Интернет на защите "души народа": Как спасают свое песенное наследие в Харьковской области

Недавно группа харьковских экспертов создала Цифровой архив фольклора, который преследует цель воссоздать утраченные элементы культуры и сохранить культурное наследие для будущих поколений

Юлия Гуш
Журналист региональной редакции Depo.Харков
Интернет на защите "души народа": Как сп…
Фото / Катерина Капра, "Рысь"

Основой созданного архива стали бесценные экспедиционные материалы, собранные экспертами Областного организационно-методического центра культуры и искусства вместе с группой энтузиастов. В общем туда вошел 1381 образец народных песен, собранных в основном на просторах Слобожанщины и Полтавщины. По словам ведущего методиста отдела исследований нематериального культурного наследия и креативных индустрий Галины Лукьянец, весь этот задел в течение целых десятилетий хранился в фондах Центра.

"Я решила, что это должно быть то, что фактически потеряла наша культура, – рассказала она. – Это традиции пения. Не то, чтобы они были потеряны на 100%. Но мы очень многое потеряли в традиционном репертуаре, в традиционных жанрах. Уже исчезли из обихода календарные и семейно-бытовые обряды. И получается, что песенная культура, песенные образцы, они наиболее уязвимы. Особенно какие-то редкие жанры".

С конца 70-х годов харьковские фольклористы записывали песенно-обрядовый фольклор Слобожанщины и некоторых соседних регионов. Теперь, благодаря их усилиям, все желающие могут ознакомиться с аутентичными щедровками, песнями, колядками, балладами и романсами. Каждый может ввести название своего населенного пункта и узнать, какие песни там пели много лет назад. Кроме того, это колоссальная профессиональная поддержка для тех, кто занимается возрождением песенных традиций.

"К сожалению, большинство этих записей не являются студийными, – рассказала Лукьянец. – Это экспедиционные записи. И они были сделаны в гнпростые времена нашей молодости – это 70,80, 90-е годы – на бог знает чем. Конечно, мы старались писать как можно лучше. Но не хватало тогда осознания относительно того, что с этими записями надо было вести себя очень ответственно. Я, например, записывала, чтобы выучить песни с участниками коллектива "Муравский шлях". Мне казалось, что это главная цель – чтобы песня не умерла. Что ее надо перепеть. Фактически это привело к тому, что эти записи (поскольку мы были бедными студентами и не имели возможности делать множество копий), они были использованы и потеряли свои качества. И, в конце концов все, что сейчас на этом сайте – это оцифрованные магнитные пленки".

В частности, во время собирания песенного фольклора, этнографы обращали внимание не только на тексты, но и на людей, которые его передавали. Они фиксировали, в каком населенном пункте была записана та или иная песня, что это был за человек и когда он родился.

"Дата рождения – это не просто формальный момент, – отметила Лукьянец. – Это свидетельство, так сказать, чистоты традиций. Это свидетельство определенного состояния существования. В фольклористике считается, что с момента массовой передачи информации, с появлением радио и телевидения, традиционная культура начала стремительно разрушаться. Поэтому ценнейшие данные, редкие песни – все это было записано от носителей, например, 1910 – 1920 года рождения. Это те люди, которые вошли в молодые годы до начала Второй мировой войны".

Кроме Харьковщины и Полтавщины, в архиве представлены песни Сумской и, как бы это непривычно на первый взгляд не было, Белгородской области. Как отметила эксперт, она вместе со своими коллегами успела побывать в населенных пунктах, где проживали украинцы.

"Мы с моей коллегой Натальей Олейник успели несколько раз съездить в экспедицию, – вспоминала она. – И буквально за два года до начала войны. Мы обследовали села с украинским этносом. Который уже на тот момент совершенно не осознавал то, что он является украинским. Но говор, речь, песенные, обрядовые - абсолютно наши, украинские... В тех записях встречались и календарные жанры, и колядки, и купальские песни. И я в какой-то степени горжусь тем, что мы успели все это записать. Потому что это было достаточно непросто".

Вообще во время собирания песенного фольклора было сделано немало интересных открытий. Лукьянец вспоминала, как в деревне Мечниково Двуречанского района искала свидетельство про разного рода весенние обряды. Именно там она узнала про весеннее вождение козла, обряд, который присущ именно Слобожанщине.

"Здесь массово этих козлов водили, – отметила Лукьянец. – Это такие специальные весенние хороводы. Их еще в XIX веке описывал этнограф и исследователь Петр Иванов в своих работах о Купянском уезде. Мне в свое время казалось, что этого давно здесь нет. И так вот, понемногу, мы собрали тех "козлов". И у нас на сайте их уже штук 12-15. Это очень редкий материал".

По ее словам, такого вот системного вождения козла не практиковали в других регионах Украины. Не было такого и в соседних районах России. То есть это исключительно слобожанская и, в большей степени, харьковская традиция.

"Рассказывали также о традициях старинных весенних игр на горе, – добавила эксперт. – Когда выходили и жгли накрученную соломой ветку дуба. Это проистекает из очень древних мифологических источников – встреча весны на холме с дубовой ветвью. Дуб как весеннее дерево также фигурирует у очень многих народов мира. Для меня это было потрясающе, очень интересно и необычно. Именно на горе играли в игры. Это уже, знаете, попахивало такими языческими временами. Я удивилась. Я не надеялась, что я смогу запечатлеть такие вот моменты".

Еще одним приятным открытием стали разнообразные веснянки. Потому что раньше даже харьковские специалисты считали, что на Харьковщине этих песен не пели. А совместными усилиями удалось записать немало таких веснянок.

"Даже людям, которые являются специалистами в музыкальном фольклоре, иногда кажется, что восток Украины – это уже насколько индустриальные территории, что там можно записать разве что какие-то поздние жанры. И вообще жанровая система как таковая уже разрушена. И я вот всегда удивляю своих коллег из центральной или западной Украины. Вот, откройте этот сайт и посмотрите, сколько у нас купальских песен. Пусть это не полноценные песни. Иногда это только фрагменты. Иногда это очень простенькие напевы. Но довольно таки большое количество. И мы успели это зафиксировать. Потому что реально это можно было записать только от того поколения, которое уже ушло".

По словам Лукьянец, Цифровой архив фольклора открыт для всех желающих. Это была принципиальная позиция экспертов, которые работали над данным проектом и желали сделать представленный там контент доступным для широкой аудитории. Они убеждены, что этот цифровой формат будет популяризировать традиционную песенную культуру и даст народным песням новую жизнь.

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme