Как в Харькове натюрморт по ценам "Сотбис" продавали

Эволюция заработка на харьковских картинах. От ограбления до продажи псевдо-шедевра

Как в Харькове натюрморт по ценам "Сотби…

26 октября 2007 года из филиала Харьковского художественного музея в селе Пархомовка Краснокутского района двое вооруженных злоумышленника попытались похитить копию работы Ван Дейка и гравюры с картин Рембрандта "Портрет раввина". Все закончилось стрельбой, в результате которой один из охранников был тяжело ранен, брошенными на месте происшествия картинами и – для преступников – многолетним приговором суда.

Девять лет назад на одном из популярных интернет-сайтов появилось объявление о продаже в Харькове натюрморта за 150 тысяч долларов. Продавец объяснил, что картина принадлежит кисти знаменитого "русского художника Штерина", и что написана она "за день до его смерти".

Несмотря на различия (первый случай – преступление, второй – нет), между этими двумя историями есть нечто общее: и тогда, и сейчас пытаются заработать на произведениях изобразительного искусства.

Третьего сообщника так и не установили

Ограбление в Пархомовке изрядно удивило музейщиков. Пока милиция искала раненых охраной подозреваемых, искусствоведы задавали друг другу один единственный вопрос: "Зачем грабителям копии, если рядом висели оригиналы Малевича и Пикассо?"

Согласно материалам уголовного дела, злоумышленниками оказались уроженец Соледара Донецкой области и родившийся на Полтавщине житель Киева. Оба – ранее судимые, никакого отношения к миру искусства не имели. Возможно, в картинах разбирался третий сообщник, который в документах суда упоминается просто как "неустановленное лицо", с которым "лица установленные" договорились напасть на музей.

За себя и за "того парня" эти двое и получили сроки: киевлянину дали 8 лет лишения свободы, донбассовцу – 14. Один из них уже должен был выйти на свободу. Не факт, что после этого он будет ходить в художественные музеи.

"Не слышал о таком художнике"

Что касается натюрморта за 150 тыс. долл., то это самая дорогая картина, которую продают в Харькове через Интернет. По крайней мере, других подобных "лотов" мы не нашли.

Як у Харкові натюрморт за цінами "Сотбіс" продавали - фото 1

На фото: натюрморт Штерина

Воспользовавшись поисковыми программами, мы узнали, что продавец Александр – тренер по плаванию, работает в одном из бассейнов Харькова, хвастается фото с мэром города и явного отношения к искусству не имеет. Хоть какую-то информацию о "знаменитом" художнике по фамилии Штерин искать пришлось дольше, чем о продавце его картины. Как удалось выяснить, Всеволод Штерин родился во Владикавказе (Северная Осетия, Россия) в 1929 году, с 1978 года проживает в российском городе Владимир. Сам Штерин по специальности военный, бывал в разных местах СССР и попутно рисовал все, что видел. Всезнающий "Гугл" не в курсе ни относительно смерти художника, который бывал в Харькове едва не проездом, ни о его натюрморте, который якобы оказался в столице Слобожанщины.

На вопрос, может ли картина Штерина стоить 150 тыс. долл., харьковский искусствовед по вопросам изобразительного искусства Олег Коваль очень удивился. "Извините, но я о таком художнике не слышал, - признался специалист. – Думаю, люди самостоятельно цену написали – ее какую угодно можно выставить, хоть полтора миллиона. Вообще стоимость картин – вопрос болезненный. Художники могут фантазировать, потому что, как правило, цена зависит от ее предыдущих продаж, есть ли у нее какая-то история, какая-то репутация у автора картины", – объяснил собеседник Depo.Харьков.

По словам Коваля, сейчас рынок картин довольно вялый, и даже работы современных художников с именем стартуют в Харькове от 5-10 тыс. долл. "Конечно, о сотнях тысяч речь не идет. Даже те авторы, кому удается продать работы через аукционы "Кристи" и "Сотбис" не получают за них больше 300 тысяч", – отметил он.

Коваль не смог сказать, какая картина в Харькове самая дорогая с финансовой точки зрения. Но в целом ценных полотен много и в Харьковском художественном музее, и в Муниципальной галереи города ("Ермилов-Центр"), и в частных коллекциях.

Отметим, что в последнее время появилась тенденция к слиянию частных коллекций с нечастными. В частности, в прошлом году Харьковскому художественному музею подарил свою выдающуюся коллекцию картин ХХ века известный коллекционер Илья Лучковский. Эксперты оценивают ее примерно в 2 миллиона евро. Сам Лучковский в разговоре с нами опровергал эту цифру. Однако на аукционе "Сотбис" в прошлом году было продано картину Серебряковой за 3,85 млн фунтов стерлингов (около 5 млн евро), а у Лучковского картины этого автора были.

Что касается собрания картин в Пархомовке, то вскоре после ограбления, еще в 2008 году, его сделали отдельным музейным объектом, присвоив звание его основателя – Панаса Лунева. До Харьковского художественного музея Пархомовский художественный музей теперь отношения не имеет.

Ценные картины из Харькова. Избранное

Илья Репин. "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", конец ХІХ века

Як у Харкові натюрморт за цінами "Сотбіс" продавали - фото 2

Так случилось, что большинство людей знают только об одном варианте этой картины (написанной в 1891 году), который хранится на России. Однако Репин часто в своем творчестве возвращался к уже воплощенным сюжетам. Так случилось и с картиной, написанной на основе легенды о переписке в 1675 г. украинских казаков и турецкого султана Махмеда IV, который имел неосторожность предложить запорожцам сдаться.

Репин изобразил казаков в процессе написания ответа султану, текст которого и вызвал гомерический смех персонажей картины. "Запорожцы" номер два, в отличие от первого варианта, перестали быть слишком академическими: казаки стали "реальными" с точки зрения истории. А еще почему-то со стола исчезла бутылка водки.

Вторую картину художник начал рисовать еще во время работы над первой, но так и не дорисовал ее до конца. Последний мазок был сделан то ли в 1893-м, то ли в 1896 году. Размеры "харьковской" картины несколько меньше формата "русского", но тоже немаленькие.

До "переезда" в художественный музей в 1935 году полотно хранилось в историческом музее Харькова. А туда попало за несколько лет до того в результате обмена произведениями искусства, с Третьяковской галереей Москвы, поскольку первым покупателем клонированных "Запорожцев" был меценат Третьяков.

Зинаида Серебрякова. "Холмы. Нескучное", 1914

Эту картину харьковская художница нарисовала во время пребывания в любимом селе Нескучном (сейчас – Харьковский район). Заведующая отделом современного искусства Харьковского худмузея Людмила Пономарева называет это полотно жемчужиной коллекции Лучковского. Судя по тому, что фотографии работы нигде нет, картину берегут, как зеницу ока.

Как объясняют сотрудники музея, ценность всей коллекции Лучковского в том, что коллекционер доставал картины непосредственно у авторов или у их родственников.

"Портрет осадчего Харька". Неизвестный художник, XVIII век

Як у Харкові натюрморт за цінами "Сотбіс" продавали - фото 3

Если бы эта картина появилась не в XVIII веке, а на сто лет раньше, можно было бы утверждать, что неизвестный автор изобразил не кого попало, а именно основателя города Харькова. Однако задумка художника, все же, была связана с легендарным персонажем, ведь, как утверждают исследователи, "осадчий" в переводе со староукраинского языка означает "первопоселенец".

Собственно, картина имеет черты, общие с иконами. При этом Харко одновременно напоминает и поляка, и казака-бандуриста.

"Авель". Антон Лосенко, 1768

Як у Харкові натюрморт за цінами "Сотбіс" продавали - фото 4

Уроженец украинского городка Глухов Антон Лосенко прожил лишь 36 лет (1737-1773), но оставил после себя значительное творческое наследие. Написанный в Италии "Авель" является одной из парных картин, на которой изображены библейские персонажи. Другая картина, "Каин", находится в Государственном русском музее. Учитывая современные реалии, есть даже некоторый символизм в том, что изображение самого известного в мифологии планеты братоубийцы хранится именно на России.

"За книгой". Мария Башкирцева, 1880

Як у Харкові натюрморт за цінами "Сотбіс" продавали - фото 5

Уроженка Полтавской области умерла рано, в 25 лет (1858-1884), от туберкулеза. Башкирцевая была разносторонне одаренной девушкой: писала, рисовала, даже интересовалась политикой. Однако лучше всего она именно рисовала.

Картина "За книгой" - единственная из почти семи десятков произведений Башкирцевой, которые нашлись после эвакуации экспозиции Харьковской картинной галерее перед оккупацией города гитлеровцами. В целом оригинальных работ Марии в Украине сохранилось только три – именно поэтому ее картины так ценятся искусствоведами.

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme