Харківська схема шахрайства: Що спільного між О. Генрі, Гербертом Уелсом і Благовіщенським ринком

Чи можуть бути пов’язані всесвітньо відомий англійський фантаст Герберт Уелс, майстер коротких оповідань американець О. Генрі та знаменитий харківський аферист "Казкар"

Харківська схема шахрайства: Що спільног…

Любителей истории нашего города просьба не волноваться: тетка О. Генри не торговала домашней колбасой в мясных рядах и никто из предков Уэллса не точил ножи на рынке. Но если вы хорошо знаете творчество этих почитаемых писателей и знакомы с криминальной историей Харькова, вы эту связь найдете.

"Страус с молотка"

Автор таких шедевров как "Война миров", "Человек-невидимка" и "Машина времени" иногда писал и небольшие увлекательные рассказы. Сюжет одного из таких рассказов, "Страус с молотка", вкратце: на корабле, идущем из Европы в Америку, на палубе перевозились клетки с живыми страусами. За птицами ухаживал специально нанятый для этого человек, "смотритель". Второй важный персонаж рассказа – "безмерно" богатый индийский махараджа, который даже во время передвижения по кораблю не снимал свою чалму с громадным бриллиантом на лбу. Самое интересное начинается после того, как один из страусов позарился на блестящий камень на голове индуса, склевал его и проглотил. Интрига в том, что никто из пассажиров не видел, как это произошло, и что неизвестно какой именно из страусов скушал очень "дорогую блестяшку".

 

 

Но в распоряжении "смотрителя" вдруг оказались несколько экзотических птиц, в желудке одной из которых находился целый капитал. Заинтересованные пассажиры начинают наперебой предлагать выкупить птиц, быстро организовывается аукцион, и птички уходят каждая за очень большие деньги. Заканчивается рассказ примерно так: неизвестно, нашел ли кто-то из счастливых покупателей в своей птице бриллиант, но вот "смотрителя" и "махараджу" спустя какое-то время видели в портовом кабачке празднующих некую удачную сделку. Только вот "махараджа" был уже без бороды и усов и уже совсем не походил на представителя индийской аристократии.

"Поросячья этика"

 

О. Генри в своей книге "Трест, который лопнул" очень весело и задорно описывал похождения двух бывалых мошенников Энди Таккера и Джеффа Питерса. В рассказе "Поросячья этика" Питерс находит случайного компаньона – местного жулика Руфа, "свинокрада" по специальности. Как-то Руф приносит в гостиницу милого поросенка и утверждает, что, увидев "такой прелестный пятачок", не удержался и украл его. Утром в местных газетах выходит объявление о продаже ученого поросенка из бродячего цирка и предлагается очень крупное вознаграждение за возврат свинки. Питерс, чувствуя наживу, выкупает у "синокрада" поросенка за хорошие деньги, но оказывается, что ученый поросенок из цирка никуда не пропадал, а вот несостоявшийся компаньон Руф исчез в неизвестном направлении. С деньгами Питерса.

"Телецвет"

А теперь реальная мошенническая комбинация, придуманная харьковским жуликом по прозвищу "Сказочник" и впервые обкатанная именно в Харькове на Центральном рынке. Иногда для простоты в определенных профессиональных кругах она даже называлась "харьковская".

Было это в те времена, когда уже были цветные телевизоры, но много еще было и черно-белых, и черно-белых было даже больше. Место – "Благбаза", прилавок где-то в глубине колхозного рынка. За прилавком скучающий дядька, продавец какой-то сельхозпродукции или сала. Базарный день подходит к концу, дело к вечеру. Утренний ажиотаж уже спал, и колхозник реально скучает. Часть торговцев уже собралась, рынок полупустой, наличие свободного места для торговли рядом "объектом" обязательно для схемы. На свободном месте рядом с колхозником скромно и неуверенно устраивается невзрачный мужичок с обычным мешком. В мешке у него какие-то непонятные радиодетали (само собой реально купленные по 2-3 копейки), количество "деталек" известно. Как правило, это было 1000 штук. Конечно, как и любая "работа" эта начинается с диалога, контакта.

Мужичок с мешком спрашивает, не занято ли рядом, устраивается на свободное место, и далее – текст: "Вот на заводе "навернул" детали какие-то. Что за детали, не знаю. Валялись в цеху. Их там полно. Почему бы не взять… Эх, продать бы, хоть копеек по пять… Мало ли, а вдруг…

Какое-то время идет неспешный разговор на общие темы. Обсуждается торговля, цены на картошку и соляру или влияние полнолуния на количество молока у коровы. Мужичок общительный и легко находит интересную собеседнику тему. Через 15-20 минут они уже почти друзья. Подходит нужный момент и мужчинка с радиодеталями уже по-дружески просит об одолжении – присмотреть за "товаром", ему надо отлучиться, "накатить соточку", "трубы горят". Колхозник к таким потребностям относится с пониманием – мужская солидарность. А через какое-то время у прилавка появляется "номер два", (это и был знаменитый "Сказочник"). Типаж – праздно шагающий вальяжный тип, непременно солидного и денежного внешнего вида. Он "абсолютно случайно" замечает разложенные на прилавке радиодетали и приходит в благороднейший шок. Сразу энергичный вопрос: "Это же у вас СВ-345-16, трехфазный конденсатор с шестью платиновыми диодами (полная импровизация, называй, как получится и, как правило, всегда по-разному)!" И сразу, не теряя инициативы и напора: "Я же их ищу уже…очень долго и…везде! Это же деталь, которая из черно-белого телевизора делает цветной! Просто впаиваешь ее (куда-то там в телевизоре) рядом с кинескопом и все – телевизор цветной! Я беру! Все забираю! Если все заберу, по 5 рублей отдадите?"

Да, дядька должен проснуться и разбудить свой инстинкт торговца. Обязательно. "Сколько штук здесь? (торговец сельхозпродукцией, конечно, уже знает точное количество). Я беру, сейчас к машине за деньгами и сразу обратно, никому не отдавать! Тысяча штук это 5рублей – это пять тысяч... Минут 15-20 и я буду". Возможно, достает из кармана всю наличность, рублей 30-40, и отдает "в залог". И быстро уходит – "за деньгами"…

А тем временем возвращается довольный, хорошо пахнущий мужичок. И, если все работает правильно, дядька начинает свой правильный в данной схеме разговор: "Чего тебе здесь торчать-то, бедолашному? Иди домой. Я-то здесь до вечера, все равно стоять, работа такая. Давай я твои детальки-то куплю, пожалею тебя…" Короче, дальше дело техники. Непонятные детали уходят в закрома предприимчивого колхозника за цену, в сотни раз превышающую их реальную стоимость.

Конечно, мы не будем обвинять столь значимых литераторов в плагиате, времена разные. К тому же, чтобы узнать "схему" и Уэллсу и О. Генри пришлось бы побывать в роли "потерпевших". А вот "Сказочник" запросто мог почерпнуть вдохновение у классиков –  человек был эрудированный и начитанный.

Так что, уважаемые английские фантасты и американские публицисты, добро пожаловать в Харьков!

Більше новин про події у світі читайте на Depo.Харків

Всі новини на одному каналі в Google News

Слідкуйте за новинами у Телеграм

Підписуйтеся на нашу сторінку у Facebook

data-matched-content-rows-num=1 data-matched-content-columns-num=4 data-matched-content-ui-type="image_stacked"