Коронавирус как вызов образованию: Как учителя приспосабливаются к условиям карантина в Украине

В Украине никто не был готов к длительному карантину, и школьные учителя не стали исключением. Теперь им приходится приспосабливаться к новым условиям, осваивать новые методы преподавания, а также быть гибкими и креативными

Юлия Гуш
Журналист региональной редакции Depo.Харков
Коронавирус как вызов образованию: Как у…

Новым вызовом для учителей стала необходимость давать знания дистанционно. Как отметила руководитель Образовательного центра для педагогов, родителей и детей "Я и моя школа", соавтор концепции реформы "Новая украинская школа" Ирина Миньковская, действующее законодательство предусматривает возможность дистанционного образования и организации отдельных дистанционных классов. По ее словам, все понимали, что такая необходимость может возникнуть. Однако мало кто был действительно готов к такому шагу.

"Но говорить, что Украина, как и в принципе весь мир, была готова к этому вызову и все сразу перешли из офлайна в онлайн, мы не можем, – рассказала Миньковская. – Это проблема не только Украины, но и самых развитых стран мира. Среди лидеров мы можем назвать разве что Китай и Южную Корею. Но даже такие страны, как США и Великобритания, они официально написали, что им очень трудно переформатировать образование. Есть большой методический вызов. И это не только вина педагогов. Потому что наши педагогические вузы, наша педагогическая система не готовит учителей к дистанционному обучению".

По ее словам, учителя столкнулись с тем, что сейчас надо по-другому организовывать процесс обучения, взаимодействовать с родителями и детьми, налаживать обратную связь и оценивать уровень знаний. Кроме того, куда более актуальными стали вопросы кибербезопасности и обучения детей с особыми образовательными потребностями. Это такие вещи, о которых украинские педагоги часто вообще не слышали. Также проблем добавляет тот факт, что не все учащиеся имеют одинаковый доступ к интернету и гаджетам. Потому что у кого-то очень слабая (или вообще отсутствует) интернет-связь, а у кого-то на всю семью только один компьютер. На который еще могут "претендовать" родители, которые вынуждены работать в удаленном режиме. Поэтому для таких учеников продуктивное обучение дома становится непростой задачей.

Также Миньковская отмечает, что есть проблема с мотивацией учащихся. Порой они несерьезно относятся к дистанционному обучению и видят в этой ситуации что-то вроде каникулов. Родители тоже за этим не следят, потому и им самим не хватает мотивации. Правда, старшеклассники к этой ситуации относятся куда серьезнее. Они больше нацелены на обучение. И это не удивительно, ведь не за горами ВНО и поступление в вуз.

"У детей есть проблема мотивации, – рассказала главный редактор образовательного проекта "На Урок" Любовь Цукор. – Если в школе есть дисциплина, то дома они сталкиваются с тем, что ее может быть меньше. Появляются дополнительные факторы, которые не позволяют им качественно обучаться. Когда есть один гаджет на всю семью. И если раньше как-то распределялся время у компьютера, то во время карантина они порой доходят до стрессовых состояний. Дети не могут нормально работать. Что касается педагогов, то на первый взгляд складывается такое впечатление, что учителя не готовы. И все в шоке. Но в течение первых двух недель стало понятно, что учителя не против меняться, не против учиться новому. Они наоборот ищут информацию относительно того, как обучать детей дистанционно".

Как утверждает Цукор, после объявления карантина учителя начали самоорганизовываться. Хотя во многом успехи зависели от того, насколько современным было их учебное заведение. Как рассказала учительница украинского языка и литературы Харьковской специализированной школы №73 Людмила Таболина, ее заведение было готово к такому повороту. Там и до карантина проводились мероприятия в онлайн-режиме, поэтому необходимость работать в новом формате не стала для учителей большим шоком.

"Я, как могу, мотивирую своих учеников, – отметила Таболина. – Мы с ними общаемся в "телеграмме", "вайбере", "класруме", по почте и в комментариях. Я вижу, что они тоже креативят. Мы стали такими креативными и гибкими. И они в свою очередь также подстраиваются. Это значительный вызов для нас всех. В чем плюс для них, так это в наличии различных заданий. Это не просто упражнение, стихотворение или математическое уравнение. Это очень креативные поисковые упражнения, презентации, какие-то коллажи... Очень расширился контент этих задач. Сейчас нам нужно быть гибкими и креативными. Потому что те традиционные задачи, которые мы использовали раньше, сейчас уже не подходят".

По словам Таболиной, в определенном смысле процесс обучения упростился. Ученикам стали давать определенные поблажки. Например, они имеют возможность переписать или доработать задания. Единственные, кто сейчас вынуждены учиться в усиленном режиме – так это старшеклассники. Ведь им теперь нужно готовиться к внешнему независимому оцениванию, которое никто не отменял.

"К сожалению, не все старшеклассники это отслеживают, – отметила Цукор. – И далеко не все знают, что в этом году складываем все и вступаем. Дети не знают, что будет дальше, будет ли это пробное ВНО. Дети не готовы. Надо рассказать, что все под контролем. Хотя не так, как это планировалось в начале. У детей сейчас есть все условия для качественной подготовки к ВНО и вступительной кампании. Потому что есть очень много онлайн-ресурсов, которые предлагают дистанционное обучение и подготовку. Те же индивидуальные уроки, тесты, комплексные занятия. Сейчас, например, у детей появилось больше шансов подготовиться к ВНО. Потому что оно откладывается и времени становится больше".

Добавляет, что необычный формат обучения не должен существенно помешать подготовке к экзаменам. Ведь на сегодняшний день учитель может спокойно адаптировать все задачи в контекст подготовки к ВНО. И если раньше ученики проходили определенную тему и уже потом готовились к оцениванию, то сейчас это все можно комбинировать и подавать, например, в форме онлайн-тестирования. По словам Цукор, это идеальный вариант, когда ученики повторяют материал, и готовятся к экзаменам.

"Успехи всех участников образовательного процесса зависят от того, станет ли наше образование еще лучше, эффективнее, интереснее для всех, – отметила Миньковская. – Или оно приведет к большему дистанцированию в доступе к качественному образованию между бедными и богатыми учениками, между сельской и городской местностью. Это вопрос, который актуален для всех стран. Если говорить о том, как пандемия повлияет на украинское образование, то сейчас мы все видим много вызовов. Это и методический, и инфраструктурный вызов. И вызов, связанный с мотивацией учащихся к участию в образовательном процессе. Потому что многие из родителей вообще не участвовали в этом процессе. А сейчас им на голову свалился большой объем работы. А тем временем не все готовы к этому".

Однако, она отмечает, что на сегодняшний день украинское образование старается достойно принять все удары. В частности, есть много активных учителей, которые не стали ждать каких-то советов или готовых решений. Они стараются быстро и оперативно реагировать на вызовы, начиная от обустройства рабочего места и заканчивая освоением новых технологий и способов коммуникации. Поэтому после завершения карантина их манера преподавания должна стать интереснее и сильнее, что явно пойдет на пользу украинскому образованию.

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme