Технология войны: Как Кремль использует кинематограф для уничтожения Украины
На сегодняшний день Россия продолжает активно навязывать собственные взгляды на события, которые развернулись в Украине еще в 2013 году. В ход идут не только выступления прокремлевских политиков и работа подвластных медиа, но и продвижение искаженного видения благодаря кинематографу
Производство фильмов и сериалов является очень простым и эффективным способом распространения определенных идей на широкую аудиторию. Ведь именно в такой интересной, увлекательной и эмоциональной форме зритель лучше воспримет все вложенные авторами нарративы. Потому что одно дело – слушать политика, который рассказывает о "нелюдях-майдановцах" и хороших российских военных, которые спасли Крым от большого бедствия. Другое дело – увидеть это в художественном кино.
Вообще с помощью кинематографа пропаганда нередко пытается формировать какое-то конкретное отношение к историческим событиям, странам и народам, которые их заселяют. Есть свой образ Украины и украинцев в российском кино, который формируется уже не один десяток лет. В целом украинцев в российском кинематографе можно разделить на два типа.
Первый – это тупой "хохол", персонаж комический и нелепый. Он жадный и глупый, но хитрый. Его могут даже полюбить, потому что тот умеет веселить своего зрителя. Такой украинец служит прекрасным фоном для умного, сильного и героического "старшего брата" – русского. Обычно такой образ встречается в комедийных жанрах. Например, можно вспомнить ремейк американского ситкома "Моя прекрасная няня". Его главная героиня, Виктория, позиционируется как такая себе провинциальная молодая женщина из Мариуполя. Она, как и другие ее земляки, невоспитанная, грубая и неотесанная. Ее интересы и вкусы примитивные, а все ее мечты крутятся вокруг удачного замужества. Что создает разительный контраст с россиянами, которые в том сериале являются людьми успешными, умными, современными и интеллигентными.
Фильм "Моя прекрасная няня", Анастасия Заворотнюк
Второй же популярный типаж украинца, который стал еще более актуальным после 2014 года – это злой "бандеровец". Предатель, фашист и враг всего русского. Человек жестокий и подлый. Над ним уже посмеиваются – с ним воюют. Здесь можно вспомнить сиквел одноименного фильма Алексея Балабанова "Брат-2". На России он получил статус культового, а его протагониста и любимица публики Данилу Багрова вообще называют народным героем. В этой части фильма война ведется уже с украинской мафией. В кульминационной сцене ее представители массово гибнут от пуль бравого россиянина, причем это происходит в общественной уборной. Сопровождается все это действо фразой "Вы мне, гады, еще за Севатополь ответите!", что до сих пор греет душу российского шовиниста. Стоит отметить, что эти фильмы насквозь пропитаны расизмом и ксенофобией, достается там не только украинцам, но и американцам, евреям, французам, чернокожим и кавказцам.
Еще одним антиукраинским фильмом по праву считается "Мы из будущего – 2" Александра Самохвалова и Бориса Ростова. В нем герои первой части, перевоспитанные черные копатели с неонацистскими взглядами Борман и Череп снова попадают в прошлое. Теперь уже в 1944 год. С ними в водовороте событий Второй мировой оказываются их новые знакомые Тарас и Серый. Они с самого начала позиционируются как украинцы, чьи взгляды "искажены националистической пропагандой", или проще говоря – фашисты. А еще они не любят русских – что вообще может быть хуже? Но увидев воочию ужасы войны, Тарас и Сергей меняют свои взгляды. В частности, когда видят, как оркоподобные "бандеровцы" расстреливают мирных жителей, да еще и пытаются заставить их принять участие в данном преступлении. Влияют на их мировоззрение и новые российские друзья. Кстати, именно под влиянием героических россиян ребята не только встают на светлую сторону, но и начинают говорить исключительно на русском. Кажется, по мнению авторов фильма, нельзя быть одновременно порядочным человеком и оставаться украиноязычным.
Фильм "Мы из будущего-2"
"Вероятно, если бы государство уделяло больше внимания собственному патриотическому воспитанию и больше обращало внимание на информационную политику еще до 2014 года, мы бы не имели таких катастрофических последствий на Востоке и в Крыму, – считает со-координатор Общественной инициативы #ВыключиРусское Оксана Кузан. – А так получили целые поколения людей, которые выросли на фильмах, где прославляется сила русского оружия, а украинцы выступают "хитрыми хохлами" или предателями. Поэтому сейчас важно не только блокировать медийный продукт из РФ, который в современных российских реалиях вряд ли может быть независимым, но и создавать свое украинское патриотическое кино".
Не стоит удивляться, что после 2014 года образ плохого и злого "бандеровца" становится еще более актуальным. На России начинают создаваться фильмы, посвященные тогдашним событиям, таким как Майдан, аннексия Крыма и война на Донбассе. Конечно, все они трактуются исключительно с точки зрения Кремля. Там Майдан устраивали "неонацисты", аннексия Крыма – это "долгожданное возвращение в родную гавань", а война на Донбассе является сугубо "гражданским конфликтом".
Ярким примером такой пропаганды может служить фильм "Крым" российского пропагандиста Алексея Пиманова. Создана лента по инициативе Министра обороны РФ Сергея Шойгу, что уже свидетельствует о степени ее "незаангажированности" и "независимости". Кроме того, Минобороны РФ стало одним из спонсоров проекта. Поэтому не трудно догадаться, что кино является сплошной агитацией, которая призвана сформировать у аудитории положительное отношение к аннексии полуострова. В своем фильме Пиманов показывает украинских нелюдей, которые жгут автобусы с крымчанами и издеваются над мирными людьми. Показывают хороших и героических "беркутовцев", которые страдают от действий первых, однако находят заслуженную дань уважения от жителей Крыма. Показывают, что аннексия полуострова – это большое благо, а сама Россия предстает как освободитель.
Кадр из фильм "Крым"
Также "правильное" отношение к тогдашним событиям режиссер формирует через своих персонажей. Главный герой ленты, бывший военный Саня, имеет пророссийские взгляды. Он ненавидит "бенедеровцов", одобряет действия "Беркута", а в конце фильма едет воевать на Донбасс на стороне России и сепаратистов. С самого начала он позиционируется как хороший парень, к которому аудитория должна чувствовать симпатию. Его девушка Елена, наоборот, имеет проукраинскую позицию и поддерживает Майдан. Она подчеркнуто неприятная, неадекватная и неуклюжая, ее характер выстраивается так, чтобы вызвать у зрителя максимальное раздражение. Аудитории наглядно демонстрируют, какая именно позиция должна быть у хорошего и порядочного человека, а какой придерживаются негодяи и невежды.
Еще одним ярким примером такого пропагандистского кино служит лента "Донбасс. Окраина" Рената Давлетьярова. Здесь зрителю предлагают увидеть российскую трактовку событий на Донбассе в 2014 году, когда там разворачивались боевые действия. Как режиссер предыдущего фильма, Давлетьяров не позиционирует свою ленту как политическую. Наоборот, он просил зрителя не рассматривать данную работу как политическое высказывание, а усматривать в ней "историю о людях, попавших в трагические обстоятельства".
"Донбасс. Окраина" – это целый набор российской пропаганды, начиная от названия, заканчивая указанием "основано на реальных событиях", – рассказала Кузан. – Здесь есть и хунта, и "украинские каратели", непутевый украинский военный и, конечно, смелый и красивый боевик. При этом в фильме отрицается российская военная агрессия: нигде нет российских военных, техники и оружия, а события подаются как "гражданский" конфликт в Украине".
Кадр из фильма "Донбасс. Окраина"
По ее словам, Кремль уделяет большое внимание распространению собственных нарративов и пропаганды не только в самой России, но и по всему миру. Поэтому не удивительно, что такие пропагандистские фильмы пытаются показать не только на России и на оккупированных ею территориях, но и далеко за ее пределами. Например, "Донбасс. Окраина" показывали на неделе российского кино в Париже и на Римском международном кинофестивале. Таким образом формируется "единственно правильная" позиция в отношении Украины не только у российского, но и иностранного зрителя, который мало что знает о тогдашних событиях.
"В чем опасность таких фильмов? Они создают для зрителя параллельную реальность, которая опирается не на факты, а на тезисы российской пропаганды, – подчеркнула Кузан. – Где Россия – освободитель и миротворец, а независимая Украина – нацистское недогосударство. Особенно печально, что подобными фильмами РФ воспитывает нашу молодежь в Крыму и на оккупированных территориях востока. Также для России подобное кино – хорошее средство для распространения собственных тезисов и для международного сообщества. В частности, фильм "Донбасс. Окраина" транслировался на Римском фестивале".
По ее словам, тезис о "народе-освободителе" является одним из крупнейших столпов российской пропаганды, которым она пытается оправдать большинство своих преступлений и войн. Мол, мы не любим войну, просто обстоятельства заставляют нас воевать со злом на территории других государств. При этом западные страны позиционируются как ячейка упадка и моральной деградации, а Украина – только как безвольная марионетка в руках США. А сама Россия вместе с тем представляется как страна смелых освободителей и победителей, которая делает этот мир лучшим и более справедливым.
Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Харьков