Секреты ЦРУ: что о Харьковском авиазаводе смогли нарыть американские разведчики

Харьковский авиазавод находился под вниманием американских разведчиков начиная с 1943 года

Как передает Depo.Харьков, об этом говорится в опубликованных архивных секретных документах ЦРУ о Харькове 1960-80-х годов.

В частности, в аналитических фотоотчетах за октябрь 1964 года и октябрь 1966 года подаются сведения о точных географических координатах Харьковского авиазавода №135 (сейчас – Харьковское государственное авиационно-производственное предприятие), ближайших автомобильных и железнодорожных путях сообщения, площади предприятия, характеристиках взлетно-посадочной полосы.

Авторы отчетов сравнивают аэрофотоснимки завода разных периодов, устанавливая время появления и назначение объектов, появившихся в разное время на территории завода. В документах приводится точная площадь и места появления или перемещения зданий на территории авиазавода.

Судя по документам, фотонаблюдательных миссий за предприятием было как минимум две: условные названия "Талант" и "Отверстие для ключа".

Шпионы приводят информацию только о внешнем виде зданий и сооружений на территории авиазавода. Техническое назначение и внутреннюю отделку этих зданий они зачастую устанавливают исключительно гипотетически.

Автор одного из отчетов сравнивает информацию о заводе по состоянию на октябрь 1966 года с информацией по состоянию на 1943 год. Никакой технической информации относительно технических особенностей самолетов или характеристики изделий не подаются.

Некоторая информация о ХАЗ, определенные фотоснимки до сих пор остаются либо полностью засекреченными, либо цензурированными.

Справка Depo.Харьков. Харьковский завод №135 был основан 17 сентября 1926 года на базе харьковских ремонтных авиамастерских под названием Харьковский авиазавод имени Совнаркома Украинской ССР при акционерном обществе "Укрвоздухпуть". Первый директор завода - авиаконструктор Константин Калинин.

ХАЗ строился по концессии немецкой фирмой "Юнкерс". В 1927 году СССР расторг договор о строительстве авиазаводов в Филях и Харькове, которые превратились в долгострой; выплатил фирме 3,5 млн. рублей (350 тысяч червонцев) и взяв заводы в свое управление.

С 1932 - Харьковский завод опытного самолетостроения. С июля 1934 - завод № 135 Главного управления авиапромышленности Наркомата тяжелого машиностроения СССР.

В октябре - ноябре 1941 года завод был перебазирован в Пермь, где выпускал самолеты Су-2. В январе 1942 года был расформирован.

Восстановлено предприятие в августе 1943 г. как завод № 135 Наркомавиапрома на старой базе в Харькове. Завод приступил к сборке истребителей ЯК-7, ЯК-3, ЯК-9 из готовых частей. В конце 1960-х годов назван "Харьковский авиационный завод имени Ленинского комсомола" (1968).

В 1976 на основе завода образовано ПО - Харьковское авиационное производственное объединение (ХАВО). В конце 1990-х - Харьковское государственное авиационно-производственное предприятие (ХГАПП).

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Харьков

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook