Неуправляемые дети: Как отсутствие сельских детсадов срывает учебный процесс в школе (ФОТО)

В некоторых селах Харьковщины ощущается нехватка детских садов – дети вынуждены идти в школу неподготовленными

Юлия Гуш
Журналист региональной редакции Depo.Харков
Неуправляемые дети: Как отсутствие сельс…

На отсутствие дошкольных учебных заведений в Харьковской области жалуются как волонтеры, так и жители сел, которые воспитывают детей дошкольного возраста. В регионе до сих пор остаются населенные пункты, которые страдают от отсутствия детских садов.

Как рассказывает руководитель БФ "Волонтеры: Взрослые – детям" Виктория Тищенко, в Изюмском районе существует ряд сел, где дети дошкольного возраста не имеют возможности ходить в детские сады из-за отсутствия последних. "Дети предоставлены сами себе, а также козам, уткам, коровам и полям, - говорит волонтер. - Мамы пытаются работать по хозяйству, тянут детей с собой, или закрывают в домах детей одних, пока те спят. Это хорошо, что не случилось никакой беды. Дети не развиты. Нет социума. Много вещей не умеют и не знают. Много к чему не приучены. В первый класс приходят неадаптированные к режиму, к пониманию процесса обучения, к выполнению простейших учебных задач. Не умеют общаться со сверстниками. Дикие дети в диком селе".

Проблему отсутствия детских садов ощутила на себе Светлана из села Забавное. Женщина воспитывает девять детей, в том числе дошкольников трех и пяти лет. Вот только есть проблема – возможности отвести в детский сад, чтобы те подготовились к обучению в школе, у семьи нет.

"Вся детвора дома, - рассказывает Светлана. - Тех, кто еще не ходит в школу, просто некуда деть. И это не только у меня. Да, и не готовим к обучению, ведь садика нет. Как мы будем готовиться? Сидят дома, читают - так и учатся. Конечно, это сказывается. А в садике они целый день занимаются. А дома такого нет, ведь с ними некогда заниматься. Поэтому в школу они идут неподготовленными. Те дети, которые в свое время ходили в садик, они хотя бы что-то знают. Чего не скажешь о тех, кто этого не делал. По буквочках как-то там читают, а так много чего не знают. Потому что бегают и гуляют целый день".

Об этой проблеме говорит и председатель Левкивского сельсовета Владимир Ткаченко. По его словам, на территории восьми населенных пунктов Изюмского района ощущается нехватка детских садов - это Левковка, Ивановка, Руднево, Глинское, Пимоновка, Забавное, Крамаривка, Искра. В этих населенных пунктах 74 ребенка дошкольного возраста не имеют возможности ходить в детский сад. Ткаченко рассказал, что проблема тянется с 1990-х годов. Когда-то там был колхоз, который удерживал детсад, но впоследствии тот был продан. С того времени нового дошкольного учреждения так и не появилось.

Ткаченко рассказал, что на базе закрытой Крамаривской школы должен был появиться детский сад, была разработана сметная документация, проведена экспертиза. Было решено, что на реконструкцию учреждения нужно выделить около 4,5 млн грн. Но этого не произошло. В свою очередь, заместитель председателя Департамента образования Харьковской облгосадминистрации Владимир Игнатьев говорит, что этот проект был подан в один из инвестиционных банков для привлечения иностранных средств. Но есть проблема - иностранные организации могут рассматривать такие проекты до двух лет, и повлиять на них нет возможности. Поэтому Отделу образования Изюмской районной государственной администрации была подано предложение найти финансирование через программу развития Харьковской области. Планируется, что этот источник будет менее проблемным, а необходимые средства будет найти куда проще. И представительство района уже направило соответствующие письма.

Игнатьев рассказал, что на сегодняшний день загруженность детских садов в сельской местности составляет около 80 детей на 100 мест. То есть в заведениях чаще не хватает дошкольников, потому что есть села, где вообще нет детей соответствующего возраста. Правда, в отдельных населенных пунктах ситуация пока противоположна, и дети не имеют возможности посещать садик. Вместе с тем, отмечает Игнатьев, перспективы развития детских садов в области являются вполне оптимистичными. В текущем году в области запланировано открытие 20 садиков. В прошлом году было открыто 18 дошкольных учреждений.

Но отсутствие дошкольного образования отмечают и другие специалисты. Как рассказала психолог-психотерапевт Елена Луценко, в такой ситуации возможны два варианта развития событий. В первом, куда более благополучном, ребенок хотя и не ходит в садик, но общается со своими сверстниками, посещает кружки, школы развития. Поэтому он без проблем может войти в детский коллектив и адаптироваться к школе, к занятиям, ведь понимает, что такое правила, и ему будет проще их придерживаться.

Во втором варианте ребенок, наоборот, постоянно находится с гиперзаботливыми родителями и лишен общения со сверстниками. Такому первокласснику будет очень трудно адаптироваться и к учебному процессу и к коллективу сверстников.

"У таких детей будут проблемы с правилами, проблемы с тем, чтобы придерживаться рамок учебного процесса, - рассказала Луценко. - Им будет трудно находить общий язык со своими одноклассниками, потому что раньше они общались разве что с родителями, людьми намного старше их. Поэтому им может быть не интересно, они могут не знать, как контактировать, они могут бояться этих контактов, остро реагировать на какие-то моменты".

По словам психолога, она имела возможность наблюдать примеры, когда дети, которые не посещали детсад, пытаются влиться в школьный коллектив. Столкнувшись с проблемами, они замыкаются в себе, им трудно доверять своим сверстникам, трудно вступать в дружеские отношения. Кроме того, на определенные требования учителей такие дети могут реагировать слишком остро, ведь ничего подобного они раньше не видели. Что, в свою очередь, не слишком хорошо сказывается на учебном процессе.

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme