Трудно быть художником: С какими проблемами сталкиваются молодые харьковские художники

Нехватка площадок, отсутствие финансовой поддержки и неблагоприятные условия труда – молодым художникам приходится творить в далеко не лучших условиях

Юлия Гуш
Журналист региональной редакции Depo.Харков
Трудно быть художником: С какими проблем…

Жизнь художника порой бывает непростой. Особенно если он молодой, еще не успел стать известным и проживает в Харькове. На трудности в сфере современного искусства пожаловались люди, которые в своей профессиональной деятельности много работают с молодыми талантами. В частности, руководитель одной из студий Николай Коломиец сетует на то, что современное искусство по большому счету никому не нужно. В Харькове слишком мало галерей, где молодые художники могли представить свое творчество. При том, что в городе проживает немало художников, которые готовы работать активно и плодотворно.

"И искусством как формой определенного заработка, практически невозможно заниматься, – уверен Коломиец. – Занимаются люди, которые имеют определенный альтернативный заработок. Потому что молодому художнику практически невозможно продать свою работу. Также ему практически невозможно выставить свою работу. Оттуда и все проблемы, что художник как будто уходит от разговора со зрителем в определенную попытку сделать свое искусство коммерческим. Что очень редко имеет благополучное завершение. Он скорее губит себя, чем продолжает зарабатывать. Отсюда берется мрачная атмосфера в художественной среде. Потому что реальность давит, невозможность реализовать себя – все это никоим образом не идет на пользу художникам".

Он рассказал, что в свое время имел возможность познакомиться с работой европейских галерей и пришел к выводу, что харьковские художники способны демонстрировать куда более высокий уровень мастерства. Но их молодые коллеги из-за рубежа имеют значительно лучшую поддержку, в том числе и на материальном уровне. По словам Коломийца, развитая экономика порождает избыток денег, которые могут тратиться на произведения искусства. То есть чем лучше в стране экономические условия, тем лучше в ней живет молодой художник.

В свою очередь PR-директор Биеннале молодого искусства Иванна Скиба-Якубова убеждена, что состоятельных людей в Украине хватает. В этом можно убедиться, полистав журналы, публикующие рейтинги богачей, и увидев, каким состоянием владеют некоторые наши земляки. Здесь вопрос заключается в том, сколько людей желает поддержать искусство, купить картину или скульптуру, вложить средства в какой-нибудь художественный проект.

"Давайте посмотрим на бытовые условия, – отметила Скиба-Якубова. – Сходим, например, на Пушкинский въезд и посмотрим на мастерские художников (их там несколько десятков), которые там работают без нормальной воды, где-то в подвале, где постоянно текут трубы. Давайте посмотрим на взаимодействие художников с галереями. Очень часто галереи и центры современного искусства даже понятия не имеют, чем живет тот или иной художник. А те, наоборот, не знают, чем живет галерея. Они не всегда следят друг за другом и не всегда включены в жизнь друг друга".

По ее словам, не делает жизнь молодого художника лучше и безумный недостаток информационной поддержки. Что галереи, что отдельно взятые художники часто не имеют полноценного сайта с собственным портфолио, нельзя найти и нормального практически архива, который предоставляет возможность быстро получить информацию о культурном поле Харькова. Есть проблема с медийной поддержкой, есть проблема с финансами.

"Как минимум, нет полноценного института собирательства, – рассказала Скиба-Якубова. – Очень мало людей, которые покупают произведения искусства. Есть сумасшедшая проблема со всей сферой искусства. Мы фактически не имеем арт-критиков, мы не имеем достаточного количества журналистов, которые бы на адекватном уровне писали о культурных событиях. А не просто делали фоторепортаж "вот открылась выставка", а глубоко бы ее анализировали. Искусствоведов очень мало, кураторов, возможно, трое на весь город. И вот, собственно, отсутствие этой среды не стимулирует развитие художественной сферы. И одна из самых больших проблем – это отсутствие выставочных площадок. Им просто негде выставляться".

Утверждение о том, что художника может обидеть каждый, в харьковских реалиях приобретает особенно конкретные очертания. Особенно если этот художник слишком юный, чтобы завоевать себе громкое имя и армию ценителей. Была в Харькове такая неприятная история, когда с заборов полностью исчезли плакаты детской выставки рисунков. 19 апреля в рамках Биеннале молодого искусства должна была открыться выставка "Плакат на скорую руку", посвященная теме критического мышления и взаимодействия с городским пространством. Как оказалось впоследствии, ее сняли коммунальщики, приняв те работы то ли за агитацию, то ли за несанкционированную рекламу.

Однако не только детское творчество страдает от коммунального беспредела. Потому что когда искусство начинает выходить за пределы галерей и улицы, оно становится куда более беззащитным. Такое бедствие постигло и стрит-арт известного харьковского художника Гамлета Зиньковского, чьи простые работы, украшенные философскими надписями, можно было увидеть по всему городу. В 2016 году он на здании по улице Гоголя изобразил человечка, который стоит на раскрытых ладонях. "Кажется, я нашел себя. Не потерять бы его", – утверждала подпись. Но жители соседнего дома зарисовали работу, назвав ее "шизофренией". После этого поклонники художника устроили им настоящую войну правок, дорисовывая непристойные надписи и рисунки. Мол, не хотели работу Гамлета – смотрите теперь на это все. Это не слишком приятная, однако показательная история по поводу того, как в Харькове относятся к чужому творчеству. И что от таких проблем не застрахованы не только молодые, но и уже именитые художники.

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme