"Не следуйте их советам, следуйте примеру": Должна ли Украина отказаться от продажи "Мотор Сичи" Китаю
Украинские авиастроительные предприятия обеспокоены перспективой потерять китайский рынок, который в ближайшее время будет внедрять новые технологии
Прошедшая неделя ознаменовалась таинственным визитом в Украину советника президента США по вопросам национальной безопасности Джона Болтона и началом работы новой Верховной Рады Украины и Кабинета министров. В СМИ неоднократно сообщалось, что Болтон прилетал в Киев, чтобы убедить украинское руководство отказаться от продажи АО "Мотор Сич" Китаю. Это событие изрядно обеспокоило украинских авиастроителей, которые в последние годы почти тотально зависят от китайского рынка.
О перспективах украинской авиации и подводных камнях возможного отказа от китайского рыка в интервью Depo.Харьков рассказал президент ассоциации "Укравиапром", председатель правления АО "FED" Виктор Попов.
Что вы ожидаете от новой Верховной Рады и Кабинета министров?
– Нужно дождаться всех назначений. В понедельник (26 августа, – ред.) я встречался с харьковскими депутатами, они говорят, что события будут развиваться быстро. На этой неделе будет структурирована Верховная Рада, спикер, вице-спикеры. Эти все назначения определяют какие-то векторы.
Я увидел, что сегодняшнее заседание парламента (29 августа, – ред.) згруппировало настолько много вопросов, которые касаются не только рядовых граждан, они касаются вообще исторического развития страны. А тем более, когда Болтон (советник президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон – ред.) приехал накануне, это усилило значимость этого дня. Я считаю, сегодняшнее заседание парламента очень и очень знаковое.
Сейчас власть понимает, что нужно для развития украинской авиации?
– Мое мнение: на сегодняшнюю "секунду" власть не понимает. Я приведу образный пример. В своих комментариях и интервью журналистам я всегда его приводил: когда взлетел наш "Руслан" и украинская гордость "Мрия", то ведущие модели Airbus, которые сегодня являются наиболее коммерчески успешными, были только на бумаге. Вопрос: если мы понимаем, что делать, почему случилось так, что Airbus сегодня производит 500-600 самолетов в год, а за последние пять лет, с приходом предыдущей команды Порошенко, мы не изготовили ни одного самолета?
Однако Харьковский авиазавод еще во времена Януковича прекратил изготавливать самолеты...
– Мы всегда ругаем предшественников. Но я хочу сказать, что на момент обретения Украиной независимости "Антонов" киевский выпускал 25 самолетов в месяц, ХАЗ, расположенный в 100 метрах от нас, выпускал 10 самолетов в месяц. Предприятия ремонтировали огромное количество авиационной техники – самолетов, вертолетов, двигателей, агрегатов и тому подобное. Что мы имеем на сегодняшний день? Мы на сегодняшний день имеем полное "убийство" ХАЗа. При разных назначениях "Укроборонпрома", директоров на "Антонова" – это ноль (изготовленных самолетов, – ред.) за последние пять лет.
Мы говорим "Украина превыше всего!". Трамп говорит: "Америка великая". Еще какие-то страны еще что-то говорят. Но все эти слова должны подтверждаться какими-то делами, которые дополняют указанный вектор. Когда мы говорим "Украина превыше всего", то это должно быть подкреплено действиями определенных государственных структур, укрепляющих экономическую, военную, политическую, социальную, общественную мощь государства.
Если взять "Укравиапром", какими эти действия должны были бы быть?
– Национальная программа по развитию авиации должна быть. Почему ее нет? Потому что предыдущее правительство ее не приняло. Мы направили свои предложения. Мы собрались всеми членами "Укравиапрома", это около 40 предприятий, которые включают в себя и производственные, и научные. Мы наработали свою стратегию. После инаугурации президента мы направили ему письмо, в котором определили четыре шага, которые очень быстро могут реанимировать отрасль.
Первый шаг. Если мы собрались делать какое-то дело, то это должна быть группа заинтересованных людей. Как можно решить программу создания нового объекта авиационной промышленности, когда у нас в экономическом поле существуют государственные авиационные предприятия, находящиеся в подчинении "Укроборонпрома", есть акционерные общества с контрольной долей государства и есть частные. Государство в лице "Укроборонпрома" консолидирует и управляет только определенной долей, не консолидируя остальные, и выполняет определенные функции, которые не являются объединяющими, а наоборот является разъединяющими. Например, сегодня "Укроборонпром" проводит в Одессе заседание своего подразделения авиационных предприятий. Но если там не присутствуют "Мотор Сич", акционерное общество "FED" и другие частные предприятия, не входящие в "Укроборонпром", что они могут решить?
Вы предлагаете приватизировать государственные предприятия по авиастроению?
– Сегодня нужно создать в первую очередь государственный регуляторный орган, который будет иметь функции распорядителя средств и возможности регуляции. То есть должен быть центр в авиации. И мы за это выступаем.
Я, как председатель "Укравиапрома", выступаю за то, чтобы мы вывели все предприятия авиационной промышленности из "Укроборонпрома", объединили все предприятия различных форм собственности под государственным управлением. Например, раньше было Минпромполитики, где был заместитель министра по авиации, сегодня это может быть агентство. Мы же имеем Государственное космическое агентство, которое финансируется из государственного бюджета, при том, что число ведущих предприятий космической отрасли меньше, чем авиационных. Авиапромышленность является критически важной отраслью для экономики Украины.
То есть это национализация?
– Нет. Объединить программами. Я говорю о регуляции. Когда государство осуществляет регуляторную функцию, то форма собственности не имеет значения. Мы предлагаем создать единый государственный регуляторный орган, который заказывает продукцию авиапромышленности и реализует государственную политику в области авиастроения.
Второй шаг. Нужно сформировать внутренний государственный заказ. Вся аэрокосмическая отрасль везде начиналась с государственного внутреннего заказа. А сегодня в авиации существует неписаное правило. Приходим мы, Украина, на рынок, а нам говорят: "Руслан" – это классно, но на чем вы летаете? У вас у самих есть ваши самолеты? Ну, когда полетаете, тогда купим". Это касается уровня гражданской авиации.
Мы сегодня обладаем потенциалом в грузовых транспортных самолетах. По оценкам международных экспертов, к 2030 году уровень грузовых перевозок вырастет на 100%. То есть он будет расти на 10-15% каждый год.
Третий шаг – это, безусловно, выравнивание ситуации в экономической отрасли. Это вопросы приватизации, это вопрос корпоратизации, вопросы государственно-частного партнерства и тому подобное.
Четвертый шаг – это либерализация внешнеэкономической деятельности. Сегодня "Укроборонпром" подмял под себя все государственные предприятия. Они не имеют права сделать шаг в сторону.
Впрочем, "FED" получил летом статус спецэкспортера?
– Да, и мы уже получаем от этого результаты. Монополизм состоит в том, что нельзя делать шаг влево или шаг вправо. Сделал шаг влево – плати, сделал шаг вправо – плати. Вот здесь развивается коррупция. Нужно это разорвать. Нужно дать свободу всем субъектам, которые имеют конкурентоспособность.
Говоря о международной торговле, знаете ли, для чего в Украину приезжал Джон Болтон? Сообщалось, что главная тема – это продажа Китаю украинского предприятия "Мотор Сич".
– Когда зарождалось государство США и когда оно боролось за свое место в этом мире, в его истории был министр финансов Александр Гамильтон. Выступая в сенате, он имел дискуссии, какие отрасли промышленности нужно развивать. Тогда в Соединенных Штатах было сильное влияние сельскохозяйственного юга. Он утверждал, что нужно прежде всего развивать свою перерабатывающую промышленность для сельскохозяйственного юга, а для севера, где сосредоточены определенные промышленные возможности, умы, нужно развивать промышленность. На это ему оппоненты говорили, что "нам дешевле покупать сеялки, машины в Англии". И сама Англия говорила, что это будет дешевле. На это Гамильтон говорил: "Не следуйте их советам, следуйте их примеру". То есть они занимались государственным протекционизмом высокотехнологичных производств.
Протекционизм государства в отношении высокотехнологичных отраслей промышленности, которые имеют высокую добавочную стоимость, – это прерогатива государства.
То есть Болтон занимался этим?
– Мы знаем, что сделали инвесторы, которые пришли в Восточную Европу. Польша имела производство вертолетов полный цикл, самолет – полный цикл, двигателей – полный цикл. Чехословакия имела производство самолетов – полный цикл, авиационных двигателей – полный цикл. Что там сейчас? Ноль.
Если мы говорим о предложении закрыть производство какое-то, мы должны понимать, что мы должны привлекать инвестора и ставить со стороны Антимонопольного комитета такие условия, чтобы не разрешали убрать профильность предприятия.
Так Болтон обсуждал вопрос продажи "Мотор Сичи" китайцам или он обсуждал общеполитические вопросы и вопросы взаимодействия с Россией?
– Мое мнение, что он приезжал в канун первого заседания Рады. Но один из ключевых вопросов – это вопрос ограничения реализации украинского авиационного потенциала на мировом рынке. В 2014 году это была Россия, сегодня – это другой развивающийся рынок, китайский. То есть это протекционистская конкурентная борьба.
Болтон – это государственный чиновник. Мы знаем, что там есть закон о лоббизме. Мы знаем, что он выступает сегодня не только как представитель государства Америка, он выступает сегодня как представитель авиационного бизнеса, которому не интересно, чтобы авиационные двигатели "Мотор Сичи", которые сегодня полностью украинские, использовались не важно, на каком рынке – китайском, индийском, американском. А мы совершенно точно знаем, что определенные двигатели производства "Мотор Сич" является номером один по техническим характеристикам в мире.
Удалось ли ему повлиять? Он уже уехал, возможно, вы знаете о каких-либо результатах визита?
– Вы знаете, что официальная хроника не является фактом официальных договоренностей. Когда приезжал Болтон, по моей информации, там затрагивались не только ключевые вопросы деятельности "Мотор Сичи". Там затрагивались ключевые вопросы деятельности предприятия "Антонов".
Что вы имеете в виду?
- Я имею в виду сотрудничество "Антонова" в создании нового мега-транспортного самолета.
С американцами?
- С китайцами. То есть Болтон приезжал не только по вопросам "Мотор Сичи", но и по вопросам ограничения деятельности "Антонова" в создании нового транспортного самолета с китайцами.
Одной из опасностей, о которой говорят аналитики, является то, что украинские военные технологии через Китай попадут на Россию, поэтому стоит ограничить сотрудничество с Китаем. Что вы думаете по этому поводу?
- Безусловно, Украина имеет определенный потенциал. Однако, если взять тот факт, каким конкурентоспособным потенциалом обладает сегодня космическая и авиационная отрасль Украины, то мы можем сказать, что это еще вопрос. Потому что в области цифровых технологий мы отстаем от конкурентной среды. Мы обладаем тем потенциалом, который был заложен в фундаментальных разработках отдельных технологий. И они сегодня конкурентоспособны.
Могут ли эти конкурентоспособные технологии через Китай попасть на Россию? Возможно, именно от этого предостерегал Болтон?
– Почему вы задаете вопрос, что что-то куда-то попадет?
Задам по-другому вопрос. Возможно, Болтон предлагал Украине сотрудничество в "западном направлении", чтобы в большей степени интегрироваться со странами НАТО и выиграть в безопасностном компоненте?
– Независимо от национальной принадлежности научной разработки, она является достоянием мира. Если мы говорим о возможности ограничения сотрудничества с Китаем в области поставки определенного типа двигателей, то я хочу сделать ремарку. Эти двигатели – это полностью украинский продукт, сделанный без Америки, Европы, России. Кто имеет право нам запретить продавать наш национальный продукт куда-то? Никто!
Я не смотрю это как на политический шаг. Я рассматриваю это как конкурентоспособный шаг. Я как специалист говорю, что в мире в этом сегменте авиационных двигателей есть только два конкурента. Производства "Pratt & Whitney" (американский аэрокосмический концерн, производитель авиационных двигателей для гражданской и военной авиации, ракетных двигателей для NASA; является частью холдинга United Technologies, – ред.) и "Мотор Сич". Так как же я тогда должен оценивать действия Болтона? Это просто конкурентная экономическая борьба с примесями политического влияния. Поэтому я уверен, что наши госслужащие должны понять национальную выгоду.
Таких двигателей только два. На китайском самолете будет или украинский двигатель, или американский. Все! Поэтому здесь визит уважаемого человека из уважаемого государства предполагает просто конкурентную экономическую борьбу.
То есть вы не видите никаких угроз утечки украинских технологий?
– Приведу пример. Сегодня экономические отношения всегда примешаны к политике. Я хочу привести простой пример из области агрегатостроения. Мы, "FED", строим новую систему управления летательными аппаратами, какими угодно – беспилотными, гражданскими, военными. Есть новая идеология развития. И есть центр производства ключевого агрегата в этой системе. Мы, Украина, хотели купить в Америке. Нет, запретили!
Это реальный случай?
– Да! Электрогидроусилитель. Новая система управления летательными объектами предусматривает такую технологию как Fly-by-Wire (электро-дистанционная система управления, – ред.), то есть это управление через провода. В этой структуре управления есть один ключевой момент – это электрогидроусилитель. Разница в чем: или вы управляете тяжелым штурвалом, таща его на себя, или вы управляете джойстиком, управляя токами.
Когда во время создания пассажирского самолета АН-148 мы обратились к американской компании "Moog" (американский разработчик и производитель средств управления движением и жидкостью для применения в аэрокосмической, оборонной, промышленной и медицинской технике Moog Inc. – ред.) для продажи, для создания нового, современного, конкурентоспособного пассажирского самолета, который управляется джойстиком, мы получили отказ и запрет.
Когда компания "Moog" отказала нам в продаже только элемента системы управления, в то же время, компания "Moog" продала китайцам всю технологию создания этого объекта. И мы потом покупали это в Китае. Как нам запрещают что-то продавать, когда сами продают технологии китайцам?
По вашему мнению, есть ли угрозы Украине, если предприятие "Мотор Сич" будет продано Китаю?
– В прошлом году канадский Bombardier продал полностью весь пакет акций и все интеллектуальные права на производство своего пассажирского самолета Bombardier CS300 французскому Airbus, и он сегодня называется Airbus-220. Таким образом нарушился баланс между производством пассажирских самолетов между Airbus и Boeing.
Boeing приложил колоссальные усилия, выкупил бразильский Embraer и уровнял не только секторальные производства самолетов, но и общее количество. Какую цель мы сегодня ставим в "Укроборонпроме": слушать кого-то или работать на рынке?
Но мой вопрос в том, есть ли угроза Украине, если продать "Мотор Сич" Китаю?
– Что значит "продать"? Я привожу пример: Bombardier полностью продал интеллектуальную собственность Airbus. Никто трагедии из этого не делает. Люди получили деньги, определились, что не будут заниматься пассажирскими (самолетами, – ред.), а будут заниматься бизнес-джетами.
Украине, реальному сектору экономики, нужны инвестиции. Что делает "Мотор Сич"? Вышел (владелец, – ред.) и работал по международным правилам, он вышел на биржу, начал торговать акциями в соответствии с украинскими законами. Вдруг какой-то инвестор, который заинтересован, начал скупать акции. Если вы имеете какие-то ограничения в государстве (например, США имеет ограничения, General Electric никогда не выкупит иностранец), внедрите это! Но этого нет, и в Канаде нет.
Хорошо, канадцы продали интеллектуальную собственность и перешли в сегмент производства бизнес-джетов. Если Украина продает "Мотор Сич", не останемся ли мы у разбитого корыта?
– Наш Антимонопольный комитет должен сказать, что не меняется профильность предприятия, не уменьшается численность (рабочих, – ред.) или другие ограничительные моменты. Чтобы мы с вами получили действующее после смены собственника предприятие. Чтобы мы не получили того, что получили страны Восточной Европы в авиационной промышленности после прихода американских инвесторов.
Мне приходилось слышать, что "иракский контракт" на поставку украинских БТР был подписан "под Ющенко". То есть Украина за политическую лояльность якобы получила огромный военный заказ. Если сейчас мы остаемся или снова переходим в сферу влияния американцев, не обсуждается ли что-то вроде такого контракта? Ведь в странах НАТО очень много самолетов и вертолетов, которые бы могло обслуживать "Мотор Сич".
– Безусловно, у Болтона был такой вариант. И мы знаем, что около 200-300 вертолетов, которые есть сегодня в ведомстве США, они заинтересованы в их ремонте, ремоторизации, поддержании летной способности, эксплуатационной надежности и тому подобное. Учитывая экономическую составляющую техперевооружения, конечно, дешевле поддерживать эти.
То есть Болтон мог предложить этот вариант – заказы для украинских предприятий на обслуживание техники стран НАТО?
– Абсолютно!
Он предлагал этот вариант, как вы думаете?
– Я уверен!
Тогда почему этот вариант не является интересным для нас и более привлекательным, чем продажа "Мотор Сич" китайцам?
– Кто сказал, что он не интересен? Да, он интересен! И мы это сделаем. И я знаю, что переговоры представителей США и "Мотор Сичи" велись о ремонте какого-то количества вертолетов. Но это копейка. Это еще старая техника, которой нужно поддерживать летную способность. Однако мы говорим о том, что мы, Украина, должны работать на развивающихся рынках. Там, где будут расти пассажирские перевозки, грузовые перевозки, где новые образцы военной техники. Там мы должны присутствовать, а нас толкают назад, в советское прошлое. Конечно, это важно, это дополнительная копейка. Но Болтон хочет ограничить развитие авиационно-технической мысли на развивающихся рынках. А мы знаем, что к 2030 году грузовые перевозки увеличатся на 100%. Кто в мире обладает потенциалом грузовых перевозок – конечно, "Антонов"! Поэтому он говорит, нет, "Антонов", ты в этом секторе не должен работать.
Сегодня Украине намекают, что нам не нужно заниматься авиацией. Но если посмотреть на структуру производства транспортных самолетов в мире, то именно самолеты "Антонова" по летно-техническим характеристикам являются наиболее совершенными. Прежде всего украинские транспортные самолеты, а также и региональные пассажирские самолеты вместимостью до 100-120 мест – это самая сильная сторона отечественного авиастроения.
Есть ли смысл продавать технологию Китаю, который, в отличие от США, не поддерживает Украину на международной арене?
- Китай сейчас один из главных заказчиков украинского авиапрома. Украина должна развивать свою экономику. Если посмотреть на наши авиационные предприятия, то Китай сегодня для авиационных предприятий – самый главный инвестор. Что предлагает нам Болтон? Уйти сегодня от нашего основного инвестора. Если не будет там украинского двигателя, там будет американский двигатель. Если наша администрация примет решение уйти с этого (китайского, – ред.) рынка, тогда какие рынки нам останутся?
Наша авиационная промышленность конкурентоспособна, она должна сохраниться на рынках, которые развиваются. Мы готовы заместить рынок авиационных двигателей и систем управления, которые производит "FED", на американском рынке. Предлагайте нишу и объем, не меньший, чем мы сегодня поставляем в Китай!
Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Харьков