную пару отдает другую пару детям в странах Латинской Америки, Азии и Африки. Сейчас стоимость компании оценивается в 625 млн долларов.

- Чему вас учили американцы?

- Основной курс был две недели. Мы создавали модели социальных предприятий, составляли бизнес-планы. Для этого использовали модели, которые широко используют в бизнесе, но адаптировали их под социальные нужды. Мы разрабатывали собственные проекты. Мы приехали туда, уже зная проблемы своих местных общин и то, что их надо решать, и уже из этого мы разрабатывали свои модели предприятий.

Мы посетили несколько таких предприятий, другие предприниматели проходили к нам на лекции. Например, в 1960-х годах Чаттануга считалась самым грязным городом США из-за интенсивного промышленного производства. Но начатые строительной компанией "River City Company" работы по реформированию города превратили его в туристическую достопримечательность государственного масштаба. Сейчас там очень развита рекреационная инфраструктура, набережные, пешеходные мосты. И это предприятие считается социальным, поскольку значительно повлияло на нынешний облик города и комфорт жизни в нем.

- В программе были и встречи с общественными деятелями. Какие впечатления от встречи с пресс-секретарем Белого дома во времена президентства Рейгана?

- Это очень интересная история. Томас Гриском родом из этого города. После службы в Белом доме он вернулся в Чаттанугу и работал редактором газеты, у него есть своя консалтинговая компания. Он всегда себя называл гражданином Чаттануги. Он рассказывал, что является автором известной "Берлинской речи" Рейгана (12 июня 1987 года президент США Рональд Рейган произнес речь перед многотысячной толпой в Западном Берлине, – Ред.). Но об этом никто не знал. Сначала было несколько вариантов речи, но Рейгану, который сам был очень эмоциональным, понравился именно этот вариант, поэтому, не смотря на отговоры советников, он выбрал именно его.

Гриском - очень открытый человек, часто посещает общественные встречи. Интересно было общаться с человеком, который является патриотом своей малой родины, но в то же время отдает себя государству. С собой в Америку я заказал специальные значки, на которых были изображены флаги Украины и США. Я знал, что там будут встречи с известными людьми, поэтому привез подарки. Когда мы с ним встречались, я передал ему этот значок, поблагодарил и сказал, что было бы приятно, если бы он его носил. В следующий раз мы с ним встречались, он пришел на встречу с этим значком и всем его показывал.

- Чувствовалась разница в общении с американскими деятелями и украинскими?

- В Америке люди открыты к общению. Не важно, какой у них статус и положение в обществе, они всегда открыты к диалогу. Если к ним обратиться, то они обязательно помогут, подскажут. Мы также встречались с сенатором, который представлял этот округ в Капитолии штата, он узнал, что на проекте есть участник из Украины и девочка из России. Он попросил с нами сделать фото. Он стал между нами и сфотографировался в знак примирения Украины и России. Кстати, мы ездили в сам Капитолий, его открыли специально для нас, потому что это была суббота, и, как правило, по субботам он не работает.

- Как ты думаешь, в Украине такой вид бизнеса может быть успешным?

- Я считаю, что социальный бизнес имеет большие перспективы в Украине, ведь сегодня существует ряд насущных проблем, которые требуют решения. Если такие проблемы есть, то можно придумать и предпринимательские средства улучшения ситуации, одновременно развивая экономический сектор страны. Безусловно, Украина должна поучиться опыту западных экспертов и развивать социальный бизнес на своих территориях. Но здесь встает другой вопрос: смогут ли предприниматели пожертвовать хотя бы незначительную часть своей прибыли для построения успешного общества?

- После этой поездки уже есть какие-то идеи относительно собственных проектов? Как планируешь реализовать этот опыт?

- У меня есть идея сделать подобную программу для студентов в Украине, но адаптировать ее к нашей среде. Мы уже даже подали заявку на грант. Хочется пригласить американских преподавателей, рассказать нашим студентам о социальном предпринимательстве. Оно, увы, не настолько развито у нас, как в Америке, но оно есть, существуют хорошие проекты. Не настолько они просто растиражированны у нас. Сейчас мы разрабатываем сайт, готовимся.

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme