Столетие старинных танцев: Почему популяризировать украинскую музыку начали с Харькова (ФОТО)

В Харькове стартовал концертный тур "11 этюдов в форме старинных танцев", который должен сделать украинскую академическую музыку более известной и популярной

Юлия Гуш
Журналист региональной редакции Depo.Харков
Столетие старинных танцев: Почему популя…

9 ноября в Харькове впервые прозвучали "11 этюдов в форме старинных танцев" украинского композитора Виктора Косенко в реконструированной оркестровке Леонида Бильчинского. Именно с произведения композитора, которого в свое время назвали "украинским Моцартом", начинается тур по популяризации классической музыки Украины. Дирижер Сергей Лихоманенко, который руководит оркестром, убежден, что Виктор Косенко является одним из интереснейших композиторов ХХ века.

Сергей, расскажите, пожалуйста, про ваш концертный тур. Какова история создания "11 этюдов в форме старинных танцев"?

– "11 этюдов в форме старинных танцев" – это произведение было написано Виктором Степановичем Косенко еще в 20-30-е годы ХХ века. То есть, почти 100 лет назад написаны эти танцы. Я склонен называть их "танцами", а не этюдами. Ведь и форма, и вообще замысел был в том, чтобы сделать их именно танцами. Он написал это для фортепиано. И они весьма популярны среди пианистов. Их исполняют не только в Украине, но и во всем мире, где есть украинцы.

Косенко имел очень хорошее музыкальное образование. Сначала он учился в Варшаве, окончил консерваторию в Санкт-Петербурге у выдающихся преподавателей, дружил с Рахманиновым. Поэтому у него такая очень стабильная, профессиональная пианистическая основа. Но мышление музыканта было всегда ориентировано на масштабирование до симфонического оркестра. И он в эти танцы, вероятно, заложил какую-то мысль относительно того, чтобы это легло на полотно симфонического оркестра. Но не успел это сделать. Он умер в 42-летнем возрасте в 1938 году.

Проходит достаточно много времени. Косенко исполняют как пианиста, композитора. Его знают, его творчество изучают в консерваториях благодаря Лятошинскому, Ревуцкому и другим функционерам украинской музыки. В советские времена о Косенко также не забывают. В основном это было благодаря его супруге, которая прожила еще много лет после кончины Виктора Степановича. Потом появляется такой довольно выдающийся музыкант, как Леонид Антонович Бильчинский, который понимает, что замысел Косенко был значительно большим, чем просто фортепианные танцы. И делает оркестровку для большого симфонического оркестра. Он берет текст клавира и делает инструментовку для большого романтического оркестра. Делает он эту оркестровку 10 лет. Заканчивает и, к сожалению, также умирает.

Рукопись оркестрованных "танцев" хранилась где-то 30 лет. До тех пор, пока его ученики не принесли ее в музей Косенко и сказали: "Смотрите, есть такое произведение". Поскольку Бильчинский был преподавателем Киевской консерватории и звукорежиссером в доме звукозаписи украинского радио, в честь его памяти делают запись этой рукописи с государственным симфоническим оркестром. Эта великолепная запись также "пылится" в фондах. Когда к нам попала эта рукопись, мы решили ее набрать и реинкарнировать, дать вторую жизнь. Мы сделали набор нот уже профессиональным редактором и впервые решили исполнить это произведение в Харькове.

Почему вы решили начать свой тур именно с Харькова? Это как-то связано с биографией композитора?

– Все спрашивают, почему Харьков? Потому что впервые его произведение для симфонического оркестра прозвучало именно здесь, в Харькове, в 1928 году. Он дружил с Лесем Курбасом, здесь состоялась премьера одного с его симфонических произведений – "Героическая увертюра". К сожалению, после этого Косенко не приходилось слышать свои произведения в масштабе симфонического оркестра. И весьма символично, что именно в Харькове мы начинаем концертную премьеру этих "11 этюдов в форме старинных танцев". Мы надеемся, что этот концерт привлечет внимание других оркестров. Мы также передадим набранные партитуры всем оркестрам Украины и за рубеж. Потому что музыка очень качественная с одной стороны, национальная. А с другой – экстерриториальная, благодаря форме, которую выбрал сам Косенко.

А в каких городах вы планируете побывать?

– Сейчас мы начнем это с Харькова, исполним в Киеве, Житомире и Львове. Далее, мы надеемся, будут почти все областные центры Украины. Ведь эту музыку нужно именно демонстрировать и собственным примером показывать ее значимость. К сожалению, именно украинская музыка больше всего нуждается в поддержке академических кругов. Ведь в репертуаре симфонических оркестров Украины очень мало симфонических полотен, которые принадлежат перу украинских композиторов. А это неправильно, мне кажется. Как дирижеру. Знаете, "учитесь, навчайтесь та свого не цурайтесь". Мы с удовольствием играем классический репертуар Бетховена, Прокофьева и Шостаковича, но у нас есть собственные наработки, которыми надо гордиться.

А не планируете ли вы сыграть произведения Косенко за границей?

– Конечно планируем! Сейчас мы ведем с Министерством культуры Украины переговоры относительно того, чтобы рекомендовать это произведение. За рубежом это в первую очередь будет интересно украинской диаспоре. Мы, надеемся, получим письмо от Министерства культуры, в котором оно рекомендует концерт к исполнению. Мы даже задумали сделать переработку для меньшего состава оркестра. А именно для барочного оркестра. Ведь ехать на гастроли, когда у вас 70 человек – это дорого. А можно сделать переложение для камерного оркестра на 25 человек. Это уже легче.

Также есть вариант гастролировать и исполнять музыку с другими оркестрами мира. Я, как дирижер, буду приезжать и привозить эти ноты. Но главное, что мне хотелось сказать: в Украине есть иностранные дирижеры, которые также приезжают с партитурами своих композиторов – из Прибалтики, Европы, Азии. Например, Эстония поддерживает эти начинания и финансирует определенные аспекты их гастролей. Ведь государство заинтересовано в собственном культурном имидже. А через академическую музыку раскрывается уровень самого государства. Поэтому мы и надеемся. А моя миссия как дирижера – популяризировать украинскую академическую музыку за рубежом.

Почему сейчас так важно популяризировать украинскую музыку? Или она остается малоизвестной для широкой общественности? Если да, то почему?

– Есть много причин. Во-первых, сейчас уже фактически нет институтов для поддержки национального музыкального продукта. Во-вторых, более-менее профессиональные композиторы и музыканты пытаются зарабатывать деньги за рубежом. Они туда выезжают, работают в каких-то компаниях – если говорить о настоящем. В советское время все это регулировалось: была правильная музыка, была музыка неправильная. Поэтому некоторое время "партия и правительство" решали, какая музыка нужна, а какая не нужна. Конечно, это оставляло негативный отпечаток на творчество в течение почти 70 лет. Украинская музыка сильно трансформировалась в такую очень подчиненную вертикаль, и руководствовалась Союзом композиторов.

Украина имела и имеет много замечательных композиторов. Я глубоко уважаю и общаюсь с нынешними авторитетами – Станковичем, Сильвестровым. Но также я сотрудничаю и помогаю молодым композиторам.

Почему не популярна украинская музыка? И как она может быть популярной, если ее никто не исполняет?

– Ее надо где-то услышать. Именно поэтому надо хотя бы сделать запись, исполнить эту музыку, заинтересовать ею, провести некую подготовительную работу для этого... Вообще судьба выдающихся композиторов также не всегда способствовала тому, что они при жизни становились известными. Например, Бах уже через 100 лет после смерти получил свою популярность, а писал свои произведения "в тумбочку". Потом нашелся Мендельсон, который сказал "Смотрите, да это же шедевр!", и весь мир узнал о Бахе. Я это не переношу на ситуацию с украинскими композиторами. Но я считаю, что у нас очень мощная композиторская школа. Очень мощное мировоззрение композиторов. У нас есть весь потенциал, чтобы демонстрировать это не только Украине, а и всему миру.

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme