Щедривки о Солнце и вождение козы: Что язычники дали христианским традициям на Харьковщине

Зима - особенное временя года. Именно на нее приходится наибольшее количество праздников, которые сопровождаются множеством ярких и самобытных традиций

Юлия Гуш
Журналист региональной редакции Depo.Харков
Щедривки о Солнце и вождение козы: Что я…

До наших времен дошли такие обычаи и обряды, как вождение козы, изготовление дидуха, рождественские гадания, пение колядок и щедривок. Однако их корни куда более древние, чем это может показаться на первый взгляд. Потому что они достигают давних, еще дохристианских времен.

"В зимнем цикле праздников сохранился обряд вождения козы, – рассказала этнограф и ведущий методист Харьковского областного организационно-методического центра культуры и искусства Галина Лукьянец. – Он довольно популярен по всей Украине. И это, безусловно, дохристианский обряд. Это дохристианская традиция. Коза как символ плодородия известна во многих мифах разных народов мира. Это священное животное, приносящее богатство. И все эти поговорки и обрядовые действия с козой – это все-таки магический ритуал, который, безусловно, справляется еще с очень давних времен".

Вождение козы является одной из древнейших рождественских мистерий, проводимых в Щедрый вечер. Конечно, за века сам обряд сильно изменился. На сегодняшний день он представляет собой скорее имитацию древнего обычая, да и козой выступает человек в тулупе и с накладными рогами. Другая традиция, которая сохранилась у нас с древних времен, это изготовление дидуха. Дидух стал символом урожая, благосостояния и богатства. С давних времен с ним еще связывали духовную жизнь и сохранение рода. По словам этнографа и ведущего методиста Харьковского областного организационно-методического центра культуры и искусства Натальи Олейник, аутентичный слобожанский дидух является простым и лишенным каких-либо декоративных элементов.

"Дидуха перевязывали красной лентой, – рассказала она. – Я даже фиксировала в Богодуховском районе, что его делали на подобие человека. Это было условно. Это не та куколка, которую сейчас привыкли видеть. Там делали нечто вроде ручек и ножек. Такой дидух ставили на покутье. Это было обязательно. Он стоял на все святки. А потом его убирали с покутья, выбирали из него зернышки. Часть складывали в мешки, где будет рожь, пшеница. Или давали курам, чтобы они хорошо неслись. Также зерно могли использовать в течение года для каких-то лечебных процедур. А сам сноп выносили на чердак. И там он хранился до следующего года. Пройдет год, будет новый дидух. А старый потом сжигали, ведь он был пустым".

Остались с дохристианских времен и гадания, которые когда-то были необходимым элементом служения высшим силам. Странно было бы считать, что это сугубо христианская традиция. Гадали слобожане и во время рождественских праздников. Причем не только для того, чтобы узнать свою судьбу – гадания были призваны помогать в сельском хозяйстве. Например, под скатерть слобожане клали несколько колосков пшеницы, ржи, овса и проса. А хозяин дома, не глядя, что там лежит, вытягивал колосок. Если это было, например, просо, то он делал вывод, что именно этой культуры будет хороший урожай.

"Все эти гадания были не просто развлечениями, – рассказала Олейник. – Это были серьезные магические действия. В них люди верили и тщательно выполняли. Что-то носило чисто развлекательный характер – так, посмеяться и побаловаться. А что-то выполнялось с серьезными намерениями. Популярными были хозяйственные гадания. С помощью них узнавали, какие сорта зерна нужно посеять, что и где лучше посадить... Конечно, каждая хозяйка мечтала о том, чтобы выжила семья. Нужно было, чтобы хорошо неслись куры, чтобы квочки садились. И когда в дом приносили вечерю и приходили посевать, то хозяйка могла посадить ребят на порог или на стульчики. И сказать: "Сидите и кудахкайте". И эти посевальщики, они попосыпают и кудахкают. Или заводили детей под стол, чтобы они кудахкали".

Также существовала традиция именно на Новый год приучать молодой скот к труду. Если это были лошади или волы, то их впервые запрягали именно на праздники. Эти действия носили магический характер. Этнографы также упоминали такой интересный и немного забавный обычай, как пугание деревьев. Он выполнялся на праздник Василия хозяевами дома. Если какое-то дерево плохо родило, то на него замахивались топором и говорили: "Ну, роди, а то я срублю!"

Теперь перейдем к такому неотъемлемому атрибуту рождественских праздников, как вечеря. По словам Лукьянец, обычай разделить вечерю между членами общей большой семьи также имеет дохристианские корни. В эти вечера слобожане не ходили в гости. Было плохим признаком застать праздник где-то в дороге. Однако гость, приглашенный на вечерю, был хорошей приметой. Вечерю раньше также носили тем, кто нуждался в помощи - пожилым и больным людям. Не обделяли вниманием и сельских повитух.

"На Слобожанщине сохранился такой интересный элемент, как чествование духов предков, – отметила Лукьянец. – Он существовал, например, в рамках рождественских вечерь. Праздничных вечерь три. Это Богатый Сочельник, Щедрый Сочельник и Голодный Сочельник. В рамках этих празднований всегда вспоминали о том, что духи предков рядом. Для них обязательно оставляли кутью. Если первую кутью ели семьей, то ее недоедали и оставляли остатки на всю ночь. Ставили накануне Голодного Сочельника рядом со свечами водичку".

Люди верили, что все умершие предки садятся за стол, чтобы присоединиться к праздничному ужину. Также гостями могли становиться силы куда менее дружественные, чем души умерших родственников. Так, существовала традиция на Голодный и Богатый Сочельник приглашать Мороз в дом. Хозяин выходил на порог и трижды произносил: "Мороз, Мороз, иди к нам ужинать". А после этого говорил: "Если ты не идешь, то не морозь ни нас, ни рожь, пшеницу и всякую пашницу".

Более всего давние традиции проявляются в обрядовых песнях. До наших времен дошли такие колядки и щедривки. В них вместе с библейскими мотивами можно увидеть элементы прославления небесных светил и природных стихий, пусть уже не в форме прямой молитвы. Например, на Слобожанщине сохранилась песня, в которой упоминается солнце, месяц и дождь.

На річці, річці, на Йордані,

Там збиралися три товариші,

Перший товариш - ясне сонечко,

Другий товариш - ясен місяць,

Третій товариш - дробен дощик.

"Еще с давних времен у нас сохранились тексты и пение колядок, – рассказала Лукьянец. – Там также есть определенная историческая диагностика. Можно отличить мелодию, которая была создана, например, в восемнадцатом веке и которая возникла в десятом. Там есть определенные музыкальные законы, которые позволяют их дифференцировать и определить, что это очень древняя вещь. Именно у нас зафиксировано очень много дохристианских текстов колядок и щедривок. Потому что на Левобережной Украине влияние церкви не было слишком сильным и не стерло так много".

Конечно, в колядках и щедривках упоминания Солнца и Луны не являются элементом поклонения. Также другие дохристианские обряды уже не несут того первоначального, аутентичного значения. Однако за сотни лет они довольно органично вплелись в христианские традиции, и сегодня не все задумываются над их происхождением. По словам Лукьянец, со стороны церкви не вводились какие-то прямые запреты на языческие мотивы. В противном случае эти обычаи и обряды просто не дожили бы до сегодняшнего дня. Больше вреда древним традициям нанес коммунистический режим, когда учителей наказывали за то, что не агитируют учеников против колядок. Или когда родителей ругали за ненадлежащее воспитание будущих строителей коммунизма. Так что сотни лет назад старые традиции сталкивались с более толерантным отношением, чем это произошло в ХХ века. Однако, как бы то ни было, им удалось дожить до наших дней.

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme