Шесть лет переименований: Почему в Украине забуксовала декоммунизация
Процесс декоммунизации в Украине был запущен в 2015 году. Страна избавилась от последствий коммунистической идеологии уже не стихийными "ленинопадами", а официальными демонтажами и переименованиями
За неполные шесть лет в Украине были переименованы тысячи топонимов. Правда, процесс декоммунизации не всегда протекал гладко. Ведь кое-где находятся люди, в том числе и среди представителей местной власти, которые оказывали ярое сопротивление подобным изменениям.
"Результаты декоммунизации предметнее всего можно прокомментировать именно статистическими данными, — рассказал сотрудник Украинского института национальной памяти, кандидат исторических наук Богдан Короленко. — В частности, это более 51 тысячи переименованных объектов топонимики Украины, это 991 переименованный населенный пункт, это около 2,5 тысячи демонтированных памятников и памятных знаков, содержащих символику коммунистического тоталитарного режима. В частности из них 55% были установлены в честь Владимира Ленина. По-моему, это хороший результат декоммунизации".
Вместе с тем, историк отмечает, что декоммунизация — это нечто большее, чем просто переименование объектов топонимики. Это еще изменение сознания населения, переоценка советского периода и его негативного наследия, связанного с коммунистическим тоталитарным режимом. И, в частности, с его влиянием на Украину. Короленко убежден, что общественность должна четко осознавать, зачем ей нужен этот процесс декоммунизации.
"Чтобы не повторились преступления коммунистического тоталитарного режима, — подчеркнул Короленко. — Чтобы было осуждение его практик. Ну и, собственно, это восстановление памяти украинского народа. В частности, в результате декоммунизации было возвращено более 300 исторических названий населенных пунктов. Собственно, это только те исторические названия, которые удалось вернуть. Это фактически треть от всех переименованных населенных пунктов. Это уже большое достижение декоммунизации".
Что касается памятников Ленину, то таких сохранилось не более десятка. Как правило, они хранятся на частных территориях и не были демонтированы разве что из-за личных прихотей своих владельцев. Например, на территории санатория "Сосновый бор" на Зеньковщине Полтавской области все еще стоит бюст Владимиру Ленину. Как отметил Короленко, представители УИНП сейчас ведут переписку с администрацией санатория относительно его демонтажа. Все еще стоит памятник Щорсу в Киеве, хотя он также подпадает под закон о декоммунизации, ведь Щорс является тем человеком, который боролся против Украинской Народной Республики и непосредственно причастен к установлению коммунистического режима в Украине. Но, с другой стороны, этот памятник внесен в Государственный реестр памятников национального значения. И для его демонтажа нужно пройти определенную процедуру на уровне Кабинета министров и Министерства культуры. Но на данный момент это дело просто затягивается.
Под декоммунизацию также подпадает такая достопримечательность, как Родина-Мать в Киеве. Правда, речь идет не о самом монументе, а об изображении герба СССР на ее щите. Представители УИНП уже вели переговоры с руководством Национального музея истории Украины во Второй мировой войне. Уже есть предварительные договоренности музея с подрядчиками, которые готовы взяться за эту работу. По словам Короленко, в будущем изображение советского герба должны убрать.
Трудности декоммунизации
"Что касается противодействия декоммунизации или игнорирования действующего законодательства — на самом деле таких случаев не слишком много, — рассказал Короленко. — У нас нет оснований говорить о каком-то массовом саботаже или о том, что органы местного самоуправления массово отказываются выполнять Закон Украины "Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики". Конечно, такие случаи есть. Но почему они отказываются? На это есть разные причины. Где-то ссылаются на то, что в бюджете не заложены средства. Где-то говорят о том, что община против. Понятно, что это произвольная трактовка действующего законодательства. Но, согласно Конституции, у органов местного самоуправления нет полномочий так толковать действующее законодательство. Чтобы обосновать свое бездействие, они нередко проводят "опрос" среди территориальной общины относительно "целесообразности" демонтажа таких памятиков".
Короленко вспоминал, как УИНП недавно обратился в совет города Тальное Черкасской области по поводу демонтажа такого памятного знака. Речь шла о бюсте председателя колхоза-миллионера "Достижение Октября" и дважды героя Социалистического труда Федора Дубковецкого. В свое время он в рядах Красной армии боролся за установление советской власти на территории Украины, а впоследствии принимал непосредственное участие в коллективизации. Но для местной общины это некий местный герой, который когда-то основал успешный колхоз.
На фото/Бюст Дубковецкому в Тальном
"Мы имеем дело с этим наследием коммунистического тоталитарного режима, где люди гордились достижениями на ниве коллективизации. — сетует Короленко. — Хотя мы все знаем, что такая политика привела к Голодомору 1932-1933 годов. Возможно, жители не проинформированы. Но я сомневаюсь в этом. Потому что Голодомор коснулся каждой украинской семьи. Они гордятся этим Дубковецким, гордятся этим бюстом, гордятся тем, что он в Тальном, а в селе — улица в его честь ...".
Другой яркий пример принадлежит городу Хорол Полтавской области. Там в свое время установили памятник уроженцу Хорольщины, советскому генералу Ивану Третьяку. Он в 1983 году занимал должность командующего войсками Дальневосточного военного округа. Третьяк лично отдал приказ уничтожить южнокорейский пассажирский "Боинг 747", который отклонился от курса. В результате реализации его приказа погибли 246 пассажиров и 23 члена экипажа.
На фото/бюст Третяку в Хороле
Памятник Третяку также подпадает под демонтаж. Однако местные власти не хотят выполнять требования действующего законодательства. Там искренне гордятся своим земляком, который "выбился в люди", и ничего не хотят слышать о его преступлении. Как отмечает Короленко, такие случаи есть, но они единичны. Где-то имеет место элементарное незнание истории, где-то нежелание что-то менять. Вот местная власть привыкла к тому же бюсту Дубковецкого. По мнению ее представителей, он является украшением Тального. Или Хорола, если говорить о памятнике Третьяку.
Похожий случай произошел в Днепропетровской области. Там в центре города Каменское до сих пор стоит бюст Леонида Брежнева. Городской совет принял решение, согласно которому он вляется "экспонатом" местного краеведческого музея. Хотя это решение не соответствует действующему законодательству, в частности, Закону о музеях и музейном деле. О таких фактах УИНП информирует органы местного самоуправления. Чтобы они все же выполнили требования действующего законодательства и демонтировали объект.
Правда, иногда местные власти могут довольно упорно отстаивать старые советские топонимы. Своим сопротивлением процессу декоммунизации прославился Харьковский городской совет, неоднократно пытавшийся переименовать проспект Петра Григоренко в честь Григория Жукова. И все это вопреки как действиям общественных активистов, отмечавшим необходимость соблюдения действующего законодательства, так и решениям суда, вставшего на сторону общественности. Кстати, 24 февраля 2021 года Харьковский горсовет уже в третий раз переименовал проспект Григоренко. Поэтому эта история с переименованием еще далека от своего завершения.
Последствия колониального прошлого
Вместе с тем, декоммунизация не затронула огромный пласт топонимов, которые формально не подпадают под действие закона, однако имеют прямое отношение к советскому и имперскому наследию. Как отмечает Короленко, в Украине остается около 300 улиц, названных в честь российского полководца Александра Суворова. Это национальный герой Российской Федерации, один из представителей ее героического пантеона. Но если взглянуть на его роль в истории Украины (а также белорусского и польского народов), то она не выглядит позитивной. Именно Суворов в свое время подавлял национально-освободительные восстания и участвовал в организации депортаций. На его счету — подавление Колиивщины в Правобережной Украине и восстания Костюшко против России и Пруссии, депортации крымских христиан в Российскую империю в 1778 году и ногайцев с Кубани в 1782-1783 годах. По данным историков, суворовские действия отличались жестокостью и имели признаки геноцида. Есть в Украине немало улиц, названных в честь советского летчика Валерия Чкалова. Он входит уже в советский героический пантеон, который впоследствии унаследовала Россия. И таких примеров немало.
"Да, такие топонимы не подпадают под декоммунизацию, — добавил Короленко. — Но, тем не менее, в Институте национальной памяти при удобном случае рекомендуют органам местного самоуправления переименовывать их. Есть уже положительные примеры. Например, в Киеве улица Суворова быа переименована в честь известного военного деятеля УНР Омеляновича-Павленко".
По словам Короленко, в свое время такие наименования были направлены на конструирование единого "советского народа" с едиными для всех героями. И таких улиц тысячи. И вообще топонимов, которые несут за собой маркеры имперского и советского прошлого, в Украине непропорционально большое количество. Как добавляет Короленко, часто органы местного самоуправления под декоммунизацией понимают снос или уничтожение соответствующих памятников. Хотя закон предусматривает демонтаж. То есть все эти бюсты и памятники можно аккуратно демонтировать и при желании передать в местный музей.
"Мы не призываем их беспощадно демонтировать и переносить, — отметил Короленко. — Но все-таки стоит переосмыслить это наследие. Как колониальное наследие, так и наследие советского коммунистического тоталитарного прошлого. Также мы отмечаем, что в Украине есть много знаковых исторических фигур, которые заслуживают увековечения их памяти".
Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Харьков