Топ-5 архитектурных памятников Харькова, которые не удалось уберечь от разрушения
В Харькове разрушаются исторические здания — на этом досадном факте уже не один год отмечают исследователи истории, архитекторы и общественные активисты
Харьков портит свое историческое лицо, год за годом теряя уникальные памятники истории и архитектуры. Причем их судьба может быть различной. Есть памятники, которые при наличии ресурсов можно легко возродить. Есть здания, которые после многих лет упадка превратились едва ли не в руины. А есть достопримечательности, которые спасать нет смысла — они уже успели исчезнуть с карты Харькова.
Очаг харьковской интеллигенции
Дом Сурукчи все еще можно найти на Садовой улице. Это памятник архитектуры местного значения, один из немногих домов Харькова в стиле неоренессанса. Строительство этого имения началось в конце XIX века. Неизвестно, кто именно проектировал дом. Однако исследователи предполагают, что к его строительству был причастен украинский архитектор Виктор Величко. Сначала владельцем имения стал потомственный почетный гражданин Харькова Николай Ващенко. Но долго он там не прожил и в 1903 году дом приобрел известный харьковский врач-оториноларинголог Степан Сурукчи. После получения образования в Харьковском университете он стажировался в Германии, где овладел различными методиками лечения в области оториноларингологии. Уже дома Сурукчи проводил бесплатные лекции для врачей и студентов, работал с патологиями ЛОР-органов, а также дважды в неделю бесплатно принимал больных в клинике Красного Креста.
Сурукчи также отличился тем, что спас голос известному оперному певцу Федору Шаляпину. У последнего в течение двух лет были проблемы с голосовыми связками, однако лечение как у российских, так и у европейских медиков не увенчалось успехом. По совету друзей Шаляпин обратился к харьковскому врачу, о котором ходили разные слухи. Люди говорили, что он способен преодолеть даже неизлечимые болезни. И в 1905 году, благодаря усилиям Сурукчи, певец смог выздороветь.
Вообще Сурукчи был большим поклонником искусства. В его доме регулярно проходили творческие встречи, которые привлекали местную интеллигенцию. Дом врача стал одним из интеллектуальных центров тогдашнего Харькова. Но когда к власти пришли большевики, дом Сурукчи национализировали. В советское время там работал детсад, затем — бухгалтерия отдела образования. За это время фасад дома не ремонтировали, а само здание много лет было без капитального ремонта. Только в 1980 году дом Сурукчи отнесли к памятникам архитектуры местного значения. Однако это не уберегло его от дальнейшего разрушения.
На фото: Дом Сурукчи
В 2000-х годах дом Сурукчи уже не эксплуатировался, что сильно обеспокоило харьковских активистов. Они отмечали, что таким образом городская власть решила применить схему "тихого умирания", когда заброшенные здания доводятся до такого состояния аварийности, которые уже невозможно спасти, чтобы можно было с "чистой совестью" их снести. И опасения активистов были не напрасными. После того, как дом Сурукчи опустел, он начал быстро разрушаться. Конечно, харьковская община пыталась как-то приостановить этот процесс. Активисты даже создали в имении "Шаляпинский музей", однако их усилия так и не дали желаемого результата.
Весной 2013 года появилась информация, что городская власть решила снести усадьбу. Тогда возле поместья уже выставили охрану, а людей, которые жили в домах во дворе усадьбы, начали принудительно отселять. Активисты пытались выйти на контакт с владельцами здания, однако эти попытки были безрезультатными. Но перспектива потерять очередную достопримечательность всколыхнула активных харьковчан. Они устраивали на территории дома концерты и поэтические вечера, организовывали театральные импровизации, проводили различные выставки. Так, после ряда акций власть оставила дом в покое, однако никаких ремонтных работ там проводить не стала. Здание в дальнейшем продолжало разрушаться. И уже в 2019 году дом признали непригодным для дальнейшей эксплуатации.
На фото: Дом Сурукчи
Дела там были действительно плохи. Дом, который когда-то был центром харьковской интеллигенции, стал олицетворением упадка и разрухи. Разбитые окна были закрыты картоном, лестницы и терраса — в полуразрушенном состоянии, на стенах красовались кривые граффити, а через дыру в заборе мог забраться, кто угодно. И завершали образ кучи мусора и окурков. И это при том, что формально дом находился под охраной. А в апреле 2020 года стало известно, что легендарный дом Сурукчи станет частью элитного жилого комплекса.
Здесь жили "футуристические музы"
Одни харьковские достопримечательности еще можно сохранить. Другие же спасать нет смысла — они уже уничтожены окончательно и бесповоротно. К ним относится Дом сестер Синяковых, который расположен в Никитинском переулке. В 1896 году там поселилась семья харьковского купца Михаила Синякова. Но дом стал известным благодаря его дочерям — Зинаиде, Надежде, Марии, Оксане и Вере. На их образование отец не жалел денег, поэтому каждая из сестер смогла самореализоваться в выбранной сфере. Интересно, что все они решили связать свою жизнь с искусством. Например, Зинаида стала известной оперной певицей, Надежда — яркой пианисткой, а Мария — талантливой художницей.
С точки зрения современников, сестры Синяковы были весьма независимыми и эксцентричными личностями. Например, они могли прогуливаться по Харькову, распустив волосы и нарядившись в хитоны. Но что было странным для тогдашних обывателей, то пришлось по душе футуристам, которые всегда были желанными гостями в их доме. В имении Синяковых в свое время побывали такие культурные деятели, как Пастернак, Маяковский, Есенин, Асеев и Ермилов. Поговаривали, что эти визиты вдохновляли их на написание новых произведений. Сами хозяйки дома также привлекали много внимания. Так, Надежду любил Пастернак, Марию — Бурлюк, на Оксане в свое время женился Асеев. Ну, а Хлебников влюблялся во всех сестер по очереди.
На фото: Дом Синяковых
Однако музыка играла недолго. В 1920-х годах большевики национализировали дом, а через девять лет его арендовал клуб латышских рабочих "Дарбс". Сами же сестры разъехались по всему миру. В 1943 году в доме уже работал детский сад, который впоследствии "переквалифицировался" в центр детского творчества. После провозглашения независимости дом отдали под склад и швейный цех.
Но без должного ухода дом начал разрушаться. В 2002 году харьковские активисты требовали власть взять здание на учет как памятник истории. В частности, они подали заявку на открытие в нем Харьковского частного музея городской усадьбы. Но все усилия оказались напрасными. В декабре 2012 года Харьковский горсовет продал дом частной компании ООО "НПО ПОЛИТЕРМ". Причем в документе было указано, что здание не является памятником архитектуры. Что, к сожалению, было чистой правдой. Дома сестер Синяковых не стало в 2018 году. Тогда старинная усадьба была разрушена лишь за пару дней. Это вызвало возмущение у харьковских архитекторов, историков и общественных активистов. Однако они уже ничего не могли сделать.
Когда-то там звучала опера
Театр-цирк Муссури до сих пор можно найти по улице Благовещенской, 28 Когда-то это был памятник архитектуры местного значения, построенный в модерновом стиле, однако сейчас он проживает — или доживает — свои не лучшие времена. Помещение цирка свел архитектор Борис Корниенко в 1911 году, очень скоро здание купил театральный предприниматель Герасим Михайлович Муссури. Внутри здания могли разместиться почти 6 тысяч зрителей, высота купола составляла 70 метров. В то время это было самое большое цирковое сооружение в мире.
В 1912 году здание переоборудовали под оперный театр. Первой премьерой новосозданного театра стала опера Джузеппе Верди "Аида". Для нее не только пригласили лучших исполнителей, а даже вывели на сцену африканских верблюдов. Правда, постановку это не спасло. По мнению зрителей, театр был непригодным для оперных песнопений. Не прибавляли "Муссури" популярности и несчастные случаи с участием цирковых артистов. Впоследствии его владелец стал банкротом, а сам театр раз за разом менял своих владельцев.
Когда к власти пришли большевики, они решили использовать здание в своих политических интересах. В период с 1919 по 1923 год там проводились различные общественно-политические мероприятия. Хватало визитов крупных коммунистических "шишек". В частности, здесь произносили свои речи Надежда Крупская и Феликс Дзержинский. С 6 по 10 марта 1919 года под руководством большевиков в театре прошел Третий Всеукраинский съезд Советов. Во время этого мероприятия была принята первая конституцяю УССР и провозглашена формальная "независимость" республики. Какой, конечно, не было и быть не могло.
На фото: Театр "Миссури"
Около 60 лет в здании располагался Харьковский театр музыкальной комедии. Но из-за плохой акустики и неприспособленности к спектаклям театр неоднократно перестраивали. Так он постепенно терял свой первоначальный вид. На протяжении многих лет терялись интересные детали, менялся фасад, само здание было обложено желтой плиткой. К сожалению, фотографий интерьеров цирка-театра в его первозданном виде не сохранилось. О его внешнем виде можно судить разве что по дореволюционным открыткам.
Жизнь театра нельзя назвать легкой. Из-за деревянных конструкций здание неоднократно горело. Еще в 1987 году его признали аварийным.
В 2005 году здание театра было изъято из перечня памятников архитектуры. И во время сессии Харьковского горсовета депутаты разрешили одной строительной фирме разработать проект под застройку территории бывшего театра-цирка. В документе также отмечалось, что строительство будет выполняться за счет сноса нескольких нежилых помещений. Впоследствии театр ожидала судьба всех заброшенных памятников: внутри здания разросся камыш, деревья пустили корни в стены и фундамент, а в самом помещении неоднократно происходили пожары.
Разруха и запустение в бывшем училище
В Харькове есть ряд локаций, названных в честь выдающегося украинского литератора Григория-Квитки Основьяненко. На улице Москалевской когда-то стояла школа имени Квитки-Основьяненко. В конце XIX века этот участок принадлежал не Харькову, а селу Основа, где в свое время и проживала семья Квитки.
После реформы 1861 года часть земли передали селянам. Ее плодородия не хватало для выращивания хлеба, однако было вполне достаточно для огородничества и садоводства. В 1870-е годы на этой земле работала школа. Условия в обычной сельской избе были не лучшими, однако учителя относились к детям с любовью и уважением, а сами ученики учились старательно. Когда общественность Харькова узнала об этой школе, члены Харьковского уездного земства начали сбор средств на открытие нового учебного заведения.
13 июня 1878 года гласный харьковской земской управы, протоиерей Александр Подольский на заседании инициировал создание школы. Он предложил назвать ее в честь Григория Квитки-Основьяненко. Открытие самой школы должно было состояться к сотому юбилею украинского классика. Но строительство школы началось только в 1885 году. Впоследствии на этой территории построили не только помещения для занятий, но и дом с квартирами, где могли проживать учителя. Интересно также то, что первым учителем этой школы был основатель белорусской детской литературы Кондрат Лейко.
На фото: Школа имени Квитки-Основьяненко
Впоследствии школу переименовали в народное училище имени Григория Федоровича Квитки-Основьяненко. Правда, появились другие проблемы: заведению не хватало денег на содержание, не было возможности обеспечить учеников учебными пособиями. Поэтому к 110-летию Квитки-Основьяненко выдающийся украинский языковед Александр Потебня предложил издать сборник произведений писателя. Таким образом удалось собрать 2400 рублей. Эти же средства затем пошли на нужды Основянского училища.
В советское время обучение здесь не прекращалось. Правда, это были совсем другие учебные заведения. Сначала в здании бывшего училища разместилась 26-я школа, с 1960 года здесь работала школа рабочей молодежи. В последние годы СССР там действовал участковый пункт милиции. Однако впоследствии здание бывшего училища ожидала разруха и запустение. 25 октября 2017 года Исполнительный комитет Харьковского горсовета года дал согласие на передачу этого здания отделу культуры Новобаварского района. Планы выглядели весьма привлекательно: здесь должны были сделать ремонт, открыть классы танца и изобразительного искусства, а также создать музей в честь Квитки-Основьяненко. Но этого всего не произошло и здание продолжает разрушаться.
Небрежность приводит к разрушениям
Одни памятники разрушаются из-за отсутствия ремонтных работ, другие же страдают из-за халатности и небрежности тех, кто о них должен заботиться. Такая судьба в свое время постигла химический корпус Харьковского университета, памятник истории и архитектуры национального значения. Это сооружение в стиле классицизма было построено в конце XVIII века. Сначала здесь размещался флигель Губернаторского дворца, а весной 1803 года его передали новосозданному Харьковскому университету. В середине 1830-х годов в корпусе располагалась значительная часть аудиторий вуза. Там работали кабинеты анатомического театра, зоологическая и химическая лаборатории, кабинет рисования, типография и архив. Некоторое время в корпусе размещался архитектурный, технологический, агрономический и мюнц- кабинеты. В них проходили как лекционные, так и практические занятия.
На фото: Старый корпус университета на улице Университетской
Именно в стенах этого корпуса в свое время работал один из основателей физической химии Николай Бекетов. Здесь он проводил опыты по восстановлению металлов, что дало толчок к появлению алюминотермии в металловедении. В конце 1950-х годов Харьковский университет переехал в бывший Дом проектов на площади Свободы. А в 1963 году здание химического корпуса передали Украинскому заочному политехническому институту. В отличие от некоторых харьковских памятников, химический корпус все же ремонтировали. В 2004 году там прошли работы по реконструкции здания. Завершение работ было приурочено к 350-летию Харькова. Правда, ремонт оказался некачественным. 27 июля 2018 года специальная комиссия выявила значительные повреждения здания со стороны ресторана-новостройки. Также эксперты установили, что 30 кв. м площади было разрушено в результате неудачного ремонта и возведения пристройки.
Подобная халатность привела к тому, что уже 2 августа 2018 года в химическом корпусе произошел масштабный пожар. Сначала огонь разгорелся на чердаке, а потом перебрался на перекрытия и крышу здания. Укротить огонь было сложно из-за деревянных перекрытий и перегородок. Во время пожара часть крыши обвалилась, пожарным пришлось разобрать кровлю, чтобы добраться до очагов пламени. Очаг удалось потушить только на следующий день. Во время пожара выгорело 1300 квадратных метров химического корпуса. Больше всего пострадала крыша со стороны улицы Университетской, от которой почти ничего не осталось. Впоследствии полиция открыла уголовное производство о нарушении правил пожарной безопасности.
Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Харьков