Никто не был готов к ограничениям: Харьковские родители и учителя поделились опытом полугодичного карантина

К новым карантинным условиям приходится приспосабливаться всем. И обычные общеобразовательные школы не стали исключением

Юлия Гуш
Журналист региональной редакции Depo.Харков
Никто не был готов к ограничениям: Харьк…

Перед учителями возникла задача наладить связь с учениками и сделать дистанционное обучение как можно эффективнее, а перед самими детьми — суметь освоить школьный материал в необычных и порой не слишком комфортных условиях.

Условия дистанционного обучения

"Наверное, ни дети, ни мы, учителя, ни родители не были готовы к такому, — рассказала учительница английского языка Донецкой общеобразовательной школы №2 Балаклейского района Ольга Царук. — Но те, которые хотели научиться и войти в то положение, которое было у нас во время карантина — они справились с этой задачей. Многое зависело от учителя. Например, если он ставил себе такую планку: не просто давать домашние задания по "Вайберу" и ждать их исполнения, но и работать с детьми. Я считаю, что тогда учитель справится с этими задачами. К сожалению, некоторые учителя поставили вопрос так, что у них нет технических средств для обучения, они не будут стараться как-то решить эту ситуацию, потому что у них нет материально-технической базы. Есть вторая категория — это те, кто решает регулярно задавать домашние задания: обработают такой-то пункт, сделай такую-то упражнение — и ждать их исполнения. а здесь терялось основное звено, когда учитель не просто дает задание, но и объясняет их и обрабатывает вместе с учениками".

Более выигрышная ситуация складывается тогда, когда педагоги стараются наладить с учениками взаимосвязь. Они не просто дают домашние задания, а находят время для их объяснения. По словам Царук, в их распоряжении есть множество различных способов передать материал. Одни, например, снимали видео, другие организовывали занятия на различных интернет-платформах. Однако идеальным вариантом было проведение онлайн-уроков, которые максимально приближены к тем, что когда-то были в школе.

Ольга Царук, нова українська школа

На фото: Ольга Царук

"Это очень кропотливая работа, — рассказала Царук. — Перед тем, как начать обучение, я должна была создать группы в "Вайбере". И сначала научить родителей самых маленьких детей, чтобы они им потом помогали. Со старшими мы создавали эти группы самостоятельно. Много времени ушло на то, чтобы научиться работать на той или иной платформе. и очень много было вопросов. Потому что не ту кнопочку нажали, не так что-то сделали. психовала и я, и родители, и дети. Но если хотеть, все это можно сделать. А если не хочешь, то и на это найдешь сто причин. мы работали. Я считаю, что мы справились с теми вызовами, которые были во время карантина".

Карантин также еще раз показал, что ученики учатся далеко не на равных условиях. Потому что у одних школьников есть круглосуточный доступ к компьютеру, у других он может быть очень ограниченным — на единственный гаджет временами "претендуют" и родители, и другие дети. Это уже не говоря о тех учениках, которые вообще не имеют возможностей для нормальной интернет-связи.

"Мы все оказались в неравных условиях, — рассказала учительница украинского языка и литературы Харьковской специализированной школы №73 Людмила Таболина. — Даже с позиций владения цифровыми технологиями, ведь не все дети в них разбираются. Как и учителя. Также кто-то имеет эти гаджеты, а кто-то — нет. Например, у меня в классе есть две девочки, родные сестренки. и, к сожалению, в семье есть только один компьютер. Но девочки очень хотели заниматься, делать вовремя все контрольные работы и другие задачи. Поэтому приходилось жидать. Я шла навстречу и просила других учителей, которые преподают в моем классе, допустим, не ставить сроки контрольных работ. или если поставили сроки и ребенок не успевает сделать — откладывать их на несколько часов или на день. Чтобы дети, пользуясь этим компьютером, сделали все".

В свою очередь, Царук рассказала, что на момент начала карантина часть учителей, преимущественно людей почтенного возраста, не имела даже элементарных знаний о работе за компьютером. Это уже не говоря об использовании различных популярных платформ для дистанционного обучения.

Людмила Таболіна, нова українська школа

На фото: Людмила Таболина

"Но это все зависело от желания, — отметила Царук. — У нас некоторые учителя уже пенсионеры. Но они сказали: "Я хочу, я могу". И они встали и сделали. Изменений хотят все, успеха хотят все. Это желание только. учителя все креативные. Если ты работаешь в школе, то уже креативный. И здесь не существует универсальных формул. Нужно смотреть по классу, по ребенку, по виду материала, который ты им даешь. здесь много факторов".

Учеников заинтересует креативность

"Заинтересовать учеников очень просто, — рассказала Царук. — У нас дети теперь вообще живут в "матрице", в цифровом мире. И им в принципе цифровой мир интереснее, чем реальный. Я своей "изюминкой" считаю то, что использую различные платформы, различные Челенджи. Это интересно. И дети быстрее осваиваются, чем родители. Для родителей нужно долго объяснять. А дети каждый день с таким сталкиваются, они играют в разные игры. Да, есть момент, когда уроки немножко скучные. Поэтому лекции обязательно надо разбавлять различными интерактивами, творческими задачами. Сейчас сколько новых возможностей есть в интернете".

Чтобы сделать уроки интересными, учителям нужно было дополнительно поработать над их подготовкой. Как отметила Таболина, все эти наработки будут полезными и в дальнейшем учебном году.

"Так как я учеников не вижу, я пыталась их заинтересовать, дать что-то креативное, — рассказала она. — Не скажу, что я этого не делала в привычных школьных условиях. Но, все же, им интереснее сделать что-то креативное. Поэтому я старалась, чтобы были и QR-коды, и какие-то гугл-карты, и онлайн-музеи, и какие-то квесты. Вот эти оналйн-платформы по типу Learning up, где есть бесплатные интерактивные игры. Я старалась, чтобы дети нигде не регистрировались и на какие сайты с вирусами не заходили. Но минус в том, что нет общения. Такого настоящего и душевного, как это у нас было в классе. Но плюс в том, что задачи оказались креативными. Детям любого возраста очень они нравились".

В частности, в оналйн-сеть учителя переносили не только уроки, но и различные внешкольные активности. Как отметила Таболина, в мае этого года ее ученики отмечали Дни Европы. Они проводили квесты, антидискриминационные игры, выполняли различные задания на интерактивных платформах, участвовали в викторинах. Это также подарило определенные наработки, которыми школа будет делиться с другими учебными заведениями. Причем не только города Харькова, но и всей страны.

У каждого свой опыт дистанционного обучения

Что касается дистанционного обучения с точки зрения детей и их родителей, то у каждого свой опыт. Ведь его эффективность во многом зависела от способности учителя наладить процесс обучения. Например, харьковчанка Екатерина Святец рассказала, что учительница ее старшего сына-второклассника не имела контакта с детьми. За все время карантина она не поинтересовалась, делают ли они домашнее задание и что у них получается в конечном результате. К тому же, связаться с ней можно было только по телефону или электронной почте, что явно не соответствует современным требованиям. К Святец нет никаких нареканий в учебном заведении, ведь к этому карантину никто не был готов. Хотя детей она решила перевести в частную дистанционную школу. По ее словам, для ее семьи дистанционное обучение более комфортное, поскольку позволяет начинать учебный день в соответствии с собственным графиком, принимать гостей и путешествовать всей семьей.

Дистанційне навчання, Катерина Святець

Фото: ФБ Екатерины Святец

"У меня дети очень довольны тем, что на дистанционном обучении, — рассказала Святец. — У меня между ребятами небольшая разница, и поэтому им интересно друг с другом. У наших друзей есть дети того же возраста. Они также общаются. Не могу сказать, что им не хватает какой-то социализации. Учитывая то, что сейчас карантин, мы стараемся не выходить без необходимости. фактически я вижу только положительные изменения в детях. Они стали спокойнее, увереннее. я сегодня общалась с учительницей младшего сына. У них есть такая опция, как знакомство с учителем первоклашек. Сначала сын пообщался с ней в "Скайпе", а потом — я. Все как я и ожидала. Большинство работы будет лежать на мне. Если мне что-то непонятно, то я могу брать консультацию у учителя. но я не думаю, что в первом классе будут какие-то проблемы".

"Сначала была определенная эйфория относительно того, что теперь в школу можно не ходить, — рассказала мать семиклассника Сергея Мария Тахтаулова. — Но она очень быстро исчезла. Основная проблема, пожалуй, заключалась в том, чтобы организовать рабочее время. Часто получалось так, что обучение растягивалось на целый день. Потому что была недостаточно организована процедура. Проблемой также было и то, что и классную, и домашнюю работу ребенок должен усваивать самостоятельно. и делал фактически две задачи вместо одной. то есть задания классные, а затем задания домашние. Это, пожалуй, проблема правильной организации времени. Мы не сразу смогли найти оптимальную нагрузку и оптимальное время для ее исполнения".

Марія Тахтаулова, УІНП, Харків

Фото: Мария Тахтаулова

По ее словам, трудности были и с отдельными предметами, таким как математика, алгебра, физика, химия. Дети остались без опытов, они потеряли ту наглядность, которая у них была раньше. Так, остаются видеоуроки, но их не хватало.

"Мой ребенок очень коммуникабельный и любит находиться в коллективе, — рассказала Тахтаулова. — И последние недели мая он постоянно говорил о том, что хочет вернуться в школу. Можно сказать, что для моего ребенка дистанционное образование как постоянный формат не подошел. Относительно позитива — он действительно болел. А в школе такое было. Но он скучал по школе, ему хотелось вернуться туда. Но дети коммуницировали. Преимущественно одноклассники общались в "Инстаграмме" и "Вайбере". Но они не встречалась, не гуляли. Потому что карантин, действовали ограничения. Кроме того, он еще посещал музыкальную школу. Это также коллектив, концерты. Этого всего не хватало".

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme