Тяжелый опыт: Как спасти ребенка от школьного буллинга

Травля как тип социального поведения с негативными последствиями уже давно вошла в жизнь различных возрастных групп населения

Юлия Гуш
Журналист региональной редакции Depo.Харков
Тяжелый опыт: Как спасти ребенка от школ…

Украинские социальные сети чаще всего содрогаются от сообщений об издевательствах именно в среде школьников. Часто давление сверстников приводит к страшным последствиям и может даже подтолкнуть жертву издевательств к суициду.

Что делать, если ребенка травят в школе? Как поддержать его в такой сложный момент жизни? Как правильно действовать, когда буллером оказался ваш ребенок? Что может сделать сам школьник, страдающий от буллинга? На эти и другие вопросы в интервью Depo.Харьков ответила координатор национальной горячей линии для детей и молодежи общественной организации "Ла Страда Украина" Алена Кривуляк.

Как действовать родителям, чьего ребенка травят в школе? Куда нужно обращаться? Как разговаривать с представителями школы, родителями обидчика? Особенно если те не хотят идти на контакт и отрицают имеющуюся проблему.

— В первую очередь важно разобраться, были ли те действия буллингом. Потому что мы можем путать такие понятия, как "буллинг", "конфликт" и "насилие". Мы должны осознавать, что буллинг имеет свои специфические признаки. В первую очередь это повторяемость и систематичность действий. Если такое случилось один раз, то это может трактоваться как насилие. Родители имеют определенные обязанности в плане противодействия буллингу. В частности, они должны способствовать проведению расследования случаев буллинга относительно их ребенка со стороны руководства образовательного учреждения. Родители должны заявить об этом случае: "Я знаю, что моего ребенка травят. Как часто это происходит? Когда это случилось впервые? А когда во второй раз?". Но для начала стоит всю эту информацию выяснить у ребенка во время доверительного разговора. И уже потом обращаться в заведение. Также родители обязаны выполнять решения и рекомендации этой самой комиссии, которая будет рассматривать случаи буллинга относительно их ребенка. Это же касается и родителей буллера.

Родители имеют еще определенные права в плане противодействия буллингу. В частности, они могут получить информацию о деятельности учебного заведения, в том числе об основных услугах, предоставляемых пострадавшим от буллинга детям. То есть школа или колледж должны предоставлять социальные или психологическо-педагогические услуги такому ребенку. И если родители идентифицировали случай относительно их ребенка как проявление буллинга, они имеют право подать соответствующее заявление руководству учреждения. В нем желательно все прописать детально. Можно, конечно, подойти и поговорить с руководителем учреждения. Но если мы хотим решить этот вопрос в соответствии с законодательством Украины, то это обязательно должно быть письменное заявление. В противном случае учебное заведение может просто не отреагировать на эту ситуацию. А так оно будет обязано это сделать. Руководитель учреждения уже не сможет ее проигнорировать.

Харьковская експертка по противодействию буллинг Алена Кривуляк

Алена Кривуляк

Также родители имеют право требовать полного и беспристрастного расследования случая буллинга. И тогда реагирование со стороны учебного заведения будет обязательным. Даже если мы говорим о родителях буллера, которые будут утверждать, что ничего не произошло: "Что вы придумываете, давайте не будем забивать себе головы". Если будет официальное письменное заявление — то хотят родители буллера или нет, но будет проводиться расследование. И они будут участниками этого процесса.

Что делать, если в результате актов буллинга ребенку нанесли реальный ущерб — физический, моральный или материальный?

— С конца 2018 года за буллинг наступает административная ответственность. Но это происходит в отношении буллера только с 16 лет. Административная ответственность включает или штраф от 50 до 200 минимальных доходов граждан, или общественные работы от 20 до 60 часов. Если буллеру не исполнилось 16, то за него эту ответственность несут либо родители, либо лица, их заменяющие, — опекуны или попечители. Если мы говорим о насилии, то за него может быть как административная, так и уголовная ответственность в зависимости от степени тяжести. Если говорить о других нюансах, касающихся работы с пострадавшим ребенком, то все зависит от ситуации. Ребенок может нуждаться в медицинской помощи. В любом случае, он всегда нуждается в помощи психологической. Поэтому всегда предлагается работа с психологами.

Также законодательство не исключает лиц, называемых "наблюдателями". Потому что сторон буллинга три — буллер, пострадавший ребенок и наблюдатели. Могут быть случаи, когда последних вообще нет. Но очень часто они как третья сторона буллинга все же присутствуют. Кто-то может поддерживать буллера, кто-то — пострадавшее лицо, а кто-то вообще никак не реагировать. Но школа должна предложить свои психологические, социальные и психолого-педагогические услуги как пострадавшему ребенку, так и обидчику, и наблюдателям. Например, провести различные классные часы на сплочение класса или психологические сессии. Именно для того, чтобы сделать класс более дружным, чтобы воспитывать у детей толерантное, адекватное и тактичное отношение друг к другу.

Как правильно поддержать ребенка, страдающего от буллинга в школе, учитывая возрастные особенности и личностные качества?

— В любом случае надо понимать, что ребенок очень тяжело это переживает. Вы сами можете увидеть, что с ним что-то происходит: ребенок либо замыкается в себе, либо, наоборот, становится более агрессивным, он постоянно говорит, что не хочет идти в школу, и придумывает различные причины этого не делать: "у меня болит голова (рука, нога), я себя плохо чувствую". Тогда вы как родители должны понять, что с ребенком что-то происходит. И здесь очень важно установить с ним доверительный разговор. И если ребенок решится с вами поговорить, то вы не должны кричать и демонстрировать лишние эмоции по отношению к нему. Вы не должны говорить что-то вроде: "Это твоя вина, у меня в школе таких проблем не было. Что ты за ребенок? У тебя сплошные проблемы". Чтобы таких слов не было.

Лучший вариант — говорить с ребенком на одном уровне. Вы немножечко должны сместиться с позиции родителей к позиции друга или подруги. Это совершенно не означает, что вы должны оставаться в ней постоянно. Но если вы включаете эту функцию, ребенку будет легче вам довериться. Это позволит установить такие доверчивые и честные отношения с ребенком. И именно тогда он сможет рассказать вам о своих проблемах и трудностях. Здесь есть еще такой важный момент: вы должны говорить с ребенком на уровне глаз. Если, например, вы будете стоять или ваши глаза будут выше, это заставит ребенка закрыться в себе. Потому что с такой позиции достаточно часто говорит сам буллер или обидчик, когда он даже пытается с помощью различных психологических приемов быть выше вашего ребенка. Так же вы должны позволять ребенку рассказывать обо всех своих чувствах и переживаниях. Даже если это будет через плач или крик. Даже если это будет через агрессию.

Буллинг становится почти обязательным признаком школьной среды

В любом случае, вы должны понимать, что это все переживания вашего ребенка. И он не очень понимает, как правильно справиться с этими чувствами и эмоциями. А вы как взрослый сможете объяснить ребенку, как ему в дальнейшем справиться с различными трудностями. Вы должны дать ребенку понять, что он может всегда подойти к вам и поговорить, пожаловаться на то, что волнует. Так же вы должны проявить искреннее сочувствие к ребенку. Ведь вам как взрослым может показаться, что это вообще какая-то незначительная проблема и нет причин поднимать кипиш. Но для ребенка, у которого нет такого жизненного опыта и навыков, ситуация буллинга действительно является проблемой. И если это происходит постоянно, то ребенок чувствует себя очень угнетенным. И именно поэтому он требует того самого сопереживания, того самого интереса к своей жизни. Чтобы вы были адекватным взрослым, который сможет его понять.

Не превращайте общение с ребенком на какой-то допрос: "Скажи, когда это было впервые? Почему это началось? Что ты такого сделал?". Если проводить разговор вот в таком формате, то ребенок закроется и зальется слезами. И вряд ли вам что-то расскажет. Будьте простым человеком, ставьте абсолютно простые и понятные вопросы. Чтобы он понял, что вам можно доверять. Потому что не всегда учителя могут отреагировать адекватно. Важно, чтобы родители были той опорой, на которую всегда может рассчитывать ребенок. Также важно выслушать ребенка. Если он все-таки решился доверчиво пообщаться, вы должны рассчитывать, что это разговор не продлится 5-10 минут. Потому что могут быть разные эмоции, разные переживания, различные состояния. Будьте готовы к долгому разговору.

Также важно увидеть эту ситуацию глазами ребенка. Не вам с позиции взрослого анализировать ее, говорить: "Все нормально, сейчас я быстренько все порешаю". Довольно часто, когда родители занимают такую самоуверенную позицию, это все вылезает для ребенка боком. Здесь есть такой важный момент — увидеть ситуацию глазами ребенка. Чего он боится, почему боялся рассказать вам раньше, какие могут быть риски того, что сейчас вы начнете определенные действия, как ребенку помочь создать круг общения? И если вы с ребенком будете искать различные пути выхода из этой ситуации, это будет плюс. Потому что чем больше вариаций, тем легче будет вам обоим. На самом деле основная роль родителей заключается в том, чтобы предоставить ребенку поддержку, выслушать его, быть с ребенком в тот момент, когда он страдает. Из любой критической ситуации существует как минимум два варианта выхода. А если успокоиться, то их будет всегда значительно больше.

Как правильно поступить родителям, узнавшим, что именно их ребенок участвует в буллинге или, что хуже, является его инициатором?

— Вы должны обязательно поговорить со своим ребенком. В любом случае на эту ситуацию реагировать нужно. В идеале не стоит кричать на ребенка. Эта ситуация уже произошла. И сейчас надо включить, скажем так, холодный мозг для того, чтобы адекватно на нее отреагировать. Как показывает статистика, большинство детей, которые прибегают к буллингу, сами являются жертвами насилия со стороны родителей. И это не удивительно. Потому что если ребенок страдает от насилия в собственной семье, то довольно часто он сам вымещает злость и агрессию на других. Он понимает, что не может дать отпор собственным родителям. И поэтому ищет кого-то слабого, на ком можно выместить все эти негативные эмоции. Поэтому если ваш ребенок прибег к буллингу, является его участником или инициатором, то, скорее всего, здесь ваши собственные недоработки как родителей. Не надо всю ответственность сбрасывать на ребенка. Конечно, это не правильно, что ребенок совершил буллинг. Но если копнуть глубже, то просто так дети к нему не прибегают. Это следствие чего-то более негативного.

Школьники часто снимают издевательства на видео

Если такая ситуация случилась, вы должны осознать ее последствия. Если это будет привлечение к административной ответственности, то ее нужно понести. Если ребенок сам признается в содеянном буллинге, то, опять же, не кричите на него, не бейте его. Потому что, к большому сожалению, изменить что-то в этой ситуации вы уже не можете. Но в ваших интересах сделать все возможное, чтобы было проведено адекватное расследование. Вы можете пообщаться с родителями пострадавшего ребенка, объяснить поведение и реакции собственного. Вы можете пообщаться с ним самим, извиниться за поступки своего ребенка. И очень важно поговорить со своим ребенком, чтобы подобные ситуации не повторялись в будущем. Если есть какие-то избыточные эмоции, то найти варианты безопасного выхода. Возможно, это будет какой-то спорт или творчество. Для того чтобы ребенок отрабатывал эти эмоции безопасно и для других, и для себя. Также стоит присмотреться к себе. Чего не хватало вашему ребенку? Или что вы такое делали как родители, что ваш ребенок прибег к буллингу? Это момент, когда вам как родителям нужно поработать над собой.

Что бы Вы посоветовали школьникам, страдающим от травли в школе?

— Если произошла ситуация буллинга, существуют различные шаги, которые может сделать сам ребенок для решения этой проблемы. Во-первых, он может поговорить со взрослым человеком, которому доверяет. Если это не родители, то всегда есть адекватный взрослый. Это может быть бабушка, дедушка, крестный, тетя или дядя, любимый учитель или школьный психолог. Но здесь действительно важно поделиться этой проблемой со взрослым. Если ребенку страшно сказать, то можно об этом написать. Например, через мессенджер, электронную почту или банальное СМС-сообщение.

Если ситуация буллинга происходит здесь и сейчас, то лучше убежать с места происшествия. Для того, чтобы ребенку не нанесли еще больший вред. То, что он сбежал от физической расправы или постоянной травли, не является проявлением трусости. Это, наоборот, нормальная и адекватная реакция. Также есть вариант игнорировать насмешки со стороны обидчика. Конечно, это не всегда является действенным. Но если включится процесс игнорирования, то это может не вызывать дальнейшую провокацию обидчика. Потому что если я буду отвечать в том же формате, что и обидчик, то, к сожалению, это действительно может перерасти в серьезные насильственные действия. Также ребенок может обратиться за помощью или к классному руководителю, или к школьному психологу. Также это может быть завуч по воспитательной работе или директор учебного заведения.

Если это критическая ситуация и ребенок не знает, куда бежать и что делать, то всегда есть возможность вызвать "102". Это абсолютно законно. Это не означает, что ребенок переступает какие-то границы. Нормально вызвать полицию ради собственного спасения и защиты. Если в учебное заведение приезжает полиция или ювенальный офицер, то станет ясно, что эта ситуация уже не спрячется внутри школы. Если мы подключаем сопутствующую структуру, то так или иначе эта ситуация будет решаться. Также в некоторых школах есть школьные офицеры полиции. К ним тоже может подойти ребенок. И они как раз помогут решить ситуацию с буллингом. На самом деле, круг взрослых, которые могут помочь в этой ситуации, довольно широк.

Что бы Вы посоветовали делать как педагогам, так и родителям для профилактики буллинга?

— Ситуации буллинга всегда приводят к определенным психологическим последствиям для ребенка. Это может быть и низкая самооценка, и одиночество, и отсутствие чувства безопасности, могут быть даже депрессивные состояния и суицидальные мысли. И школа, и родители должны все это понимать. Именно поэтому нужно сделать все возможное для того, чтобы предупредить буллинг. Самой школе очень важно быть активной, чтобы там проводились различные занятия по культуре коммуникации. И если у руководства будут адекватные ценности, то будет легче ввести все возможные меры для качественной профилактики буллинга. Также важно уменьшить, как я его называю, анонимное пространство. Если мы говорим о буллинге, то он довольно часто происходит как раз в местах с минимальным контролем со стороны учителей или руководства школы. Или там, где он вообще отсутствует. Например, в школьном туалете. Или на площадке, где минимальное количество учителей. Разве что учитель физкультуры иногда туда наведывается.

Поэтому важно сделать так, чтобы в этих местах проходили учителя, директор или другой школьный персонал. В столовую ученики идут не одни, с ними идут еще несколько учителей, чтобы анализировать, что там происходит. Если есть пространство под лестницей, то на перемене туда заглядывают учителя или завуч по воспитательной работе. Это может быть местом, где дети друг друга бьют. В школьные туалеты также систематически заходит учитель того же пола. То же можно сказать и о раздевалке. Конечно, это не значит, что надо подглядывать. Но иногда надо посмотреть, все ли там нормально. Чтобы не было никакой съемки, которая еще может привести к кибер-буллингу. Эти все моменты следует контролировать.

Эксперт Алена Кривуля

Также школа может поощрять детей, страдающих от буллинга, сообщать об этой ситуации. Это могут быть какие-то анонимные боксы, куда ребенок сможет написать об имеющейся проблеме. Но это не значит, что школа повесила этот бокс и раз в год заглядывает в него. Сделайте определенный контроль, чтобы каждую неделю вы анализировали письма. Или даже каждый день. Но обязательно информируйте детей об этой возможности. Также важно проводить для детей опрос, интерактивные занятия. Сказать им: "Мы хотим, чтобы твое пребывание в школе было безопасным. Давай будем это делать вместе!". Учителя должны вести диалоги с учениками в классе, а не отмахиваться от воспитательного часа, когда провели один раз в год — и замечательно. Поднимайте во время воспитательного часа вопросы, касающиеся предупреждения буллинга, вопросы толерантного отношения к другим. Это же делайте и на родительских собраниях. Чтобы родители также понимали, что школа выступает против буллинга.

Также для школы было бы замечательно разработать антибуллинговую политику. Есть очень успешные кейсы, которые активно внедряются в европейских странах. Как правило, такая политика разрабатывается вместе — учениками и родителями. Она должна включать в себя пункты о недопустимости буллинга в школе. Также дети должны знать, к кому они могут обратиться. А также знать о мерах, принимаемых учреждением для прекращения этой ситуации. И если эта политика будет разрабатываться вместе с учениками и родителями, то это будет очень круто. Потому что дети так более поинформированы, они подключены к этому процессу, они не будут искать соответствующую информацию где-то на форумах. А родители будут осознавать свои действия. Они будут знать, что можно сделать, если их ребенок вдруг пострадает от буллинга.

Также есть такая хорошая практика, которая уже вводится в некоторых украинских школах, — это программа медиации и поддержки учащихся. Медиация не решает ситуацию буллинга. Но она его предупреждает. Это добровольный процесс, в котором медиатор — нейтральное лицо — помогает в решении конфликтной ситуации. Потому что мы понимаем, что нерешенные конфликты могут перерасти в буллинг. Поэтому, чтобы не довести до этого, лучше научить детей решать конфликты мирным путем. А для этого важно внедрять медиацию. Мы проанализировали школы Донецкой и Луганской областей, где работают медиации, службы понимания. Там действительно значительно меньшее количество случаев буллинга.

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

data-matched-content-rows-num=1 data-matched-content-columns-num=4 data-matched-content-ui-type="image_stacked"