Искусство из глубины веков: Почему украинцы отмечают День вышиванки

Стартовал День вышиванки как низовая студенческая инициатива, а сегодня его отмечают как в Украине, так и за ее пределами

Юлия Гуш
Журналист региональной редакции Depo.Харков
Искусство из глубины веков: Почему украи…

День вышиванки празднуется в третий четверг мая, который в этом году приходится на 21 число. Это международный праздник, который призван сохранять и популяризировать традицию ношения вышитой одежды.

Украинская народная вышивка, какой мы ее знаем, до нашего времени дошла с конца XVIII – начала XIX века. Однако вышивка издавна была излюбленным видом народного творчества, корни которой уходят в глубину веков. В частности, вышитые рубашки носили еще во времена Киевской Руси, что подтверждается как найденными рукописями, так и фресками Софийского собора. Носили вышиванки и во времена козацтва. Тогда рубашки украшались шелком с добавлением золотой и серебряной нити. Сама вышивка видоизменялась на протяжении веков. Так, в связи с бурным развитием торговли в XVI-XVII веке, украинцы получают возможность не только шить рубашки из новых материалов, но и украшать их новыми узорами.

Искусствовед Татьяна Кара-Васильева в своей книге "История украинской вышивки" писала, что в процессе исторического и культурного развития в каждом регионе Украины образовались характерные орнаментальные мотивы и композиции, любимые цветовые гаммы и специфические техники. По одной только вышивке можно было определить, из какого региона происходит человек.

Например, на Волыни оказывали предпочтение четким геометрическим узорам. Такая простая композиция придавала рубашкам изысканность. На Киевщине использовали геометрические узоры растений в белых, кораллово-красных или черных цветах. Традиционная полтавская рубашка вишивалась белыми нитками в технике глади. Очень редко в ход шли серые и красные нитки. На Ровенщине вышивали белой нитью по белому холсту. Такая техника "белым по белому" считается самой сложной, она действительно требует большой выдержки и мастерства. А вот на Закарпатье не ограничивались только парой цветов – там было принято делать рубашки яркими и многоцветными.

"Мастера народной вышивки бережно передавали это из поколения в поколение, отшлифовывали, развивали и совершенствовали лучшие достижения своих предшественников, – пишет Кара-Васильева. – Вышивкой занимались повсюду. Каждый район, даже каждое село отличалось местным своеобразием. В украинских вышивках сохранилось значительное количество геометрических орнаментальных мотивов, которые в древности имели магический смысл, оберегали от злых сил. Однако со временем их семантика была забыта, утрачено их первоначальное значение, и эти мотивы стали лишь художественным оформлением. Наряду с древними традиционными мотивами появляются новые, более близкие к реальной действительности. Так, в конце XIX – начале XX века в вышивках Киевской, Харьковской, Полтавской, Черниговской областей особое распространение получил мотив стилизированных красно-черных роз".

По словам исследовательницы, народные мастера в своей вышивке отражали разнообразие окружающей жизни, свои мысли и чувства и красоту родной природы. Ею украшались те части рубашки, которые всегда были на виду – рукава, подол, пазуха, воротник и тому подобное. Рубашки на каждый день украшались просто, праздничные же были более красивыми и нарядными. Особое внимание уделялось свадебным и девичьим рубашкам.

Если говорить о Слобожанщине, то здесь популярными были геометрические и растительные типы орнаментов. Вышивались они преимущественно черными и красными нитками, иногда с добавлением более мягких и светлых цветов. По словам ведущей методистки отдела исследований нематериального культурного наследия и креативных индустрий Галины Лукьянец, для их создания использовались различные техники – наличник, вырезание, соловьиные глазки, куриный брод, рушниковые швы, крестик, тамбурный шов и тому подобное. Что касается символов, то большинство из них пришли еще из древних времен. Это и Дерево жизни, и сварги, и треугольники с ромбами, и розы. Современные исследователи могут раскрыть значение любого символа. Правда, в те времена далеко не каждая мастерица использовала древние символы сознательно.

"Если кто-то думает, что дубовые листья и желуди вышивали только на мужских рубашках, а розы и лилии – на женских, то он глубоко ошибается. Любящая женщина такие крупные розы могла вышить на рубахе парня, – отметила Лукьянец. – Буквально недавно я отсняла харьковскую женскую рубашку с дубовыми листьями на рукаве. Тяжелая тема, эта семантика символов... В конце ХІХ – начале ХХ века мастерицы вряд ли придавали символам те магические значения, как это делали в древности. Возможно, и были среди них те, кто сознательно вышивал такую символику, но точно не большинство".

В начале ХХ века на территории Слободской Украины нательную одежду, в том числе и рубашки, изготавливали из домотканого конопляного и льняного полотна, покупной хлопчатобумажной ткани. Были и свои локальные "тренды". Например, считалось красивым и модным открывать часть руки, чтобы не был виден манжет, а рукав лежал поверх него. Меняли рубашки регулярно, независимо от материального положения. Чистую рубашку слобожане одевали в субботу, специально перед службой в церкви. В более зажиточных семьях рубашки меняли по необходимости, особенно часто – летом. Чистые рубахи обязательно надевали на праздники и другие торжественные события.

В XIX веке вышиванки перестали быть исключительно элементом народного костюма. Тогдашняя украинская интеллигенция начала активно изучать народную культуру. Поэтому не удивительно, что выдающиеся этнографы, литераторы и историки того времени не только интересовались украинской вышивкой и занимались ее коллекционированием, но и сами одевались в вышиванки.

"Большую роль в этом процессе сыграли выдающиеся женщины, подвижницы народного искусства, которые увлеклись собиранием узоров, коллекционированием вышивок, изданием альбомов, созданием музеев, – пишет Кара-Васильева. – Внушительные коллекции вышивок устраивает в своем родовом имении Михайловка Лебединского уезда Варвара Капнист, первый частный музей украинских древностей организует в Лубнах Екатерина Скаржинская. Свои коллекции они активно экспонируют на многочисленных выставках, участвуют в организации и подготовке материалов к археологическим съездам, на которых рассматриваются вопросы собирания древностей края. Семьи Драгомановых, Лысенко, Старицких, Косачей украшали свое жилище вышитыми работами. Мария Заньковецкая наряжались в народный костюм, украшенный вышивкой".

В 1876 году в свет выходит "Украинский орнамент" Олены Пчилки. Это первая основательная работа, которая дала ей широкое признание в качестве исследовательницы украинской вышивки. Другая работа писательницы – "Украинские узоры" – переиздавалась не менее четырех раз. Моду на вышиванку поддерживали писательницы Леся Украинка, Олена Пчилка, актриса Мария Заньковецкая и всемирно известная певица Соломия Крушельницкая.

Большой вклад в популяризацию вышиванки внес Иван Франко. Он носил вышитую рубашку с европейским костюмом-тройкой. Это сегодня подобным образом мало кого удивишь, а в те времена это было в диковинку. Именно Франко в свое время создал образ украинского интеллигента, который смог совместить украинские традиции и современные запросы новой эпохи. Как потом вспоминала его дочь Анна, у писателя всегда хранилось много вышитых рубашек. Обычно это были подарки от его друзей и коллег со всей Украины. "Между этими рубашками была рубашка от Олены Пчилки, от Трегубовой, Альбрант, Алчевской, Кобринской, Ульяны Кравченко, Бохенской и много других", – вспоминала Анна Франко.

Не забывали о вышиванках и в бурные годы ХХ века. Именно тогда можно было увидеть несколько вспышек моды на вышитые рубашки. Как правило, они были обусловлены политической ситуацией в социуме. Так, про вышиванки вспомнили в 1920-х – начале 1930-х годов. Тогда была запущена украинизация, которая должна была пробудить лояльность украинского населения к новой советской власти. В те годы одевались в вышиванки не только простые граждане, но и партийные руководители. Еще одна волна популярности вышитых рубашек выпала на вторую половину 1950-х годов и начало 1960-х. Ее обычно связывают с лицом Никиты Хрущева, который любил использовать вышиванки для построения собственного политического имиджа. А вот в период советского застоя вышиванка стала атрибутом диссидентской и патриотической одежды.

После провозглашения независимости вышиванка возвращает свою общенародность. Ее часто можно увидеть на митингах, торжественных и молодежных мероприятиях, акциях протеста и тому подобное. Свое место украинская вышиванка заняла в свадебной моде – теперь мало кого удивит народный наряд как на молодоженах, так и на их гостях. С легкой руки популярных дизайнеров вышиванки появляются на модных показах. Надевают вышитые рубашки украинцы и в праздники – День независимости или День вышиванки.

Относительно последнего: отмечать день Вышиванки стали не так давно. В 2006 году акцию "Всемирный день вышиванки" впервые поддержали студенты и преподаватели Черновицкого национального университета имени Ю. Федьковича. В течение следующих нескольких лет акция разрослась до всеукраинского уровня. Впоследствии к ней присоединились представители диаспоры по всему миру, а также сторонники Украины. Сама акция не предусматривает никаких обязательных мероприятий, кроме надевания вышиванки. Хотя в ее рамках нередко проводятся разнообразные концерты, ярмарки, устраивают шествия и организовывают конкурсы. Теперь этот праздник популярен не только у жителей Украины, а и среди украинцев, которые проживают за рубежом.

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme