Отказался даже Иран: Почему зоозащитники настроены против четвероногих "артистов" в цирке (ФОТО)

Высокие жирафы, величественные слоны, могучие медведи и опасные львы. Для одних людей они являются неизменными атрибутами хорошего циркового зрелища. Другие же отмечают, что животным на арене цирка вообще не место

Юлия Гуш
Журналист региональной редакции Depo.Харков
Отказался даже Иран: Почему зоозащитники…

О недопустимости использования животных в цирковых представлениях нередко отмечают зоозащитники. Особенно это касается передвижных цирков, где зверям приходится преодолевать значительные расстояния и жить в крайне тесных и неприспособленных для долгого пребывания клетках. Активисты, которые выступают против цирков с животными, рассказывают об ужасных условия содержания, плохом питании и жестокости со стороны дрессировщиков. Также они напоминают, что зрители, среди которых обычно немало детей, также рискуют: дикое животное может напасть на присутствующих, а жестокое отношение к четвероногим "артистам" может плохо отразиться на детской психике.

Время от времени случаются инциденты, которые заставляют даже далеких от зоозащитной деятельности людей говорить о проблематичности такой практики. Например, в прошлом году в Белой Церкви медведица прямо во время циркового представления напала на зрителей: в какой-то момент дрессировщик ослабил поводок, и животное смогло выбежать за пределы ничем не огражденной сцены. Среди зрителей началась паника, однако обошлось без пострадавших. Цирк продолжил гастролировать и дальше.

В марте 2017 года в Прилуках львица напала на своего дрессировщика, а потом сбежала из цирка. Спряталась она в огородах частного сектора. И поскольку в цирке не нашлось транквилизатора для львицы, ее решили просто застрелить. В том же году в Ровно во время гастролей цирка "Кобзов" умер жираф. Как рассказали ветеринары, у животного случилась остановка сердца. А местные зоозащитники отмечали, что жираф содержался в ужасных условиях.

"Цирк с животными - это без всяких украшений насилие в течение всей их короткой жизни, - подчеркивает зоозащитница Елена Погорелова. - Когда мне говорят, что это радость для детей, я говорю, что это тонкая обертка страшного закулисья, под которой сплетение ужаса, страданий, клеток, крови и боли. И ни один ребенок никогда не поддержит цирк, зная хоть малую толику того, какими способами животное научили делать тот или иной трюк. Манипуляция и подмена понятий в воспитании детей, в первую очередь, играет злую шутку с нашим обществом. Насилие не бывает выборочным. Если ради минутной утехи мы признаем насилие нормой к кому бы то ни было, мы обрекаем себя рано или поздно на отсутствие гуманных ценностей в обществе".

Сторонники запрета зверей-"артистов" настаивают на том, что для диких животных выполнять разного рода трюки - абсолютно неестественно. И мало того, что каждое выступление для них является бешеным стрессом, еще и их повседневное питание и содержание не соответствуют естественным потребностям. Ведь те же бегемоты в дикой природе не сидят в маленьких бассейнах, медведи могут впадать в спячку, а львы - свободно охотиться на добычу.

"Цирк - это сложное, напряженное, необычное шоу, - рассказала председатель зоозащитного объединения "Вместе" Елена Кравченко. - Применение животных в этих шоу имеет высокий уровень их эксплуатации и выполнение неестественных для животных действий с использованием огня и не только. Как правило, людей интересуют дикие и экзотические животные, для которых условия цирка в целом неприемлемы. Европейские страны, которые отказались от цирков с животным, сделали это прежде всего потому, что невозможно избежать для животных стресса и большой нагрузки на выступлениях и тренировках, а также обеспечить им достойные условия содержания. Контролировать это практически невозможно. В цивилизованных странах такого "кино" почти нет. Ценности устойчивого развития предусматривают гармоничное сосуществование людей и животных, уважение к их естественным потребностям и свободам, формирование толерантных обществ, к животным в том числе".

Уже есть ряд стран, где использование животных в цирках запрещено на законодательном уровне. К ним относятся Австрия, Венгрия, Великобритания, Греция, Дания, Кипр, Италия, Мальта, Нидерланды, Хорватия, Чехия, Швеция, Финляндия, Эстония, Иран, Израиль и т. д.

"Нельзя получать улыбки за счет мучений живых существ - это антиприродно, - подчеркнула Погорелова. - Цирк с животными, все эти развлечения - это ложные радости на пытках. Дикое животное должно жить в своем доме - в дикой природе, оно не обязано вас и ваших детей развлекать, организуя цирковой бизнес. Если мы хотим видеть искренние улыбки наших детей, если мы стремимся к развитию и претендуем на жизнь в гуманном социальном обществе, то здесь даже не стоит вопрос о дискуссии относительно цирка с животными - их не должно быть по определению. Надеюсь, что мы научимся уважать жизнь и право животных на достойную жизнь, а цирк, который эксплуатирует живые существа, отойдет в прошлое".

Животные, особенно экзотические, привлекают зрителей и делают выступления более популярными. Однако цирки без четвероногих "артистов" также могут стать очень известными. Например, знаменитый Cirque du Soleil ("Цирк солнца") считается одним из самых ярких представителей циркового жанра современности. Известен он своими синтетическими представлениями, где трюки сочетаются с музыкой, хореографией и затейливым дизайном. А еще своим принципиальным отказом от эксплуатации животных.

Нередко оппоненты подобных запретов отмечают, что использование животных в цирковых представлениях является давней традицией. Так оно и есть. Например, когда-то на Руси существовало такое развлечение, как медвежья комедия, когда медведи показывали разного рода трюки, в том числе и танцевали под незатейливую музыку. Их обучение начиналось еще с детства. Еще малых медвежат скоморохи загоняли в клетку с медным дном, наполовину помещавшуюся в глубокую яму. В самой яме расжигался костер. Сначала медвежата от жара вставали на задние лапы, которые были защищены лаптями. А когда становилось еще жарче, они начинали переступать с лапы на лапу. В это время дрессировщик бил в бубен. Такие "репетиции" проходили каждый день в течение одного-двух месяцев. После такой "науки" медведи вставали на задние лапы и начинали переминаться уже на земле, просто услышав звук бубна. А довольная публика радовалась от вида танцующего медведя и не задумывалась, какой ценой достигается данное зрелище. Но это было когда-то. Времена меняются, и люди все чаще задумываются над тем, что именно стоит за их досугом.

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme