Первые ласточки женского движения: Как украинки XIX века продвигали идеи эмансипации

Мир, начиная с середины ХІХ века, стал более подвижным и динамичным. С 1848 по 1849 год по Европе прокатилась волна революций, известных под названием "Весна народов"

Юлия Гуш
Журналист региональной редакции Depo.Харков
Первые ласточки женского движения: Как у…

Уже отгремела Промышленная революция, навсегда изменив быт каждого человека. Также по европейским странам прокатилось движение за отстаивание интересов женщин. Мир понемногу менялся. Первые женские организации на украинских просторах начали появляться во второй половине XIX века. Конечно, их инициаторами, лидерами и участниками были сами женщины. Причем имена самых ярких из них известны уже давно широкой общественности.

Первая украинка в женском движении

Говоря об участницах женских движений в Украине, невозможно не вспомнить писательницу и общественную деятельницу Наталью Кобринскую. Родилась она в 1855 году в семье интеллигентов, в которой ценились как хорошее образование, так и украинские культурные традиции. Она была первой украинкой, которая начала активно отстаивать интересы и свободы женщин. В 1883 году Кобринская написала свой первый рассказ "Госпожа Шуминская", который впоследствии получил название "Дух времени". Первая проба пера была успешной, что вдохновило молодую писательницей на литературный путь. Причем он был нераздельно связан с ее общественной позицией. Кобринская описывала положение женщин в обществе того времени, предлагала пути его улучшения, апеллировала к чувству собственного достоинства.

8 декабря 1884 года в Станиславе (сейчас – Ивано-Франковск) состоялось первое общее собрание "Общества русских женщин", созданного по инициативе самой Кобринской. Тогда и произошло официальное рождение украинского женского движения. Кроме идей женской эмансипации, общество также провозглашало идею соборности Украины и жертвенного труда на благо народа. Писательница Елена Киселевская вспоминала, что в тот день пылкая речь Кобринской очаровала присутствующих. Особенно ее слова нашли отклик у молодежи, жаждущей всего нового и незаурядного.

Наталья Кобринская

Кобринская продолжала активно работать на литературном поприще. В тот же год вышел ее рассказ "Ради кусника хлеба". В нем писательница продвигала идею, что женщина должна искать собственное место в обществе, найти свою специальность и не быть на иждивении у мужа. На то время это была достаточно прогрессивная мысль. Иван Франко, обращаясь к писательнице, писал так: "Знаете ли Вы, что Вы написали такую штуку, равной которой вся наша галицкая литература не издала!"

В 1887 году Кобринская вместе со своей подругой Еленой Пчилкой начала издавать женский альманах "Первый венок". Это было первое издание подобного рода. В альманахе печатались произведения Леси Украинки, Елены Пчилки, Людмилы Старицкой, Ульяны Кравченко, Анны Павлик, Олеси Бажанской. Причем Кобринская не ограничивалась исключительно женской литературой. Например, в одном из выпусков она призвала писательниц помочь в сборе подписей под петицией к австрийскому правительству с требованием наконец допустить женщин к высшей школе. Подписи собирали во многих областях Западной Украины.

Не оставалась писательница в стороне и от политической жизни и живо реагировала на все ее актуальные тенденции. Кстати, Кобринская стала первой женщиной в мире, которая отмечала, что социализм не решит женских проблем. Взамен она предлагала национальное самоосознание и хорошее образование. Кобринская отметила, что свободная женщина – это прежде всего сознательная женщина. Что касалось социализма, то Кобринская была убеждена, что он только усугубит имеющуюся проблему. Она не соглашалась с тезисом, будто экономически-политическая перестройка общества способна стать залогом равенства. Также писательница отметила, что экономическое равноправие без понимания положения женщин в патриархальном обществе обеспечит им только двойную нагрузку. Действительно, у женщины может быть интересная работа, но тяжелый труд по хозяйству никуда не исчезнет.

В начале 1890-х годов Кобринская основала издательство "Женская библиотека", а также начала издавать альманах "Наша судьба". Вместе с Еленой Пчилкой она мечтала объединить женщин со всей Украины. Кроме женской эмансипации, Кобринская понимала значение национальной идентичности. Она искренне стремилась, чтобы украинки могли вырваться как из под влияния Польши, так и Российской империи. Для Кобринской свобода женщин и свобода украинцев были неотделимы друг от друга.

Неутомимая и бесстрашная Пчилка

Вспоминая Кобринскую, невозможно обделить вниманием ее хорошую поругу Елену Пчилку (Ольга Косач). Энергии и сил этой женщины хватало не на одно дело. Писательница, меценат, переводчик, этнограф, фольклористка, публицист и общественная деятельница, она продвигала женское движение и отстаивала украинскую идею. Она смогла воспитать детей в любви к стране. Елена Пчилка не хотела, чтобы их русифицировали в официальных школах, поэтому дала домашнее образование. Кстати, довольно блестящее.

Елена Пчилка

Елена Петровна в свое время окончила Киевский образцовый пансионат благородных девиц, после чего сразу окунулась в общественную и культурную жизнь прошлой украинской интеллигенции. Вместе с Кобринской активно работала на женский альманах "Первый венок". В нем писательница опубликовала повесть "Подруги", где воплотила образы новых и современных женщин, студенток Цюрихского университета. Также на страницах альманаха в 1907 году наряду с заявлением Всероссийского союза равноправия женщин она призвала предоставить женщинам политические и гражданские права. Ее своими подписями поддержали 20 тысяч женщин из 122 городов империи.

Елена Пчилка активно критиковал минувшую власть за то, что она не обеспечила женщинам право на получение высшего образования, а также освещала работу женских организаций и союзов. В свое время она возглавила Полтавское отделение Союза. Ним, в частности, подавались заявления в Советы Киевского, Одесского, Харьковского университетов с требованиями обеспечить право женщин учиться в вузах и открыть кафедры украинского языка, литературы, истории, университетских книгосборников и периодических изданий".

Кстати, за моду на вышиванки необходимо благодарить, в частности, и Елену  Пчилку. Именно она в 1876 году издала книгу "Украинский народный орнамент". В ней писательница отразила все разнообразие орнаментов и фасонов украинского наряда. Кроме коллекции орнаментов, Елена Пчилка неутомимо собирала народные песни и образцы прикладной культуры. Кстати, работу она считала одной из главных жизненных основ. Поэтому не удивительно, что писательница выбрала именно такой псевдоним – эта маленькая букашка была напоминанием о неутомимости и трудолюбии.

Елена Пчилка самоотверженно работала в области этнографии и стала первой женщиной-академиком. Кроме того, она была последовательной в отстаивании национальной идеи. Писательница входила в руководящие органы украинских институций, подписывала петиции и требования к действующей власти. Не чуралась Елена Пчилка и более рисковых дел. Бунтарская натура порой давала о себе знать. В частности, во время чествования годовщины смерти Тараса Шевченко она окутала бюст поэта желто-голубым флагом. Зал был в восторге, но чиновники свирепствовали.

А в 1903 году на открытии памятника Ивану Котляревскому в Полтаве было запрещено говорить на украинском языке. Но разве это преграда для такой женщины? Конечно же, Елена Пчилка произнесла речь на украинском языке, не слишком обращая внимание на присутствие полиции. С началом революции 1905 года появились определенные надежды на либерализацию того общества. Громадовцы делали все возможное, чтобы добиться отмены Эмского указа 1876 года, который запрещал украинское книгоиздание. В Петербург была отправлена делегация, которая должна была выдвинуть требования премьер-министру Витте о возвращении отобранных свобод. Вести сложные переговоры поехала и Елена Пчилка.

Елена Пчилка

Но все эти надежды украинской интеллигенции остались тщетными. Новая советская власть вообще считала деятельность Елены Пчилки преступной. В 1930 году чекисты пришли с ордером на арест писательницы. Восьмидесятилетняя женщина уже не могла самостоятельно ходить, а растерянные чекисты просто ушли. В последние годы жизни Еленой Пчилкой опекались дочери, однако вскоре и они подверглись гонениям советской власти.

Она дала литературе новый взгляд на женщин

Идеи эмансипации женщин продвигались не только в рядах общественных организаций, но и на страницах литературных изданий. И в данном контексте в первую очередь вспоминается одна из самых образованных женщин своего времени, буковинская писательница Ольга Кобылянская. Именно она первой наполнила украинскую литературу того времени образами интеллигентной, волевой героини, которая не боялась быть свободной от навязанных социумом стереотипов и выйти из рамок мировоззренческих ограничений. Именно Кобылянская привнесла новый взгляд на женщин в литературу, который отличался свежестью и новизной. Писательница обращалась к внутреннему миру женщины, описывала психологию и мировоззренческие основы интеллигенток, которые борются за равноправие и не находят понимания в своем окружении.

Кобылянская под непосредственным влиянием Натальи Кобринской написала повесть "Человек", которая увидела свет в 1899 году. В своем произведении писательница продвигала идеи равноправия, необходимости женщин иметь возможность работать и получать образование. В повести тема женской эмансипации была рассмотрена в аспекте положения личности в социуме. Между строк повести Кобылянская утверждала, что каждый человек должен чувствовать себя личностью, что общество должно стать тем местом, где каждый будет иметь возможность самореализоваться и найти свое место в жизни. Главная героиня произведения – молодая девушка Елена Ляуфлер, никоим образом не вписывалась в свою мещанскую среду с ее "желудочными" интересами, ложью и лицемерием. Она хотела быть свободной, иметь чувство собственного достоинства, получать образование, заключить брак с любимым и близким по духу человеком, а не с тем, на кого укажут старшие. Повесть "Человек" начала новый этап украинской психологической прозы, в которой акценты смещаются с внешнего мира на мир внутренний, на переживания и мысли самих героев.

Ольга Кобылянская

Идеи эмансипации получили свое дальнейшее развитие в повести "Царевна", написанной в форме личного дневника. Это было второе и более успешное произведение Кобылянской на данную тему. Оно было новаторским и своеобразным, что в свое время отмечали рецензенты – Леся Украинка, Франко, Крымский и Маковей. Как и в предыдущем произведении, Кобылянская изображала грани внутреннего мира женщины-интеллигентки. Причем в повести нашлось место определенным моментам биографии самой писательницы, ее характеру и даже внешним чертам. Своей "Царевной" Кобылянская показала, как расширилось ее мировоззрение, углубились реалистическая манера и средства психологического анализа.

Образы интеллигенток Кобылянская также воплощала в таких своих произведениях, как "Valse melancoligue", "Ниоба", "Через кладку", "За ситуациями". При этом ее героини не были зажиточными и благополучными паннам. В основном это представительницы низших слоев общества, которые страдают уже не от крепостного, а социального и семейно-бытового гнета. И несмотря на эти трудности, они стремятся вырваться из душной и крайне консервативной среды, получать образование, быть свободными. Кстати, в своих произведениях Ольга Кобылянская поднимала такую проблему, как материальная зависимость женщины.

Однако не одной литературой жила Кобылянская. Она обладала весом и в существующем тогда женском движении. В данном случае стоит вспомнить ее речь на собрании "Общества русских женщин на Буковине", произнесенную в Черновцах 14 октября 1894 года. В ней Кобылянская говорила о дискриминации женщин, о социальном неравенстве и материальной зависимости.

"Итак, стремление это, чтобы обеспечить женщинам судьбу на случай, если бы не вышли замуж, – поскольку жениться тяжело и мужчине в нынешних временах, хоть он и имеет кусок хлеба для себя, – стремление это зовется женским движением, или эмансипацией женщин – отмечала писательница. – Так что не пугаться нам тех слов и не представлять себе под ними какого-то там антихриста или злого демона, который хочет порвать наших женщин и пихнуть на дорогу посмешища и бездорожья! Нет, эти слова невинны и безопасны, и не принесут женщинам нашим ни стыда, ни горя!".


Ольга Кобылянская

Тонкая и сильная натура

Писательница и культурная деятельница Леся Украинка, современница и близкая подруга Кобылянской также не обошла в своем творчестве женский вопрос. Ее героини – сильные личности, которым свойственна собственная точка зрения, собственные мысли и видение мира. Они в первую очередь – действующие лица, которые двигают сюжет произведения, а не предстают в образе красивого и трогательного дополнения главного героя.

Леся Украинка в разные этапы своего творчества перенимала основополагающие сюжеты европейской литературы и переосмысливала их именно с женской позиции. Как и другие литераторы Европы, она обратилась к образу Дон Жуана, выписав его в своем "Каменном хозяине". Но писательница стала первой в мире женщиной, которая переосмыслила характер известного персонажа. В отличие от других литераторов, Леся Украинка не стала делать Дон Жуана центральным героем. Не стала она изображать его как великого соблазнителя, который покоряет женщин. Ее персонаж, будучи лицом с сомнительными моральными качествами, проиграл в собственной игре и сам оказался искушенным.

Писательница также обратила внимание на религию, причем исходя именно из критических позиций. Леся Украинка переосмыслила отдельные принципы христианства, в первую очередь – идею второсортности женщины. Эта тема звучала в таких драматических произведениях, как "Руфин и Присцилла", "Адвокат Мартиан", "Одержимая". Последний в этом плане особенно достоин внимания. Его главная героиня Мириам любила Мессию и была готова ради него пойти на любые жертвы. И он хотел этих жертв. Мессия желал, чтобы женщина отреклась от всех земных благ, своих близких и собственной личности. Последнее для отданной Мириам было невозможным. Будучи сильным и смелым человеком, на такую жертву героиня соглашаться не стала.

Леся Украинка

Похожий образ Леся Украинка воплотила в драме-феерии "Лесная песня". Там поэтесса также наглядно показала, сколько боли и разочарования может принести стремление стать чьей-то тенью ради любви. Вообще в этом произведении литературные критики усматривают немало смыслов. Особенно это касается главной героини Мавки, образ которой рассматривают и с позиции конфликта между христианством и миром языческих представлений и экологических проблем, а также потребительского отношения к природе, и с позиции феминистической критики. Например, Мавка вопреки существующим в то время традициям первой признается Лукашу в любви, находит в себе достаточно сил после измены и в финале перерождается в нечто вечное и незримое.

В "Боярыне" Леся Украинка обращается к образу женщины, вынужденной жить на чужбине и страдать от чужих, куда более патриархальных правил и традиций. Главная героиня Оксана, уступая любовью к Украине и собственными принципами, делает все, чтобы ее муж Степан не попал в немилость российского царя. Например, она позволяет себя целовать боярам, которые ей откровенно отвратительны. Все для того, чтобы на Степана не упало подозрение, что супруга поддерживает отношения с опальным Дорошенко. Ведь это очень плохо обернется для ее мужа. Поэтому Оксана, вопреки своей натуре, соглашается на молчание.

Можно увидеть, что женщины Леси Украинки не всесильны. Но несмотря на слабости и неудачи, они стремятся найти свое место в мире. Каждая героиня по-своему преодолевает трудности, которые выпали на ее судьбу. Такой мы видим лирическую героиню и в поэтических произведениях Леси Украинки – натуру сильную, тонкую и гордую. Это и не удивительно – писательница сама была таким человеком.

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme