"Сквозняк-проходняк": Как в Харькове продолжают работать старые мошеннические схемы

Расцвет уличных афер, конечно, давно миновал. Однако не радуйтесь раньше времени. Мошенники ищут и находят новое применение старым схемам

Вот, пожалуй, самая простая и примитивная по своей сути комбинация. Древняя, как сам процесс продажи чего-либо кому-либо. Схема "продавец–деньги–товар" просто умело прерывается на этапе получения товара. Ведь что может быть проще – договорится о продаже, взять деньги и исчезнуть за проходной дверью-подъезда, офиса или магазина. В Харькове эта комбинация "работает" с 1980-х и по нынешнее время.

Товар и цена

Здесь важна некая интрига, какая-то сложность, бытовая или "служебная", благодаря которой вы получаете товар дешевле и уже в момент договоренности как бы уже обязаны продавцу. Варианты, которые использовались – развод, теща с женой все под себя гребут, продам хоть свою "технику", пока их нет; с работы увольняют, а денег должны; переезд в другое место и продажа по необходимости, потому что там "это" уже есть, и так далее.

Очень актуально сейчас – продажа через интернет. В идеале продавец идет на какое-то незначительное правонарушение, совсем "маленькое", а покупатель уже на этапе переговоров и, само собой, при "покупке" становится соучастником. Незначительным, но... соучастником. Это раньше была продажа дефицита из-под полы, продажа некоего "конфискованного" товара, из более современного – возможность "дать" цену без НДС (в этом все равно мало кто понимает).

Все это важно. Важно для доверия. Да и при таком раскладе вероятность заявления в органы меньше. В советское время классика – авто-мотомагазин. Сколько было так "продано" дефицитных мотоциклов "Ява-350". Ява! Предел мечтаний продвинутой советской сельской молодежи. Кстати, сельские жители, колхозники, чаще становились объектами обмана не в силу своей недалекости. Смекалке и сообразительности сельских можно только позавидовать. Здесь дело в атмосфере доверия, в которой существовали эти люди, в их замкнутой "биосфере", где все основано на доверии, где все всё про всех знают. Кстати, и здесь, и далее я доказываю и докажу, что умственные способности не ограждают от обмана. Все дело в нужном подходе. Чрезмерная заученность и самоуверенность – совсем не панацея от обмана, скорее наоборот. И вот я подхожу к следующему этапу...

 

Место

Для схемы "проходняк" необходимо удобное место. Как правило, в каждом городе были такие места, и они были хорошо известны, кому следует.

Магазины. В Харькове был такой "знаменитый" магазин авто-мото-спорттоваров "Старт". Наличие супердефецитных запчастей и вообще малодоступных в то время товаров уже делало его работников "полукриминальными" элементами. В подвале-складе с утра и до закрытия бродили всевозможные подозрительные личности. Все просто. Дефицит-деньги-алкоголь... В подвале почти всегда было с пол-ящика коньяка. Уникальное было место. Вот там, за столиком из старых покрышек, накрытых фанерой, за стаканчиком армянского запросто могли встретиться и поговорить опера из Угро и криминальные элементы – и райотдел, и Центральный рынок были рядом.

Также – большие универсальные магазины. Персонала много, друг друга знают плохо, всегда через служебный выход можно попасть во двор и на улицу.

И, конечно, жилые дома. В Харькове было такое знаковое место на улице Комсомольское шоссе. Старые 4-этажные дома с проходными подъездами. И каким-то чудом – как это еще назвать? – одна из дверей была обита дерматином, с замком, и даже, стараниями заинтересованных лиц, была снабжена дверным звонком, хоть и нерабочим. Это была Мекка кидал. Насколько я знаю, сотрудники местного РОВД даже засады там устраивали.

Исполнение

Классическая схема: два участника. Один "срезает лоха", то есть знакомится, входит в доверие, узнает, что надо, приводит, куда надо, и сам участвует в сделке. Для места действия "магазин–офис" возможно участие только одного. Об этом – позже.

Задача "номера первого" – разговор, знакомство, доверие. А задача "второго номера" (он же продавец) – артистизм. Первый номер с "покупателем" должны появится перед "квартирой" или офисом, вызвать продавца, отдать ему деньги и ждать вместе с клиентом, пока он вынесет "товар". Как внушить такое доверие? Конечно, наличие "дермантиновой двери", замка и звонка должно помочь, но... Лучшим в этом был Игорь Клева.

 

 

Представьте: зима, мороз, вы с незнакомым человеком подходите к незнакомой двери, чтобы купить ноутбук (к примеру). Причем ваш новый знакомый уверяет, что надо отдать сначала деньги, а уже потом будет товар. И что хозяин ни под каким предлогом в дом к себе посторонних не пускает. Как-то подозрительно. Но открывается дверь и на пороге "хозяин" в банном халате и с мокрой, намыленной головой. Зимой! Какие сомнения! Из уникальных постановок – тот же Клева – выходил в зимнее время с надкусанным ломтем арбуза. Покупатель просто терялся, это был шок.

Вообще в этом случае еда как процесс действовала очень успешно. Это могло быть яблоко или тарелка с яичницей, или что-то еще. И никто этих людей не учил психологии – все по наитию, на интуиции. Были еще варианты, когда хозяин выходил с маленьким ребенком на руках. А еще было – из глубины "квартиры" противный громкий женский крик, что-нибудь типа: закрывай дверь, холодно. Но это были артисты! Энтузиасты своего дела. Как правило, на излишний антураж не особо тратились. Клиент пришел, с деньгами и ждет за дверью. Это с большой вероятностью означает, что все получится.

Ну и ладно. Деньги отдали и вы, и ваш новый знакомый. Надо ждать. Во всей комбинации наступает самый сложный момент, опасная и трудно предсказуемая развязка – технически уйти "номеру первому". Здесь у каждого был свой способ, в зависимости от обстоятельств. Но в 99%, если было "палево", то задержание по причине того, что первый не смог красиво свалить.

Магазины, офисы – здесь чуть проще. Как правило, наличие спецодежды (халат, бейдж) и наглая морда, типа, "я здесь работаю". Возможность "работать" одному дает некоторые плюсы. Но "срезать" клиента тоже приходится одному. Опять же, под видом работника и с возможностью что-то продать по выгодной цене. Здесь, как правило, присутствовала предварительная договоренность.

Если занимаешься подобным "промыслом", выгодные места примечаешь "на автомате". Случай со знакомым, давно отошедшим от дел, но... Многоэтажное офисное здание на Московском проспекте, масса всяких контор, на фасаде – баннеры с названиями фирм. На пятом этаже – фирма, торгующая "железом" и оргтехникой, на автором этаже – офис оптовой фирмы, на первом – склад-магазин этой фирмы. Причем через второй этаж можно запросто пройти на склад, дальше –двор и улица. Большое фойе, кафе-стойка с кофе, перед лифтом – турникет с охранником, но охранник никого никогда не останавливает. Людей много. Для обычного человека – заурядный офисный муравейник. Для того кто знает толк – Поле Чудес!

 

Так вот, знакомый по работе время от времени бывал в этом здании, знал порядки и девочку Леночку, которая неделю через неделю работала в кафе. Ну, и было знание... Как и откуда появился "клиент" с громадным желанием приобрести несколько планшетов по невысокой цене – история умалчивает, да и не важно это. Интернет есть. Дальше дело техники. Встретить у входа в белой рубашке с закатанными рукавами и с бейджиком, провести в фойе, взять денежки и попросить Леночку (ну, услышал он, как к ней обращались) сделать хорошему человеку хороший кофе, пока он сходит на склад за товаром.

Все прошло гладко... для знакомого. Но была одна ошибка. Системная. Для большей убедительности была сделана бумажка, счет-фактура (как бы). И вот эта бумажка осталась у "потерпевшего". Старые аферисты учили: в идеале у "потерпевшего" не должно остаться ничего. Особенно, никаких документов и печатей!

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Харьков

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook