Главный архитектор Кернеса: если бы Ленина ломали дольше, мы бы дольше ставили колонну
Битвы разума вокруг проекта памятника на площади Свободы в Харькове продолжаются
Вчера корреспондент агентства "Медиапорт" побеседовал с Сергеем Чечельницким, главным архитектором Харькова, человеком со стройной творческой судьбой. Журналист поговорил с зодчим о резонансе, вызванном конкурсом на памятник для площади Свободы, и спросил, почему нет альтернативы проекту-победителю – 86-метровой беломраморной колонне, увенчанной фигурой с православным крестом.
В ответ Сергей Георгиевич произнес 30665 знаков с пробелами, чтение которых несовместимо со здравым смыслом. Мы попытались квинтэссировать для вас точку зрения архитектора. Уберите от экранов беременных и детей с неокрепшей психикой. Каково оно – любить Харьков, работать для людей.
(Внимание! Приведенный ниже текст является сатирическим осмыслением интервью Чечельницкого, а не цитатами главного архитектора Харькова - ред.).
О петициях против колонны и критике
- У нас сейчас проходят три конкурса на памятники в трех разных местах. Почему на эти конкурсы вообще никто не смотрит, а на площадь Свободы все пристально смотрят? Не потому что это центр города, а потому что мэрия заказчик; все только и ждут, что мэрия украдет. Центр города – он не только на площади Свободы, он и в других местах. Где памятник хотят поставить – там и центр города, это я вам как зодчий говорю. Кто написал все эти петиции? Архитектор? Может, это очень молодой архитектор? Он еще ничего не построил, у него еще архикад на губах не высох, а он уже спорит. Ты не критикуй, а возьми и нарисуй колонну. А скульпторы эти всякие? Почему скульпторы критикуют скульптора Александра Ридного? Да они еще ничего не отлепили, а Ридный уже родился профессором и заслуженным культурным человеком, почти как Поплавский. Вот Дроздов критикует, а сам на Андреевском спуске крематорий построил. Но я же его не обсуждаю, а рисую колонны. Почему кричат, что хотели бы на площади Свободы ничего, но никто не взял и не нарисовал проект этого ничего? Таланта нет. Пишут пасквили на своего коллегу, потому что у самих пилястры маленькие. А работать не хотят, один я архитектор.
О жюри
- У нас в жюри одни профессионалы. Высокого полета люди – Союз архитекторов, Союз художников, Союз воцерковленных скульптур, Союз работников аппарата. Ректор университета Каразина опять же, потому что их корпуса на площади. Он представляет студенческое движение, просто студенты заняты были, и поэтому ректор. У нас в жюри представители строительства – у них такой большой опыт точечной застройки центра, что мы постеснялись не позвать. У нас главный архитектор области Рабинович, потому что без него ни один памятник архитектуры под снос из реестра не выведешь. А с ним – и не один. Профессор Куделко у нас в жюри, он большой историк, он предлагал декоммунизировать Дзержинского в Дзержинского. Ну, то есть в его брата-близнеца, который ненавидел советскую власть. Он очень тонкий историк, он точно знает, что колонны исторически вырастают там, где хочет мэр. Нам что – студентов надо было звать в жюри? Так им никому еще шестидесяти не исполнилось, они еще голосовать тайно не умеют.
О Владимире Ленине
- Почему блиц-конкурс? Потому что памятник Ленину снесли быстро, а, значит, колонну надо поставить быстро. Если б Ленина сносили медленнее, и мы бы медленней ставили. А то валить Ленина все мастера, а поговорить об этом – так я один. Так вот, когда на месте Ленина поставили крест, я подумал, что это хорошо, что людям нравится. Но однажды мне приснился вещий сон, что у креста отпала горизонтальная перекладина, а на вершине его возник ангел, тоже с крестом. И я понял, что так Геннадий Адольфович подал мне знак: что должно быть на площади. Просыпаюсь – а надо мной Ридный с резцом стоит. Так почему вам просто крест нравится, а крест в руках у фигуры на колонне не нравится? Странные вы, и вообще. Крест православный – он на всех храмах православных, значит, его везде можно поставить. И на колонне тоже. Мы хотели туда Святого Николая поставить, но мы же не религиозные люди, мы просто православные на полшишечки. Или Ленин, или крест, но посерединке обязательно колонна.
О колонне как архитектурном элементе
- Колонна с человечком наверху – это очень давнишняя тема, примерно VI век до нашей эры. Человечество жило, эволюционировало и гибло, чтобы поставить колонну в месте своего гнездования. Бывало, поставят колонну, а потом меняют на ней императоров, богов, и так две тысячи лет. Очень удобно. Я свою колонну ни у кого не копировал, я просто когда был в Древнем Риме, увидел колонну и понял: моя! Хотя мне больше нравится лондонская с Нельсоном, но Нельсону православный крест в руки не ложится, он же англиканец. Но у нас будет харьковская колонна, в том смысле, что из-за высоты не будет видно ее верхушки. Это такая изюминка – сделать десятиметровую скульптуру и поставить ее там, где не видно. Вы посмотрите – на площади Свободы ведь все в колоннах: Университет, академия Говорова, Дом советов, гостиница "Харьков". Там только Госпром со своим конструктивизмом выбивается, но, думаю, его тоже можно улучшить колоннами. Поэтому дорогой красивой колонной пейзажа не испортишь. Только обязательно дорогой.
Об облике Харькова и городской среде
- Откуда я знаю, почему по всему городу строят какие-то странные постройки? Я же зодчий, а не специалист по странным постройкам. Да, интересовался, но недоинтересовался. Я даже в ГАСК писал, и они мне что-то ответили, но я писем не читаю. Я ведь архитектор, я хожу по городу и прикладываю всюду руки. Там, где я их прикладываю, вырастают фонари, лавочки, рекламные баннеры и иногда колонны. Я памятник поставил Бекетову. Два! А вы мне про какие-то странные постройки. Я на сессии горсовета не хожу, согласований не подписываю, оно само как-то появляется. И старинные здания, кстати, тоже сами разрушаются. Вы что, думаете, это Чечельницкий их разрушает? Я только и делаю, что делаю, чтобы они не разрушались, но в итоге все равно получаются колонны. Потому что это атмосфера: у подножья колонны можно встречаться, разговаривать, пить кофе, молиться, такая атмосфера уюта и добра. Вот какое дело мы сделаем. Потому что сейчас на площади старый асфальт, старомодные клумбы, и Геннадий Адольфович вынужден прикрывать этот срам одной сплошной парковкой. Другое дело, когда парковку будет осенять фигура с крестом – чувствуете разницу?
О таланте
- В нашем деле главное – талант. Вот мой брат имеет талант к храмам, поэтому застраивает Харьков храмами и остановиться не может. Моя фирма все время выигрывает тендеры горсовета, например, а все потому, что талантливая. Парк Горького построила, Саржин яр построила, а ведь раньше там одни только деревья росли. Просто никто не может сделать лучше. Работать не с кем, кроме как с собой. Одно слово – талант. И я сильный, потому что точно знаю, где Геннадий Адольфович предпочтет ионический ордер коринфскому.
Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Харьков