Кандидатуры представлены президенту: Глава Сумщины Хома о местных элитах, ключевых должностях и отношениях с Деркачем
Сумская область в ближайшие дни может узнать фамилии новых руководителей районных администраций и заместителей председателя ОГА
Договоренность об интервью с Василием Хомой была достигнута еще в декабре 2020 года, однако из-за коронавирусной болезни глава Сумской ОГА длительное время находился на стационарном лечении и восстанавливался. Встреча состоялась 7 февраля в Харькове, где он живет.
Биографическая справка. Василий Хома родился 4 ноября 1966 года в селе Долгое Стрыйского района Львовской области. В 1998 году был избран депутатом Харьковского городского совета. С 2002 по 2005 год был советником по политическим и правовым вопросам очень влиятельного тогда главы облгосадминистрации Евгения Кушнарева, позже, непродолжительное время — Степана Масельского. Хома возглавлял Координационный комитет по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Харьковской областной государственной администрации.
С 2005 по 2010 год занимался бизнесом, возглавлял совет директоров ОАО "Международная страховая компания". С апреля 2010 года по ноябрь 2014 года работал на должности заместителя председателя — руководителя аппарата облгосадминистрации под председательством там Михаила Добкина. Написал заявление об увольнении, не дожидаясь закона о люстрации.
23 ноября 2020 года президент Владимир Зеленский подписал распоряжение о назначении Хомы главой Сумской ОГА.
В первом большом интервью на должности руководитель Сумской области рассказал о форматировании новой команды управленцев ОГА, об изменениях в структуре администрации, о коммуникации с Сумским областным советом, взаимоотношениях с местными элитами, а также о перспективах открытия аэропорта в Сумах.
Фото/Depo.Харьков
Как перенесли коронавирус?
Очень трудно и сложно. Для меня это было, я даже скажу, каким-то ударом. Когда проводил совещания, я говорил, что все мы переболеем. Кто-то сложно, кто-то просто. Но так, чтобы попасть в реанимацию, я себе даже не представлял. Бьет по тончайшим и самым слабым местам. И статистика показывает, что большинство людей, которых поражает коронавирус, это люди, у которых есть какие-то заболевания, хронические заболевания.
Лечились в Харькове или в Сумах?
В Харькове. Это началось вечером пятницы, я приехал домой, к семье, но чувствовал себя плохо, поэтому обратился к врачам, делали анализы, первую пробу ПЦР — вообще не подтвердился (коронавирус — ред.). А потом, в конце недели, я почувствовал, что у меня дыхание начало ослабевать, измерил сатурацию, сатурация падает, появляется кашель, температура. Оказалось — двустороннее воспаление легких, более 50% поражения. Сразу гормоны, тяжелые антибиотики. Возвращаться в Сумы в таком состоянии, чтобы лечиться там, — смысла не было.
Какова в Сумах сейчас обстановка с коронавирусом?
В Сумской области ситуация стабильна. Когда я пришел, мы сразу же начали работать над увеличением коечного фонда, обеспечением коек кислородными концентраторами, приведением в порядок кислородных систем, которые есть в больницах, сетевой подачей кислорода. Сейчас у нас занято коек от того количества, которое есть, около 20%.
Ситуация выровнялась, я считаю, еще и потому, что был правильно введен локдаун и те ограничения, которые были задействованы правительством. Они были своевременными. Кто-то может не соглашаться. Понятно, что для бизнеса это тяжело. Для людей, которые были вынуждены уйти в отпуск за свой счет или не работать, это тоже очень непросто. Но это позволило обезопасить людей и не дать распространяться вирусу. Поэтому мы сейчас имеем такую стабильную картину в Сумской области.
Во вторую очередь, конечно, улучшилось качество лечения. Количество больных, которые выздоравливают, увеличилось. Сократился период лечения за счет применения правильных протоколов лечения.
Сколько людей в Сумской области подлежат вакцинации в первую очередь?
Министерством здравоохранения утверждена дорожная карта вакцинации. Вакцинация разделена на 5 этапов. Первый этап — это вакцинация тех, кто оказывает помощь больным с COVID-19. И к этой группе, насколько я знаю, относятся воины, которые находятся на передовой. Пока вакцины у нас нет. Насколько я знаю, всего по Украине в первую очередь должны вакцинировать 365 000 человек. Вакцинация будет проводиться мобильными группами. Будет вакцина, тогда будет понятно, скольких мы будем вакцинировать.
Вакцина не вся сразу будет приходить в Сумскую область, так как нужны определенные условия для ее хранения. Там низкая температура должна быть и соответствующие камеры хранения. У нас определен порядок, координатор по вакцинации, начальник управления здравоохранения. Механизм понятен, мы только ждем вакцину.
Будете ли сами вакцинироваться?
Согласно тем этапам, которые прописаны, я так понимаю, что это третий этап. Конечно, почему бы и нет! Конечно, надо вакцинироваться. Задача вакцинации, во-первых, чтобы человек не заразился. Во-вторых, если даже человек и заболеет, сделать менее тяжелым течение заболевания, чтобы оно проходило без осложнений.
Фото/Сумская ОГА
Руководство Сумской ОГА
Вы уже определились с руководителями пяти новообразованных укрупненных РГА в Сумской области?
Да, конечно! Подобрал я руководителей на эти районы. Принцип очень простой: когда идет процесс реорганизации, нужно подбирать людей, которые имеют опыт и знакомы со спецификой района, которые могут взаимодействовать с главами объединенных территориальных общин, вошедших в состав этих РГА. В тринадцати районах сейчас работают ликвидационные комиссии, продолжается процесс реорганизации. Очень много сложностей. Возник вопрос о трудоустройстве, у нас сейчас примерно 360 человек, которые, возможно, пойдут на биржу (труда — ред.). Я переговорил и с председателями районных администраций, и с председателями ОТО, чтобы мы могли трудоустроить этих людей.
Да, возможно, мне бы хотелось, чтобы там были более сильные, более подготовленные руководители. Но на данном этапе ...
Задача глав этих районных администраций — помочь сформировать правильную структуру, подхватить эти полномочия. Потому что им (ОТО — ред.) переданы и больницы, и учреждения культуры и образования, и библиотеки, и ЦПАУ. Важно, чтобы в органах местного самоуправления качественно было сохранено то, что было на районном уровне. Те объекты, которые переданы, не все территориальные общины смогут содержать. Поэтому здесь необходимо помочь, чтобы несколько территориальных общин софинансировали и удерживали объекты, не допустить сокращения или ликвидации библиотек, объектов культуры, школ и тому подобное.
Было 11 кандидатур (на должности руководителей 5 РГА — ред.). Они прошли собеседования в Офисе президента. Сейчас должны пройти согласования с Кабинетом министров. Надеюсь, что в среду (10 февраля — ред.), когда будет заседание Кабинета министров, будет принято решение о согласовании. После уже - распоряжение президента.
Можете назвать фамилии?
Я могу назвать, но давайте подождем. Мы также провели дискуссию с народными депутатами в этих округах. Потому что народный депутат должен тоже работать с ними (главами РГА — ред.). Я получил от народных депутатов поддержку в этом направлении.
Вы планируете менять структуру Сумской ОГА?
Та структура, которая есть, она оптимальна. Если бы осталось Министерство АПК в составе Минэкономики, я бы провел слияние Департамента АПК и Департамента экономики. Но поскольку создано Министерство агропромышленного комплекса, я так и оставлю. У меня была идея (совместить департаменты — ред.), потому что агропромышленный комплекс — это экономика. Все другие структурные подразделения останутся в таком виде, как сейчас.
Единственное, что мы сейчас возвращаем: есть Департамент информационного развития, культуры. Мы сейчас отменили процесс объединения. Мы отменили ликвидацию Управления культуры и туризма. У нас выделится Управление культуры и туризма и Департамент информационной политики.
Фото/Сумская ОГА
Количество ваших заместителей, сейчас их три, таким же и останется?
Нет. Согласно структуре должны быть шесть заместителей. Первый заместитель, четыре заместителя, и пятый заместитель - по цифровой трансформации. Не буду увеличивать количество. Логично, что заместители должны быть по направлениям.
Я дал предложения касательно заместителей. Первый заместитель будет заниматься вопросами капитального строительства, инфраструктуры, градостроительства и архитектуры, ЖКХ и строительства. Заместитель будет за экономику отвечать, в его блок будет входить Департамент экономического развития, агропромышленного комплекса. Следующий заместитель будет отвечать за направление здравоохранения, это департаменты здравоохранения и социальной защиты. Еще одно направление — гуманитарное. Заместитель, который будет отвечать за образование, молодежь, спорт. Заместитель по цифровизации — это отдельный заместитель, который должен быть. Сейчас мы думаем над этой кандидатурой, потому что непросто найти человека, который бы отвечал тем требованиям по функционалу, которые выдвигает Министерство цифровизации.
Вячеслав Печененко уже назначен заместителем, он прошел согласование. Он мной назначен, он курирует правоохранительные органы, занимается вопросами взаимоотношений с общественными организациями, ветеранами АТО, боевых действий, ГСЧС курирует. Этот заместитель назначен.
Кандидатуры заместителей вы уже определили и они прошли собеседования?
Не прошли. Эти кандидатуры поданы Офису президента. Они, я надеюсь, на этой неделе пройдут, их вызовут на собеседование, будет проведено собеседование. Соответственно, дальше согласования с Кабинетом министров, а затем — издание распоряжения главы областной администрации об их назначении. Понятно, что в промежутке нужно пройти спецпроверку.
С учетом того, что спецпроверка может проходить на протяжении достаточно длительного периода, нельзя быть уверенным, что в феврале команда будет сформирована.
Да. Немножко процесс затянулся, по объективным причинам. Я проработал 2 недели, а потом месяц я был в больнице. Вышел на работу — все как с чистого листа. Подобрать кандидатуры тоже непросто. Мне нужны заместители — боевые единицы. Я проводил собеседования в два этапа. Первый этап — объяснял, что из себя представляет работа, какие направления будут входить в перечень обязанностей. Затем человек приходил и представлял план действий, как он видит работу, как он понимает работу. Мне важно, чтобы он увидел те недостатки, которые существуют, и предоставил механизм их решения.
Из предыдущих управленцев только руководитель аппарата Сумской ОГА был из Сум.
Я скажу так, что я делаю ставку на сумчан. Как минимум, два человека (заместители — ред.) — это будут сумчане.
Комфортно ли вам работать с нынешним силовым блоком?
Да. Почему-то все говорят: ты должен прийти и поменять всех силовиков. У каждого есть своя задача. Если человек профессионален, то он справится. Те руководители силовых структур, которые есть — высокопрофессиональные люди, которые знают свою работу, которые качественно выполняют задание. Вы же видите результаты, которые дают по направлению СБУ, по линии прокуратуры, по линии полиции? Я считаю, что силовой блок подобран абсолютно профессионально.
Как вы считаете, эффективно ли то, что почти все руководители в ОГА и силовом блоке — не из местных?
Мы все граждане Украины, во-первых. Во-вторых, у нас есть стереотип - если Сумская область, то должен быть из сумчан, если Харьковская область — должен быть харьковчанин. Но самое главное — то, как человек относится к работе и насколько он готов отдать себя этой работе и показать результат.
Еще есть такой фактор: у меня нет бизнеса в Сумской области. Я не оглядываюсь, я выстраиваю свою работу, исходя из того, какие задачи ставит президент, из того, какой у меня функционал. Нужно учитывать мнение народных депутатов, депутатов областного совета, но зависеть от кого-то — работы никакой не будет. Все должны понимать, что есть глава областной администрации — это представитель президента в области.
Фото/Сумская ОГА
местные элиты
Среди главных задач вы называли необходимость найти взаимопонимание с Сумским областным советом. Удалось ли выйти на желаемый уровень сотрудничества?
В Сумской области есть особенность. Не все те функции, которые должны быть делегированы (от областного совета в ОГА — ред.), делегированы. Например, функции, связанные с управлением здравоохранением, образованием, культурой. В других областях эти функции делегированы областной администрации, и областная администрация контролирует областные коммунальные предприятия. Такого нет в Сумской области. Есть управление коммунального имущества — это орган, созданный при областном совете. В этом и состоит особенность и несоответствие. Потому что именно областная администрация реализует полномочия в области образования, здравоохранения, социальной сфере, но вопросы, связанные с назначением руководителей этих учреждений, не координируются с областной администрацией. Совсем! То есть областной совет без учета мнения областной администрации назначает или назначал руководителей этих коммунальных предприятий и учреждений, что крайне неверно.
Мы сейчас внесли предложения областному совету о том, чтобы областная администрация осуществляла подбор кандидатов, проводила конкурс и предлагала сессии областного совета, чтобы сессия приняла решение об утверждении кандидата. В состав комиссии, конечно, надо включать депутатов областного совета, профессионалов, которые бы могли оценить специальность кандидата.
В Сумском облсовете заметную роль играет фракция ОПЗЖ, представитель этой партии Александр Стрельченко стал первым заместителем председателя. Как теперь, после санкций в отношении каналов Медведчука, когда ОПЗЖ заявила об инициировании импичмента Владимиру Зеленскому, вы будете сотрудничать?
В областном совете 6 фракций. И областной совет — это не только ОПЗЖ. Но я вам скажу, что при этом у ОПЗЖ достаточно конструктивная позиция. Ведь люди, которые в ОПЗЖ, они понимают, что большая политика — где-то там, а жизнь в области реальна и она здесь. Поэтому я настраиваю своих сотрудников, чтобы мы выносили на сессию вопросы, касающиеся жизнедеятельности области. И каждый депутат заинтересован в том, чтобы улучшить жизнь в области. И он никогда в жизни не будет голосовать против, если эти вопросы направлены на улучшение жизни в регионе.
То есть вы надеетесь, что работа областного совета не будет нарушена?
Я даже уверен в этом. Я знаю многих депутатов, я со многими общаюсь, и я уверен в том, что у нас, в Сумской области, будет стабильная ситуация, несмотря на заявления, политические движения. Могут быть какие-то команды, но эти команды будут касаться политической составляющей, но то, что касается социальной сферы, образования, здравоохранения, культуры, экономики ... Никто же не будет пилить сук, на котором сидит.
Сумской нардеп Андрей Деркач/УП
Фракция "Наш край" останется в условной коалиции? Есть обоснованные предположения, что на нее влияет нардеп Андрей Деркач, в отношении которого США ввели санкции.
Конечно, он имеет влияние. Но по многим конструктивным вопросами они понимают, что нужно голосовать и поддерживать правильные начинания. Понятно, что им хочется выделиться, хочется показать своим избирателям свою какую-то особую позицию. Конечно, на согласительных советах мы дискутируем. Я стараюсь, если мы выносим какой-то вопрос, объяснить, почему мы так делаем, я мотивирую. И большинство депутатов нормально это воспринимают. Хотя нельзя сказать, что все гладко. Абсолютного единения и не будет, но будет здоровый диалог, будет дискуссия.
То есть переформатирования "коалиции" в Сумском облсовете не будет?
Областная администрация пытается, несмотря на то, какие там наличествуют группы, работать со всеми фракциями областного совета. Мы ищем поддержку у всех. Формально коалиции нет, есть ситуативная взаимосвязь между тремя политическими силами. Но это не значит, что, вынося вопрос на сессию областного совета, нужно ориентироваться только на три фракции. Мы ориентируемся на всех, работаем со всеми — и с ЕС, и с "За Будущее", и с "БЮТ", со всеми.
Общаетесь ли вы с экс-нардепом Владислав Бухаревым, нардепами Андреем Деркачем и Игорем Молотком? В какой тональности это общение? Ваш предшественник о них жестко отзывался.
Я готов общаться со всеми. С Деркачем мы общались давно, с Бухаревым и Молотком — тоже. Я готов искать компромисс со всеми теми, кто готов работать на благо Сумщины. Но я не пойду на компромисс с теми, кто будет делать что-то вопреки — вопреки задачам президента, вопреки развитию Сумщины. У нас исключительно деловые и конструктивные отношения.
Безопасностный компонент
Каналы Медведчука выключили, но Сумская область настолько близко расположена к России, что в регионе без проблем можно на любую антенну поймать российское пропагандистское телевидение. Что с этим планируете делать вы?
Да, мы знаем об этом. Начнем с того, что в результате реорганизации мы получили определенную удаленность государственных органов, райадминистраций от границы. Это не очень хорошо, поэтому мною принято решение в семи приграничных районах, которые объединены, оставить обособленные структурные подразделения районных администраций.
Какие и зачем?
Чтобы мы, во-первых, усилили работу с обращениями граждан. Мы должны понимать настроения людей, мониторить вопросы информационной безопасности, направления, связанные с мобилизацией. Я хочу построить такую конструкцию, чтобы мы понимали, что там происходит, "мерили температуру", настроения людей и были бы готовы в любой момент отреагировать.
Я знаю, что во многих приграничных районах у нас есть проблемы, связанные с тем, что работают вышки на территории Российской Федерации, сигналы подают, а телевизоры принимают российские каналы. Но в Сумской области наиболее развитая пограничная сеть кабельного телевидения, и мы будем ее развивать дальше. Поэтому я сейчас думаю относительно кандидатуры заместителя по цифровизации. Этот человек должен усилить именно это направление. Я хочу, чтобы этот человек дал мне программу развития направления, чтобы мы получили качественный украинский контент в приграничных селах и городах.
Есть ли в Сумской области проблема скрытой паспортизации Россией граждан Украины?
Нет. Пока не было у нас таких сигналов. Я знаю, что Служба безопасности очень активно работает. В этом плане у нас ситуация стабильна и отличается от западной, где, например, выдают румынские паспорта, венгерские. Этого нет, слава богу. Но мы должны быть готовы ко всему.
Нардеп из Сумской области Андрей Деркач попал под санкции США. Якобы его называют даже агентом России.
Его влияние достаточно серьезно. Но оно не сейчас возникло, оно формировалось в течение многих лет его депутатства. Но я бы не сказал, что ситуация настолько благоприятна для него. Очень много людей все понимают. Одно дело - это то, что он делает как депутат. Другое дело, если возникнет какой-то выбор — Украина или Россия — люди выберут Украину. Я знаю настроения.
Что в Сумской области в 2021 году планируют приватизировать или передать в концессию?
Я знаю, что есть намерения Фонда госимущества по некоторым объектам. Это касается одного из предприятий, принадлежащего охране труда — государственное предприятие "Экспертно-консультационный центр". Там есть еще определенные предприятия социальной защиты. Большинство объектов, которые представляли какой-то интерес, уже приватизированы. Это направление Фонда госимущества, они эти вопросы с нами не согласовывают. Я не согласовывал ничего, кроме этого экспертного центра.
Сумской аэропорт / Крылья
Предыдущий руководитель Сумской ОГА говорил, что построит аэропорт и олимпийскую базу для биатлонистов. Эти планы остаются в силе?
В Тростянце когда-то был всесоюзный центр по подготовке биатлонистов. Там он уже есть, его необходимо усовершенствовать. Была поставлена задача - вложить деньги и создать базу. Мы сейчас посмотрели шире. Эту территорию мы хотим сделать одним из "магнитов" Сумской области. Там будет зона отдыха, рекреационная зона, биатлонный комплекс. Мы расширили эту идею до глобального "магнита", который бы притягивал и туристов, и спортсменов, и жителей Сумской области, которые бы могли там отдохнуть.
Что касается аэропорта - вопрос очень сложный, но, по моему мнению, его можно решить. Чтобы государство вложило деньги во взлетно-посадочную полосу и навигацию, необходимо понимать, что экономически это будет целесообразно.
Было несколько дискуссий в Офисе президента по этому вопросу. Есть у нас идея, некоторые концептуальные аспекты, о которых я пока не хочу говорить. Мы сейчас планируем вести переговоры с мировыми компаниями, которые занимаются раскруткой таких комплексов. Если мы договоримся, чтобы они пришли, изучили ситуацию и дали нам предложения по двум-трем направлениям, из которых мы бы выбрали одно, тогда можно переходить к разработке проекта. Тогда мы будем понимать, что ситуация способствует, мы вложим деньги, мы получим от этого экономическую выгоду.
Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Харьков