Догоняем Польшу: Когда Харьков отправит самолеты на Берлин и Лондон

В аэропорту Харькова украинская авиакомпания планирует забазировать второй самолет, что откроет перспективы для презентации новых направлений

Юрий Ларин

В первой части интервью коммерческий директор по авиационной деятельности Международного аэропорта "Харьков" Владислав Ильин рассказал о существующей инфраструктуре аэропорта, нерешенных со времен Евро-2012 вопросах, а также о планах по развитию воздушных ворот Харькова.

Во второй части – о возвращении ранее ушедших из Харькова перевозчиков, появлении новых маршрутов, рынке внутренних/внешних перевозок, перспективе открытия прямого рейса в Дубай, старом-новом конкуренте на рынке перевозок в Турцию, переориентации Ryanair на рынки восточной Европы и о перспективе возвращения рейса Wizz Air в Лондон.

Внутренние перевозки по Украине. Как растет рынок?

– В этом году для нас было очень показательным открытие, даже правильнее сказать возобновление полетов в Одессу. МАУ летали в Одессу несколько лет назад, пробовали летом, количество желающих было высокое, рентабельность отсутствовала, это были убыточные для МАУ рейсы. В этом году полеты по данному направлению запустили SkyUp. К нашему большому и приятному удивлению рейсы оказались очень успешными, поэтому на следующий год они стоят в планах SkyUp. Мы ведем переговоры, чтобы это были не только летние рейсы, а и зимние, хотя бы один раз в неделю.

Насколько высоки там загрузки бортов?

– Загрузки там более 80%. Учитывая, что на данном маршруте используются самолеты Boeing-737-800, то это довольно большое количество пассажиров. Авиаперевозчик старается предлагать максимально доступные цены. Они начинаются от 500 грн в одну сторону. На октябрь сейчас есть билеты по 800-900 грн в одну сторону. Это примерно те цены, по которым железная дорога предлагает поездку в купе продолжительностью в 12 часов, а авиакомпания доставляет пассажиров всего за час.

На рейсах МАУ в Киев загрузки также высокие, но они не скрывают, у них основная цель – подвозить пассажиров в свой хаб "Борисполь". У них более 70% пассажиров летят не в Киев, они летят дальше по всей сети авиаперевозчика.

 

SkyUp открывают рейсы в Киев. Почему на месяц раньше?

– Цены у МАУ на прямые полеты в Киев довольно высокие. Встречаются и низкие цены, но только на вылеты в обед. Но если ты вылетаешь в обед, то прилетаешь в Киев, когда пол рабочего дня прошло. Поэтому, если мы смотрим на цены билетов с вылетом в 7 утра, когда у тебя будет целый день в Киеве, они будут на уровне нескольких тысяч гривен. Это обусловлено высокой загрузкой, которая у МАУ выше 90%.

На сегодняшний день есть основной тип транспорта у путешествующих между столицей и крупными городами Украины. Это "Интерсити". Уже несколько лет подряд "Интерсити" публикует статистику. По количеству перевезенных пассажиров Харьков – на первом месте среди всех городов, которые соединены Интерсити-поездами. Объем пассажиропотока отображает спрос. Учитывая наличие высокого спроса, SkyUp объявил о запуске с октября полетов в Киев. Сейчас добавилось несколько рейсов в сентябре. Мы видим, что это произошло в связи с наличием свободного самолета. Практически на все даты доступны минимальные цены в 500 грн. Это цена аналогичная "Интерсити". Можно с удовольствием брать и лететь.

Что по Львову?

– По Львову на сегодня продажи хорошие, SkyUp запускает полеты 17 октября 2019 года. Практически уже не осталось минимальной цены 600 грн в одну сторону на октябрь, ноябрь и декабрь. Это однозначно подтверждает, что направление популярно, люди уже покупают билеты на декабрь, на 3 месяца вперед. На некоторые дни уже довольно высокая цена, в два раза выше минимальной, по 1200 грн в одну сторону. У нас очень оптимистичные ожидания, если спрос зимой будет держаться на высоком уровне, то летом он будет не меньше. Соответственно рейсы можно будет выполнять круглогодично.

Можно ли сейчас ожидать какой-нибудь перспективный внутренний рейс из Харькова?

– Пока нет. У нас были рейсы сезонные много лет подряд в Ивано-Франковск. Это были зимние рейсы, рассчитанные на людей, которые ехали в Буковель. И у нас есть надежда, что эти пассажиры, которые летели в Ивано-Франковск, полетят во Львов. Насколько мне известно, трассу от Львова до Буковеля реконструировали. Надеемся, что лыжники станут летать во Львов. По другим городам у нас нет ожиданий. Если Одесса и Львов загрузятся, возможно, если все будет так хорошо, добавятся рейсы в Ивано-Франковск.

Как обстоят дела с зарубежными перевозкам? Какие у нас открылись рейсы? На этой неделе были сообщения от Wizz Air от SkyUp.

– Первое право анонса, конечно, у авиакомпании. У нас пассажиры часто спрашивают про рейсы в Берлин. Скажу так, что для нас это "номер один" приоритет на сегодня, и наши ожидания, что с вероятностью 99% в следующем году эти рейсы из Харькова полетят.

Весной?

– В летнем расписании. Летнее расписание стартует с конца марта. Это может быть конец марта, апрель, май, июнь. Если нет, то, возможно, в конце лета.

Какой перевозчик?

– Мы общаемся и с Ryanair, и с Wizz Air по этому маршруту. Кто из них будет, пока не могу сказать.

Какие новые рейсы уже известны?

– То, что объявил SkyUp (Харьков – Шарджа, – ред.) – эти рейсы они уже выполняли весной этого года. Как вы знаете, пик сезона в Арабских Эмиратах – это зимний сезон, летом там довольно-таки жарко отдыхать, поэтому пассажиропоток не такой высокий. Мы со SkyUp изначально планировали, что эти рейсы стартонут в марте, будут летать март, апрель, май и на летний сезон будут приостановлены. Мы ожидали, что, все-таки, эти рейсы будут возобновлены. И сама авиакомпания комментировала, что она с осеннего периода возобновит полеты между Харьковом и ОАЭ.

Есть еще ожидания, авиакомпания это озвучивала, что рейсы будут не в Шарджу, а в Дубай. Сейчас авиакомпания ведет переговоры с аэропортом. На сегодняшний день они продают рейсы в Шарджу, которая расположена не так далеко – 10 км от Дубай. Если авиакомпания получит слоты (разрешение на обслуживание в запрашиваемое время), которые им нужны в Дубай, я думаю, что рейсы могут перенести уже после их старта.

По Будапешту. Рейсы (авиакомпании Wizz Air,  - ред.) стартуют 1 июня следующего года, будут выполняться два раза в неделю. Это основной аэропорт базирования Wizz Air.

Вернутся ли в Харьков flydubai и Air Arabia? Возможно, Qatar Airways зайдет?

– Ведем переговоры. С flydubai встречались в июле, вчера переписывались снова по e-mail. Air Arabia также рассматривают возобновление полетов. У flydubai есть проблема, которая сегодня существует у многих других авиакомпаний – это Boеing-737 MAX,  на которых на сегодняшний день не разрешены полеты. Авиакомпания ожидает, что к концу года эта проблема решится. Но, опять же, есть вопросы планирования. Если к концу года решится вопрос Boеing-737 MAX и flydubai возобновят на них полеты, то пока они запланируют новое направление и запустят продажу, уже придет летний сезон. Поэтому, мы ожидаем, что, скорее всего, если полеты возобновятся, то через год, следующей осенью.

С Qatar Airways более сложный процесс. Flydubai и Air Arabia уже летали в Харьков, они знают этот рынок. Один из руководителей flydubai не так давно заявлял, что полеты в Харьков были успешными, и они хотят их возобновить. Qatar Airways пока не очень хотят заходить в регионы. Они выполняют два ежедневных рейса в Киев, которыми, насколько мы знаем, Qatar Airways довольны и пока не спешат добавлять рейсы в другие города Украины. Тем не мене, делегация из Украины под руководством Министерства инфраструктуры (был наш аэропорт, аэропорт "Львов" – в прошлом году) проводили встречу в Катаре. В этом году из Катара прилетала делегация, мы в Киеве проводили с ними встречу. Они этот вопрос рассматривают, они видят перспективу.

Из Харькова пару лет назад ушел Atlasglobal, у них были адекватные цены в Стамбул, вернутся ли они?

– В тот момент у них было массовое закрытие маршрутов, не только рейсы в Украину. Примерно полсети отрезали. В то время как раз случился экономический и политический кризис в Турции. У акционеров, которые владеют компанией, начали страдать и другие бизнесы от этих событий в стране. Поэтому они решили провести такую реструктуризацию, оставить только сверхприбыльные направления, чтобы на период проблем в стране обезопасить себя от убыточности.

На нашей встрече в июле менеджер компании очень оптимистично рассказывал о планах на следующий год. Даже такой прибыльный рейс, как Стамбул-Тбилиси они в тот год тоже закрыли, наряду с рейсами в Украину. В июле они возобновили полет в Тбилиси. Они уже начали восстанавливать свою сеть. На сегодняшний день мы ведем с ними переговоры, чтобы они, возможно, в следующем году возобновили полеты. Мы смотрим, что рынок Турции растет, Стамбул тоже растет. Очень важно отметить, что именно "Atlasglobal" предлагал очень интересные стыковки по интересным ценам. Например, есть стыковки на Анталию и у "Pegasus", и у "Turkish Airlines". Но у "Atlasglobal" были самые удобные стыковки и самые хорошие цены. Для нас, конечно, "Atlasglobal" – это очень интересные партнеры, и мы очень ожидаем его возвращения, чтобы вернуть потоки по тем направлениям, которые мы на сегодня либо утратили практически полностью, либо поток по этим направлениям снизился в 2-4 раза.

Почему Ryanair и Wizz Air дублируют некоторые маршруты из Харькова? По какому принципу избираются направления?

– У каждой авиакомпании свои цели, своя стратегия. Wizz Air всегда себя позиционировал, как крупнейшая лоукост авиакомпания центральной и восточной Европы. И действительно так было на старте их развития, потому что Ryanair особо не уделял внимания восточной Европе, так как авиакомпания сама ирландская. Они больше акцентировали свое развитие сначала в Британии, потом начали развиваться ближе к центральной Европе. У Wizz Air развитие было с другой стороны, то есть с восточной и центральной Европы. Будапешт – основной город. Первый их рейс был из Катовице в Польше.

Очень много лет Ryanair не присутствовал на рынке восточной Европы. Потом начал заходить. Сегодня существует перенасыщенность рынка западной Европы. Есть очень много пассажиров, но есть и очень много рейсов от большого количества авиакомпаний. Из-за этого перевозчики вынуждены демпинговать.

И буквально на днях была новость, что Ryanair закрывает четыре свои базы в Испании, хотя это один из топовых рынков по доходности в Европе. Потому что если не испанцы куда-то летят, то, условно, вся Европа летит отдыхать в Испанию. И они закрывают очевидные туристические базы на Тенерифе.

Мы видим, что эти емкости перераспределяются на восточную Европу, где меньше конкуренция, не такой высокодоходный пассажир, но из-за того, что конкуренция меньше, они видят, что экономически такая замена более перспективна.

Второй момент: если авиакомпания приходит и открывает какой-то маршрут, то другая авиакомпания, которая придёт позже, уже не получит скидки. В большинстве аэропортов система скидок сформирована именно таким образом: если компании открывают рейсы в одном сезоне или в течение двух-трех месяцев, то обе компании получают одинаковые скидки. Такие шаги Ryanair (открытие дублирующих с Wizz Air направлений из Харькова, – ред.), в том числе, могут свидетельствовать о следующей логике: если сейчас не открыть данные рейсы, то позже это будет экономически нецелесообразно, без скидок это будет нерентабельно. Даже при наличии прямого конкурента они открывают много рейсов не просто по одному маршруту, но и в те же дни, что и конкурент. Они считают, что более конкурентоспособны, и за год-два планируют "выдавить" своего конкурента с рынка и остаться самим на маршруте.

В сентябре Ryanair перебазировал 11 самолетов в Польшу. Будут ли в связи с этим новые маршруты в Харьков?

– Из Харькова уже открыты маршруты во все крупнейшие города Польши. В следующем месяце начинаются полеты в Познань. Если смотреть на Киев, то оттуда еще есть полеты в такие небольшие города Польши, как Быдгощ, Люблин. Из Харькова могут добавиться рейсы в эти города.

Ryanair тремя направлениями из Харькова на данный момент ограничивается?

– На зимний период – однозначно да, они ничего не планируют добавлять в ближайшие месяцы. На следующее лето, как мы обсудили, в приоритете у нас Германия. Это не только в переговорах с Ryanair, а в целом. Для Харькова это самый перспективный рынок, по которому у нас самое низкое количество прямых рейсов. На сегодня между Харьковом и Германией есть только полеты на Wizz Air в Дортмунд. Однозначно, в следующем году мы ожидаем открытие рейсов в Берлин, ведем переговоры по другим направлениям. Очень много пассажиров летает в Берлин, Мюнхен, Франкфурт, чуть меньше – в Дюссельдорф, Гамбург, Штутгарт. У нас в планах развитие максимально широкой сети между Харьковом и немецкими городами.

Как насчет возвращения Лондона? Возможно ли это?

Очень возможно! И мы с Wizz Air это обсуждаем, встречались с аэропортом "Лутон", с которым Харьков был соединен. Есть пример рейсов Львов – Лондон от Wizz Air, которые были открыты в 2012 году, и в 2013 году закрылись. На сегодняшний день рейсы восстановлены. Три раза в неделю летает Wizz Air, три раза в неделю – Ryanair. Мы постараемся к 2021-2022 году возобновить полеты по данному направлению.

Планируют ли в Харьков заходить другие европейские лоукосты?

– Однозначно да, мы постоянно ведем переговоры. Например, у Ryanair есть дочерняя компания Lauda. У них есть, помимо основной базы в Вене, еще базы в Штутгарте и Дюссельдорфе. Ведем с ними переговоры. Также общаемся с Eurowings и еще рядом перевозчиков.

Проявляют ли европейские лоукосты интерес к Украине и, в частности, к Харькову?

– Конечно, проявляют! Для любого перевозчика на любом рынке позитивным сигналом является открытие новых рейсов. Если мы посмотрим, сколько рейсов было открыто в Украину и, в частности, в Харьков за последние два года, то это большое количество даже по европейским меркам.

Если до недавнего времени пассажиропоток аэропорта "Вроцлав" в 3 млн для нас казался просто каким-то заоблачным, то сегодня мы видим, что мы уже в обозримом будущем будем иметь 2 млн. То есть, уже приближаемся к тому уровню пассажиропотока, который есть у польских региональных аэропортов. И это притом, что уровень экономического развития Польши значительно выше украинского.

Какой-нибудь перевозчик планирует открыть базу в Харькове?

– У нас есть SkyUp, который забазировал в этом году в Харькове самолет. У них 16 сентября проводилось здесь большое мероприятие по набору персонала. Искали для себя экипажи, от стюардессы до пилота, будут обучать, если кто-то хочет открыть для себя эту профессию. Со SkyUp мы строим долгосрочные и большие планы. Мы ожидаем, что в скором времени SkyUp в Харькове забазирует второй самолет.

В 2020 году?

Да, есть шанс, что может это уже быть в следующем году. Естественно, чем больше здесь емкостей, чем больше забазировано самолетов, тем больше возможностей выполнять из Харькова практически любые маршруты.

Не планируют ли Ryanair и Wizz Air открывать украинские "дочки"?

– С Wizz Air мы четко понимаем, они это не скрывают и озвучивают, что ждут информацию по "Брекзиту". Случится он или нет. И позитивно ли это отразится на подписании соглашения об открытом пространстве между Украиной и ЕС. Если это все-таки случится, Wizz Air отложит возобновление работы "дочки" на неопределенный период. Потому что у них будет возможность осваивать многие европейские рынки из Украины. Рано или поздно они, конечно, достигнут лимита, откроют, условно, все маршруты, которые они захотят. И тогда, возможно, они возобновят здесь работу "дочки", что позволит им летать не только в Европу, но и, как это было до закрытия дочерней компании, из Украины в ОАЭ, Грузию и другие страны, которые не покрываются соглашением о едином авиационном пространстве с ЕС.

Есть ли новости о дата-центре, который планировала открыть в Украине авиакомпания Ryanair?

– У нас нет информации. Мы предлагали Ryanair рассмотреть, в том числе, и Харьков. На тот момент они еще не летали к нам. Они хотели сначала начать полеты, потом вернуться к этому вопросу. Будем их убеждать.

По ремонтной базе то же самое?

– По ремонтной базе нужно понимать особенности Ryanair: все, что они делают, они делают исключительно для себя. Если они открывают ремонтную базу, то она обслуживает исключительно самолеты Ryanair. С одной стороны, это интересно, потому что это все равно развитие инфраструктуры аэропорта, это дополнительные рабочие места и налоговые отчисления в местный бюджет и бюджет страны в целом. Но мы все-таки хотим сформировать ремонтную базу не под одного перевозчика, а под любого, который захочет здесь обслуживаются.

Ernest Airlines не планирует в Харькове забазировать самолет?

– Нет, на сегодня не планирует.

С учетом того, что один инвестор развивает аэропорт "Харьков" и планирует инвестировать в аэропорт в Днепре, возможна ли ситуация пакетированного развития этих двух аэропортов?

 

На сегодня по Днепру еще не закрыт вопрос. Если все-таки будет решен вопрос по аналогичному частно-государственному партнерству, как это сделано в Харькове, и в партнерстве с нашим акционером, то однозначно работу с авиакомпаниями, это мое субъективное мнение, логичнее будет вести с позиции двух аэропортов. Это и авиакомпаниям будет интереснее, и двум аэропортам, чтобы в них динамично развивались перевозчики. Харьков и Днепр рядом. Я думаю, будет полезным формирование совместного подхода работы с перевозчиками.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Харьков