Чувствовать искусство на ощупь: Как незрячие харьковчане осваивают скульптуру (ФОТОРЕПОРТАЖ)

В Харькове всех желающих обучают искусству скульптуры. Один нюанс – они осваивают новые навыки исключительно через прикосновение

Юлия Гуш
Журналист региональной редакции Depo.Харков
Чувствовать искусство на ощупь: Как незр…

Мастер-классы "Лепка на ощупь" обычно проходят среди незрячих людей. Они осваивают предоставленные материалы, на ощупь учатся секретам создания скульптуры и работают уже над собственными произведениями. По словам  художницы Ивы Стишун, эти мастер-классы в свое время выросли из ее поисков по-настоящему инклюзивного искусства. Она видела, как незрячие дети знакомятся с художественными произведениями на ощупь, как они тянутся к прекрасному. Стало понятно, что есть запрос на инклюзию в сфере искусства. Поэтому было решено учить незрячих людей. А вместе с ними – всех желающих.

"Я в этот проект беру людей, которые хотят это делать, – рассказала Стишун. – Именно их желание и их искренность – это все важнее, чем профессионализм. Ибо то, что они делают, не может не умилять. Оно искреннее. И это уже искусство. Ибо человек выражает то, что у него на душе, теми способами, которые для него доступны. Здесь нет такого, что я – куратор, и четко определяю, что актуально, а что нет. Инклюзия – это чтобы все могли и все были вместе. И все поддерживали друг друга. Для меня этот проект, как дерево. Я его удобряю Любовью. Если человек прирастает к нему –  значит, он чувствует здесь комфорт. Если нет, он отпадает и уходит. Здесь нет стратегии. Есть ощущение, что на это есть запрос".

Последний мастер-класс был посвящен созданию скульптурного автопортрета. При этом участникам нужно было не воспроизведи особенности собственной внешности, а передать свое эмоциональное состояние с помощью форм и объемов.

"Это в первую очередь общение с похожими людьми – творческими, интересными, – рассказала участница мастер-класса Эвелина Ахматова. – Мы все делимся своими мыслями, эмоциями. Мне интересен сам творческий процесс. Сегодня очень интересный мастер-класс. Нам задали сделать автопортрет – как мы чувствуем себя в этом мире, передать свои эмоции. Очень интересно то, как каждый себя видит, что чувствует, что он бы хотел сказать другим. И у меня также появилась такая интересная возможность принять участие в мастер-классе и выразить что-то свое. Возможно, я давно что-то хотела сказать. А тут такая прекрасная возможность: именно в образе автопортрета выразить какие-то эмоции, мысли, ощущения. Также это прежде всего творческое общение. Я к этому тянусь, это для меня очень важно".

Скульптуры создавались с помощью глины. По словам Ахматовой, с этим материалом очень просто и интересно работать, он дает возможность легко создавать желаемые формы и придавать своим произведениям различные структуры. Глина очень пластична и способна принимать любую форму.

"Мы хотим понять, как люди без зрения воспринимают искусство и каким оно должно быть для них, – рассказала художница Полина Кузнецова. – Нам интересно когда-нибудь создать какую-то школу. Для этого нам надо изучить, как это у них происходит. Сейчас немало произведений переделываются для незрячих. Берут, например, "Джоконду", и делают ее объемной. Мы хотим выяснить для себя, интересно ли это для людей без зрения - воспринимать эту "Джоконду". Или искусство должно быть совершенно другим".

В частности, мастер-классы открыты и для зрячих людей. Разве что им нужно надевать повязку на глаза для того, чтобы освоить скульптуру именно на ощупь. По словам Кузнецовой, для последних это также прекрасная арт-терапия. Человек, который большую часть информации воспринимает через зрение, вынужден обращаться к другим ощущениям. Кроме того, такой необычный опыт дарит не только возможность познать новые эмоции и впечатления, но и наладить коммуникацию с незрячими.

"Для меня инклюзивное искусство – это когда все на равных могут творить, – рассказала Стишун. – Когда нет каких-то четких критериев. Потому что соревновательная форма – кто лучше, сильнее, выше – она отталкивает от себя многих. Это моя личная история. Я училась Худпроме, но была отчислена за то, что мне не было слышно в аудитории. Пыталась в библиотеках это все догнать, однако меня начинали ругать за то, что не посещаю лекции. А для меня это трата времени – весь день сидеть на лекции, на которой ты ничего не слышишь. На тот момент у меня не было инвалидности, но слух был пониженным. И мне не давали никакого индивидуального пространства, где бы я могла быть собой и учиться дальше".

Она отметила, что именно отсутствие инклюзии в процессе обучения сильно помешало ее самореализации. Тогда как бывшие однокурсники оказались в первых рядах отечественного искусства – и в Харькове, и в Киеве, и даже за рубежом. Как подчеркнула художница, это системная проблема, а не только ее личная. Ведь человек с инвалидностью на своем творческом пути сталкивается с большим количеством трудностей и барьеров. Потому что ему нужно гораздо больше ресурсов, чтобы пробиться вперед.

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme