Маски сорваны: Почему на Харьковщине молодожены не хотят венчаться в московской церкви (ФОТО)

В городе Богодухов Харьковской области начались богослужения в недавно освященном Свято-Духовском храме Православной церкви Украины

Маски сорваны: Почему на Харьковщине мол…

Называть помещение храмом будет большим преувеличением, говорят сами прихожане. Несколько поколений этого старинного козацкого города в ХХ столетии не имели своей собственно украинской церкви. Поэтому сегодня для верующих специально оборудована под культовое сооружение военная палатка – уже храм божий.

До большевистского переворота 1917 года в Богодухове – бывшем сотенном центре Ахтырского козацкого полка – были семь православных храмов, среди которых и каменные комплексы. Еще есть богодуховцы, которые помнят, куда все это делось.

Советская власть, как известно, безжалостно уничтожала и храмы, и святых отцов, и веру в целом как "опиум для народа". Следовательно, православным украинцам, которые осознавали свою этническую принадлежность, негде было поклониться Богу вплоть до середины 1990-х. Уже в независимой Украине, когда появился Киевский патриархат, богодуховцы активизировались, чтобы возродить свои давние христианские традиции. Построили сначала один храм, потом другой. Но оказалось, что под вывеской "Украинская православная церковь" было замаскировано религиозное учреждение соседнего государства. "Людей цинично обманывали", - говорит председатель новообразованной религиозной общины Свято-Духовского храма Олег Дулембов.

В одном из сел помнят, как в 90-х годах к ним приехали неизвестные ребята спортивного телосложения, и все остановилось. Образовавшуюся там общину заставили "перекреститься" и уйти под крышу Украинской православной церкви Московского патриархата, теперь вполне понятно – российской церкви в Украине.

Таким образом, на сегодня в 20-тысячном Богодухове - два действующих храма. Оба они принадлежат УПЦ Московского патриархата. Те, кто сумел разобраться, уже называют ее русской. Хотя на вывесках почему-то пишется сокращенно: "Украинская православная церковь".

На службы в эти два московских храма приходят не более 20 прихожан. "Антиукраинская риторика отталкивает людей от церкви, ведь они хотят, чтобы в церкви молились за простых украинцев, за их народ и государство, за воинов, которые, рискуя собственной жизнью, защищают нашу землю, а не за агрессора, который пытается поработить Украину, - отмечает Дулембов. – И особую цену их пастырям и церкви вообще, - добавляет он, - мы узнали, когда Россия начала войну".

"А как вы думаете? Возвращаются наши ребята с фронта, не из телевизоров и газет зная, как там оно на самом деле. А им московские попы рассказывают байки про гражданскую войну, про какую-то хунту и прочие выдумки кремлевской пропаганды. Святые, с позволения сказать, отцы Московского патриархата на оккупированном Донбассе и в Украине вообще почему-то упорно не признают российской агрессии. Более того, отдают храмы под арсеналы оружия и убежища террористам и бандитам, благословляют врага на войну против Украины, иногда сами берут автоматы. Может ли защитник Украины, просто совестливый гражданин пойти в такую церковь?", - спрашивает Дулембов.

"Меня лично, - улыбается подполковник украинской армии и военный пенсионер, - как того старого воробья, на мякине не проведешь. Также и ребят, которые воевали на передовой. Где вы видели, чтобы священник отказывался отпевать погибшего воина? Тем более, если боец защищал свою землю. А они же, вы знаете, однажды даже маленького мальчика не захотели отпевать. Мол, он крещен, как они говорят, в "неканоническом", то есть собственно в украинской церкви Киевского патриархата. Теперь это объединенная автокефальная Православная церковь Украины".

По словам офицера, ситуация среди людей изменилась кардинально. Больше это касается младших поколений.

"Наши молодожены не хотят идти венчаться в московскую церковь. Также молодые родители не идут туда крестить своих детей", - говорит Дулембов.

Но особенно народ прозрел, когда Россия захватила украинский Крым и начала войну на Донбассе.

"Докатилось и сюда. Наши люди весной 2014-го едва успевали срывать в городе агитки "русского мира", который ратовал за свержение украинской власти, как они себе говорят, – "хунты", и призывал на битву с мифическими "фашистами-нацистами", - рассказывает офицер.

"В свое время, - продолжает подполковник, - я говорил о том, что война с Россией неизбежна, но даже в военных кругах, среди профессионалов никто в это не верил. Значительная часть населения у нас на востоке и сегодня верит в кремлевские сказки и не видит очевидного – войны. Много людей убеждены, что это временное недоразумение, гражданская война, нечто такое, что можно быстро закончить. Человеческая природа не позволяет нам верить в худшее. Мы думаем, что сменим президента, а он потом махнет волшебной палочкой, и все пойдет к лучшему, война закончится. Но как бы мы этого не хотели, к лучшему ничего не изменится. Московия от нас не отвяжется никогда и ни за что. Кремль будет делать все, чтобы уничтожить нашу экономику, подорвать нашу веру в победу, уничтожить нашу духовность, язык, культуру, нашу идентичность, нашу государственность. Выход один – побеждать. Но как одолеть противника в разы более мощного, чем мы?"

Для этого надо искать выход, подчеркивает Дулембов. "Формирование национального сознания, утверждение украинского духа, воспитание патриотизма выходят на первый план. Церковь также должна сыграть в этом свою фундаментальную роль", - считает офицер.

Как он объясняет, "началась война, ложная пропаганда и действия Кремля, весь этот противный "русский мир" очень повлияли на пробуждение национального сознания". На фоне трагических событий богодуховские активисты и решили возродить в городе украинскую церковь.

Не стали ходить и уговаривать, чтобы дали доступ к двум фактически полупустым действующим церквям Московского патриархата: "Можно было бы справедливо договориться проводить службы поочередно. Сегодня вы, а завтра – новая украинская община. Но решили начать "с нуля" – светлее будет и новый храм, и наши молитвы в нем".

Свято-Духовская община решила пойти более сложным, но своим путем – самостоятельно построить в Богодухове украинский храм. "Одновременно, - отмечает глава общины, - чтобы не было провокационных обвинений в якобы рейдерских захватах или еще какого-то их обмана, который враг любит потом раздувать и рассказывать на весь мир".

Активисты, а это учителя, военные, рабочие, служащие, начали кропотливую работу. Создали и зарегистрировали новую религиозную общину. В нее вошли пятеро защитников, вернувшихся с войны. Собрали определенную сумму денег, купили землю под строительство церкви. Она будет носить название Свято-Духовский храм.

По словам Дулембова, в основании церкви очень помог епископ Митрофан, управляющий Харьковской епархией УПЦ КП (сейчас это уже Православная церковь Украины).

Первое богослужение состоялось 7 января, на Рождество. Всем миром освятили крест. Литургию провел отец Василий. Его назначил и благословил владыка Митрофан. В воскресенье, 13 января, в Щедрый вечер, состоялось второе богослужение. Службы будут систематическими.

Община не испугалась морозов – зданием новой церкви временно послужит специально приобретенная для этого военная палатка. Возле нее и освятили крест. В палатке, а прихожане теперь называют ее храмом, топят "буржуйкой" – тепло и уютно.

На первую литургию собралось около 100 человек. Родители привели с собой детей. У верующих выступили на глазах слезы. "Пришла помолиться в наш храм и 90-летняя женщина. С помощью костылей, но пришла", - находится под впечатлением увиденного председатель общины.

"Я бы хотел пригласить к нам всех тех, кто сегодня критикует томос, кто отрицает нашу нацию и государство, кто поет анафему гетману Мазепе и говорит о "предательстве и расколе", кто отказывает нам в желании иметь собственную церковь и в праве обращаться к Богу на родном языке. И еще я бы хотел спросить у них, веруют ли они сами в Бога", - эмоционально говорит украинский офицер.

Участник боевых действий, прихожанин Дмитрий Мейлах также делится своими впечатлениями о том, как они боролись за церковь: "Я счастлив тем, что нам удалось основать церковь. Когда я служил, то на войне мои побратимы из Западной Украины очень удивлялись, почему я не хожу в церковь. Я говорю: потому что у нас батюшка на "Лексусе" ездит, говорит, что тут война на востоке – "братоубийственная", а не оборонительная, запрещает вспоминать в молитве тех, кто крещен в Киевском патриархате. Они же удивлялись, говорили, что их священник живет и жизнью общины, и жизнью страны.

А когда вернулся домой, то с волонтерами, активистами мы решили, что также построим такую церковь. И я вам хочу сказать, что я только-только начал познавать церковь. Все говорили, что это трудно. В этом же нет ничего сложного. Может потому, что я сразу начинал молиться на родном языке. И я счастлив, что приобщился к созданию церкви, где будет звучать молитва за Украину".

Резонансное событие начала богослужений в военной палатке в Богодухове не осталось без внимания местной и областной власти – главы райгосадминистрации и районного совета также приняли участие в Рождественской службе.

"Это знаменательное событие для всего востока Украины, - комментирует депутат Харьковского областного совета, преподаватель Национального университета им. Каразина Виктор Кисель. – И мы внимательно наблюдаем за этим процессом".

По его словам, в Богодуховском районе были созданы и начинают действовать еще две религиозные общины Православной церкви Украины. "Мы приветствуем возрождение украинской церкви и объединение ее ветвей и думаем, что этот процесс после нашествия "русского мира" в нашем крае будет продолжаться", - говорит Кисель.

Депутат всесторонне изучал ситуацию и указывает на определенные моменты.

Если взглянуть на религиозную ситуацию, то наиболее распространенными в Богодухове до последнего времени были пять течений: православные Украинской православной церкви Московского патриархата и Киевского патриархата, евангельские христиане-баптисты, адвентисты Седьмого дня и свидетели Иеговы.

Национальный состав этого города на востоке Украины такой: украинцы составляют около 90%, русские - 5 %, белорусы – около 1 %, другие национальности вместе - примерно 4 %.

А вот о чем говорит языковая характеристика населения райцентра. Если взять исторический срез, то, по данным переписи населения Российской империи 1897 года, украинский язык был родным для 95 % жителей Богодухова. По данным всеукраинской переписи населения 2001 года, украинский язык является родным для 92% жителей райцентра.

"И что мы имеем?, - подчеркивает депутат. - Русификация сделала свое черное дело. Именно у украинцев нет собственной церкви, именно коренное население Украины наиболее урезано в своих правах. А нам говорят о "свободе вероисповедания", неком "невмешательстве государства в дела церкви" и всякую другую, как видим, бессмыслицу и ложь, которые распускает на весь мир российская имперская пропаганда".

Молодежи еще есть куда пойти и чем заняться – в городе есть музыкальная и спортивная школы, Дом молодежи и Дом культуры, спортивный стадион "Колос". Людям старшего возраста остается смотреть телевизор. На территории района на экранах еще транслируются российские пропагандистские телеканалы.

Богодуховские общественные активисты обращают внимание на то, что в городе и сегодня есть значительная часть населения, которая верит, в частности, в фейковую мантру кремлевской пропаганды о "гражданской войне" в Украине. Патриотически настроенные люди надеются, что с утверждением единой автокефальной украинской православной церкви в их крае картина будет меняться к лучшему.

"Люди, наконец, могут прийти в церковь и обратиться к Богу на родном языке, - говорит Кисель. - Сегодня для Украины это крайне важно. И очень знаменательно".

Источник: Armiya'UA

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme