Фейсбук Петлюры и неканонический Шевченко: Как возвращают интерес к украинской истории

У кого-то интерес к истории удалось пробудить еще со школьных времен. У других желание полистать пару исторических книг или хотя бы ознакомиться с качественной документалистикой появляется далеко за пределами учебных заведений

Юлия Гуш
Журналист региональной редакции Depo.Харков
Фейсбук Петлюры и неканонический Шевченк…

В определенном смысле надо поблагодарить популяризаторов истории, которые порой находят весьма нестандартные и неожиданные способы рассказать о событиях прошлого. Они убеждены, что об истории нужно говори не только правдиво, но и интересно.

"Это чрезвычайно важно, особенно когда речь идет о тех страницах истории, которые требуют разъяснений, которые имеют немало мифов", – подчеркивает начальник Северо-восточного отдела Украинского института национальной памяти Мария Тахтаулова. По ее убеждению, это прежде всего касается Второй мировой войны, Украинской революции и других знаменательных событий.

"Ну и, в принципе, любая история будет интересной, если о ней интересно рассказывать. С моей точки зрения, таким способом можно рассказать о трагических страницах истории. Можно это сделать через личные истории конкретных людей, показать тот контекст, в котором они жили, как они реагировали на те или иные события. Показать их через призму таких персональных историй. Это могут быть не только известные люди, но и простые украинцы, которые пережили эти страницы истории. В том числе и трагические. Есть такой прием – через призму персональных историй рассказать историю эпохи. Это могут быть публикации в СМИ, выставки. Есть еще такой опробованный метод – завести страницу в социальной сети", - отметила Тахтаулова.

Именно такой формат Институт национальной памяти выбрал для своей выставки "Фактор свободы", посвященная фигурам Ивана Мазепы, Симона Петлюры и Степана Бандеры. Эти персоналии были выбраны не случайно: именно вокруг них до сих пор культивируется немало мифов, а их имена неоднократно использовались враждебной пропагандой. На выставке ИНП информация об этих деятелях была представлена в виде личных страниц соцсетей. Посетители выставки могли увидеть, с кем дружили Бандера, Мазепа и Петлюра, кто за ними следил, какую музыку и книги они предпочитали. Причем сам характер ведения страниц знаком и понятен каждому украинцу – они там фиксировали свои достижения, постились фото с семьей и друзьями, придумывали остроумные подписи со смайликами. Для полного счастья разве что фотографий с котами не хватало.

Использование формата соцсетей – это не оригинальная идея Института национальной памяти. В начале мая в сети Instagram появился аккаунт Eva.Stories. В нем рассказывается о жизни 13-летней Евы Хейман, которая погибла в концлагере Аушвиц в 1944 году. Он был создан в Израиле накануне Дня памяти Холокоста. В 70 коротких сториз вместились фрагменты жизни Евы – начиная с мирной жизни в Венгрии до прихода нацистов, продолжая мытарствами в гетто и заканчивая последней дорогой в концлагерь.

Правда, такой способ рассказать об одной из самых темных страниц истории ХХ века не всем пришелся по вкусу. Более того, часть интернет-пользователей была искренне возмущена. Прежде всего, критики были недовольны тем, что о трагедии, которая унесла жизни шести миллионов людей, рассказывают благодаря селфи и хэштегам. Сам же автор проекта, бизнесмен Мати Кохави, был убежден, что это отличный способ донести глубину трагедии молодого поколения.

Вообще нестандартные способы привлечь внимание общества к своему прошлому могут вызвать весьма неоднозначную реакцию. Причем речь идет не только о темных страницах истории, но и об исторических личностях, которые оставили заметный след в жизни конкретной страны. Так, 10 февраля в киевском метро появилась выставка "Квантовый скачок Шевченко". Это был совместный проект иллюстратора Александра Грехова и Национального музея имени Тараса Шевченко.

На представленных плакатах Тарас Григорьевич представал в очень неканоническом виде – его изобразили в образе как реальных исторических личностей, так и персонажей массовой культуры – Дарта Вейдера, мастера Йоды, Терминатора и тому подобное. Экспозиция сразу получила и поклонников, и ярых критиков. Причем последние не обошлись исключительно гневными комментариями в соцсетях: винничанин Юрий Павленко пошел дальше и порезал плакаты ножом. Мол, автор опустошает национальные символы и оскорбляет его патриотические чувства. Сам Грехов подчеркивал, что этим проектом только хотел показать, что Шевченко – не тот мрачный человек с тяжелым взглядом из школьного учебника, ведь он был прогрессивным человеком, который умел и любил наслаждаться жизнью.

"Этот традиционный образ Тараса Шевченко в шапке, он висит чуть ли не в каждом кабинете украинского языка и литературы каждой школы, – рассказала Тахтаулова. – Если же заглянуть в историю, то это был в определенной степени стеб. Шевченко в кругу друзей просто одел этот тулуп и смушковую шапку, как говорится, "по приколу". Но это фото стало каноническим... Шевченко бы не очень обрадовался, что ассоциируется с таким образом. Как по мне, нет ничего плохого в том, чтобы изображать деятелей с креативным подходом. Конечно, нужно чувствовать меру, чтобы это не переросло в китч".

По ее словам, все сейчас уважаемые исторические личности были в свое время такими же людьми со своими пороками и добродетелями. Поэтому близкие и понятные образы способны вызывать куда больше интереса, чем далекие от реальной жизни забронзовевшие идолы. С этой задачей прекрасно справляется кинематограф, который в Украине начал возрождаться не так давно.

"Я считаю, что Украина только начинает осмысливать через кино свою историю, – говорит Тахтаулова. – Можно давать разные оценки по таким картинам, как "Тайный дневник Симона Петлюры" или "Круты 1918". Но хорошо, что такие ленты уже появляются. Хочу отметить, что важно, чтобы во время производства этих лент привлекали экспертов-историков, которые могли бы предоставить консультации. И я знаю, что во время проекта "Круты" обращались к коллегам и спрашивали их мнения относительно достоверности тех или иных событий. Действительно, кино – это очень мощный инструмент по выявлению интереса к истории. Чтобы люди заинтересовались и, возможно, начали не только смотреть художественное кино, но и читать книги, научные или публицистические. А художественное кино оставляет простор для авторского взгляда. Соответственно, могут быть определенные неточности. Но дух эпохи, на мой взгляд, передают очень классно. В определенной степени исторической лентой можно считать ленту "Киборги". Хотя она о недавней, но, все-таки, об истории".

Конечно, далеко не всегда исторические фильмы отличаются достоверностью и аутентичностью. Эти прелести, скорее всего, следует искать в документалистике. Ведь знающие люди всегда могут найти немало ошибок, неточностей и ляпов. Однако стоит отметить, что хорошее кино также играет не последнюю роль в популяризации истории.

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme