Демонстрации и полеты аэронавтов: Чем прославился один из старейших ипподромов Украины (ФОТО)

История Харьковского ипподрома началась с обычной конной ярмарки

Демонстрации и полеты аэронавтов: Чем пр…

Харьковский ипподром называют одним из старейших в Украине. Его история началась с обычной конной ярмарки, но позже ипподром вошел в пятерку лучших площадок для конного спорта. И известна эта арена не только спортсменами и соревнованиями.

Как ярмарка основала конный спорт на Харьковщине

История Харьковского ипподрома насчитывает более полутора века. Он был основан в 1848 году. Правда, тогда ипподром располагался на территории Конной площади (современная площадь Защитников Украины, – ред.). Здесь были только две дорожки для забегов, конюшня и деревянное административное здание. Да и работал он только трижды в год – во время конных ярмарок. Сюда приезжали торговцы со всей Харьковщины, чтобы купить рысаков и рабочих лошадей. Такие ярмарки были едва ли не самыми популярными в регионе.

В 1860 году ипподром перенесли на Сокольники. Его перестроили и организовали выставку лошадей Харьковской губернии, которую признали лучшей в Российской империи. Тогда же здесь начали проводить скачки. Но долго такое развлечение в Харькове не продержалось. Несмотря на то, что в 1870-е были открыты тотализаторы, предпочтения публики изменились, поэтому скачки просто перестали проводить, а сам ипподром не использовали.

Но в начале ХХ века конный спорт снова вошел в моду, поэтому у Харьковского ипподрома появился шанс на вторую жизнь. В 1899 году здесь отделили беговую и скакову дорожки. Травяную дорожку для конных бегов в Харькове считали лучшей в дооктябрьской России. Тогда же началась капитальная реконструкция площадки для конного спорта.

Место для полетов и собачьих соревнований

В ХХ веке Харьковский ипподром использовался не только для конного спорта. С 1910 года именно здесь проводились полеты аэронавтов и велосоревнования. Так, 25 мая 1910 года ипподром стал местом, над которым Сергей Уточкин, один из первых украинских авиаторов и летчиков, выполнил полеты на своем биплане Фармана. Поговаривают, за полетами наблюдал едва ли не весь город, а найти и нанять перевозчика было задачей почти фантастической - все дороги были забиты конками и пешеходами, которые шли на ипподром, чтобы увидеть все на собственные глаза.

В этот день на ипподром прибыло 180 городовых, 50 приставов и надзирателей, а в помощь им прислали 300 казаков из Чугуева и батальон пехоты - так, на всякий случай. Местные газеты тогда писали: "Погода была очень хорошей, и в пять часов ветер утих. Испытав предварительно двигатель, авиатор ровно в шесть часов после небольшого разбега поднялся в воздух. Он сделал два круга, то есть более четырех верст, поднимаясь на высоту до 80 метров. Валовой сбор достиг 5,5 тыс. рублей".

Свои испытания на ипподроме проводил и известный авиаконструктор Степан Гризодубов, но его аэроплан только ездил по полю ипподрома, в небо он здесь так и не поднялся.

За год, 16 октября 1911-го, здесь состоялось первое в истории города "собачье шоу" - публичные соревнования полицейских собак. Они имели бешеный успех, посмотреть соревнования собрались тысячи зрителей, в том числе первые лица региона во главе с губернатором Митрофаном Катериничем. После окончания соревнований 14 собачьих инструкторов получили из рук чиновника почетные подарки – серебряные часы с портретами царя. Мероприятие было коммерческим, и выручка составила 907 рублей 64 копейки. Еще 654 рублей выручили от продажи во время соревнований 10 щенков из питомника.

В 1914 году на ипподроме началась реконструкция, спроектировали новые трибуны в стиле модерн. Дополнительно построили рабочие дорожки, кузницу и денники. По окончании Первого освободительного движения ипподром стал единственным в советской Украине конноспортивним комплексом, который смог полноценно проводить отборочные испытания лошадей.

Где в Харькове проводили первомайские демонстрации

В 20-х годах прошлого века территорию ипподрома использовали и для политических целей. Именно здесь советская власть несколько лет подряд проводила первомайские демонстрации, пока не построили площадь Дзержинского (современная площадь Свободы, – ред.). В 1930 году ипподром получил статус всесоюзного и попал в четверку лучших в стране – наряду с московским, ленинградским и пятигорским. Но во время Второй мировой войны Харьковский ипподром претерпел серьезные разрушения. Кроме того, немцы почти уничтожили поголовье скаковых лошадей. Поговаривают, что лучших даже хотели вывезти в Германию, но вывезли ли – неизвестно. Возобновил работу ипподром уже в 1946 году.

Современная судьба Харьковского ипподрома

После обретения Украиной независимости конная площадка постепенно стала терять популярность. Скачки почти не проводились, а спортсмены находили другие тренировочные базы, поэтому ипподром пришел в упадок. В 2005 году государство передало его в аренду частным предпринимателям, которые сейчас разводят там лошадей породы "Украинская верховая".

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme