Критического мышления не будет: Как чиновники Кернеса уничтожили выставку детских плакатов

В Харькове 19 апреля должна была стартовать выставка "Плакат на коленке", которая является частью Биеннале молодого искусства

Юлия Гуш
Журналист региональной редакции Depo.Харков
Критического мышления не будет: Как чино…

В нее входили плакаты детей-участников студии Aza Nizi Maza, посвященные теме критического мышления и взаимодействия с городской средой. Их вывесили в ночь с 18 на 19 апреля на строительных заборах, которыми сейчас ограждены сад Шевченко и сквер "Стрелка". Однако на утро плакаты никто не смог увидеть – работы детей исчезли.

"Плакаты вывешивали где-то до пяти часов утра, – рассказал основатель студии Aza Nizi Maza Николай Коломиец. – Я так понимаю, что в девять их уже не было. Кто снял, не понятно. Но сняли очень хорошо, ведь крепили мы их очень тщательно, и чтобы их снять, нужно было потратить много усилий и приложить немного мозгов... Это часть Биеннале молодого искусства. Этот фестиваль направлен на взаимодействие с городом, на то, как меняется окружающая среда. И наша студия должна была поговорить с улицей через эти плакаты. Там затрагивались наиболее актуальные темы – и смешные, и социальные. Но все это было сделано с детским рвением. Кому они могли помешать, никому не понятно".

Работы в рамках выставки создавались в течение трех месяцев. 70 детей в возрасте от 7 до 15 лет изготовили около 120 плакатов. По словам Коломийца, выставка получила резонанс в соцсетях, немало людей хотели ее посетить. Она не содержала никаких политических призывов и не преследовала коммерческие цели. Поэтому исчезновение плакатов стало довольно неприятной и неожиданной новостью.

"Сама биеннале начнется осенью, но мы уже начинаем работать с городским пространством, – рассказала пиар-директор Биеннале молодого искусства Иванна Скиба-Якубова. – Собственно, мы хотели начать этот диалог с городом, чтобы он услышал детский голос. Но этот диалог очень быстро закончился – буквально в течение двух часов. И мы пытаемся выяснить, что произошло. Ситуация следующая: когда планировали эту акцию, мы подавали прошение в Департамент культуры. Там позволили разместить плакаты на двух заборах. Мы имели разрешение, подписанное заместителем коммунального департамента Алексеем Богачем, в котором они писали, что поддерживают эту акцию".

В общем ключевой темой этой акции стало развитие критического мышления и ироничного взгляда детей на окружающий их мир. Например, на плакатах юные художники ссылались на известные поговорки ("Не все золото, что золото"), шутили ("Сегодня в кубики играет, а завтра кубизмом занимается") или задавали философские вопросы ("Кто ты?"). А сейчас у организаторов появилась еще одна проблема, как сообщить такую печальную новость детям.

"Уже позвонили несколько мам, – рассказал Коломиец. – Они просят не рассказывать. Одна мама сказала: "Мой точно будет плакать. Не говорите".

"Нам было интересно, как выставка будет жить в городском пространстве, как люди будут с ней взаимодействовать, – отметила Скиба-Якубова. – Мы были готовы к тому, что кто-то что-то дорисует или допишет. Но мы просили, чтобы их не снимали коммунальные службы. Действительно ли это сняли коммунальщики, мы пока не можем утверждать. У нас нет доказательств, над этим работает юридическая служба".

Пока юридическая служба готовит запрос, организаторы не спешат делать предположения относительно того, кто тогда снял все плакаты. Да и перспектива объяснять детям, что их долгожданная выставка не состоится, также их не радует. По словам Коломийца, в стороне они оставаться не собираются и точно проведут с детьми какую-то акцию-ответ.

Через несколько дней после исчезновения выставки директор Департамента коммунального хозяйства Харьковского городского совета Алексей Богач извинился за "непреднамеренное уничтожение" детской выставки. Он приехал на встречу в оргкомитет проекта в харьковскую муниципальную галерею и сообщил, что произошла бюрократическая ошибка.

В официальном письме-извинении, подписанном Богачем 22 апреля, говорится, в частности, о том, что "предоставленное разрешение не было своевременно передано строительным подрядчикам, в чьей эксплуатации находятся эти заборы, а те, соответственно, в свою очередь, не сообщили своим работникам (охранникам и дворникам), в задачу которых входит, согласно Правилам благоустройства территории города Харьков, установленным решением Харьковского городского совета от 16.11.2011 № 504/11 (с изменениями), уборка любых материалов, размещенных на заборах без разрешения. При этом указанные работники не были способны самостоятельно оценить ценность объектов, с которыми столкнулись, и, восприняв их за несанкционированное размещение рекламы или агитации, сняли с заборов, не сообщив об этом их руководству".

"Учитывая вышеупомянутое, приносим свои извинения организационному комитету Биеннале молодого искусства, студии Aza Nizi Maza и через них детям – авторам плакатов за сложившуюся ситуацию и предлагаем всестороннее содействие как в возможном повторении выставки, так и в других проектах, связанных с художественными акциями в городском пространстве", - заявили у Кернеса.

В свою очередь, Скиба-Якубова отметила, что важными являются это признание ошибки и извинения – и как здоровый прецедент, и как то, что поможет преподавателям студии объяснить детям: обидевшие их взрослые все же способны извиниться.

"Что касается возмещения материальной стоимости экспозиции, то его нам предложили разные знакомые и незнакомые люди, поэтому в том или ином виде город сможет увидеть эти работы. Как именно будет выглядеть новая экспозиция, решают кураторы, но это точно не будет повторение в том же формате на строительных заборах", – подытожила она.

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme