Почему в Украине опасно быть пешеходом
Ежедневные сообщения о серьезных дорожно-транспортных происшествиях с участием пешехода стали в Харьковской области трагической неотвратимостью, печальным признаком нашего времени
- Харьков
-
20 июня 2019 10:00
Вот человек вышел из дома за хлебом, переходил дорогу и неожиданно попал под колеса. Или стоял на тротуаре, дожидаясь зеленого сигнала светофора, и вдруг его сбивает автомобиль, водитель которого превысил скорость и не справился с управлением. 18 октября 2017 года подобная трагедия произошла на одной из центральных улиц Харькова, тогда погибли шестеро пешеходов и еще пятеро получили серьезные травмы. Это резонансное ДТП всколыхнуло всю Украину, а украинское общество долгое время следило за расследованием аварии и за судебным процессом над его виновниками. Но подобные аварии с участием пешеходов случаются в Украине практически ежедневно, разве что в разных местах и с разными последствиями.
Трагедий становится все больше
Может сложиться впечатление, что в последнее время наше общество свыклось с мыслью о том, что многочисленные дорожно-транспортные происшествия, которые нередко заканчиваются гибелью людей, являются неизбежной платой за технический прогресс и автомобилизацию, и здесь ничего нельзя поделать. Тем более, что похожие проблемы наблюдаются не только в Украине, но и в большинстве стран мира. Например, в близкой к нам Польше в прошлом году погибли 803 пешехода и почти 7000 были ранены. Это одни из худших показателей среди стран Европейского Союза. А в целом на дорогах ЕС ежегодно погибает около 5300 пешеходов, что составляет примерно 21% от всех погибших на транспорте. Последние исследования показали, что наибольшая доля из них – это люди в возрасте 65 лет и старше.
Смертельная Украина
По данным Патрульной полиции Украины, только в прошлом году на наших дорогах и автодорогах произошло более 8000 дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездами на пешеходов. В них 1237 человек погибли, и 7591 человек был травмирован. Уровень смертельного травматизма пешеходов составил 37% среди всех погибших в ДТП, а уже за 4 месяца 2019 года этот показатель вырос до 42%. В расчете на миллион населения в Украине ежегодно гибнет примерно 30 пешеходов, тогда как в среднем по странам Евросоюза этот показатель составляет 10,6. По официальной статистике, за последние десять лет в Украине погибли по меньшей мере 20 тысяч пешеходов, в том числе детей. И это слишком высокая плата за технический прогресс и автомобилизацию.
Статистика гибели пешеходов в Украине в 2008-2018 годах
Годы |
Всего погибло в ДТП |
Погибло пешеходов |
% пешеходов, погибших в ДТП |
2018 |
3350 |
1237 |
37,0 |
2017 |
3432 |
1274 |
37,1 |
2016 |
3407 |
1261 |
37,0 |
2015 |
4003 |
1467 |
36,6 |
2014 |
4464 |
1627 |
36,4 |
2013 |
4833 |
1873 |
38,7 |
2012 |
5131 |
1909 |
37,2 |
2011 |
4908 |
1863 |
37,9 |
2010 |
4875 |
1844 |
37,8 |
2009 |
5348 |
1899 |
35,5 |
2008 |
7718 |
2845 |
36,8 |
По данным ГАИ, МВД, Национальной полиции и Патрульной полиции Украины.
Можно ли доверять статистике
По итогам прошлого года Патрульная полиция Украины констатировала уменьшение количества ДТП, связанных с наездом на пешеходов, более чем на 12%. Несмотря на это, в начале нынешнего года эта статистика снова ухудшилась. За 4 месяца 2019 года количество ДТП с участием пешеходов выросло на 7,1%, количество погибших среди них выросло на 14,9%, а травмированных – на 6,5%. Количество аварий с участием пешеходов выросло в большинстве областей Украины, а наибольшее количество таких аварий было зафиксировано в г. Киеве, в Днепропетровской, Одесской, Львовской и Харьковской областях.
Такая неутешительная статистка свидетельствует прежде всего об ухудшении общей ситуации в сфере безопасности дорожного движения. Потому что выросло не только количество наездов на пешеходов, но и количество аварий с участием велосипедистов, количество столкновений, опрокидываний и тому подобное. Большинство этих аварий происходит из-за превышения водителями скорости, управления транспортными средствами в нетрезвом состоянии, нарушения правил маневрирования и тому подобное. Количество аварий, совершенных по этим причинам, с начала года также выросло.
Но здесь надо иметь в виду, что статистика Патрульной полиции Украины не отражает реальной ситуации с безопасностью дорожного движения, поскольку в основном базируется на оперативных данных, полученных с места дорожно-транспортных происшествий. Несколько иную статистику приводит МОЗ Украины и Госкомстат, которые ориентируются на Международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем (International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems). Согласно информации, предоставленной Госкомстатом Украины, в 2018 году в результате транспортных несчастных случаев в Украине погибли 3936 человек, в том числе 1664 пешехода и 275 велосипедистов. Это существенно отличается от данных Патрульной полиции. И такие расхождения наблюдаются не первый год.
По сведениям Министерства здравоохранения, в 2012 году в Украине погибли 2418 пешеходов. Однако официальная статистика Министерства внутренних дел содержала совсем другую цифру – 1909 погибших пешеходов. По данным ВОЗ, обнародованным в Глобальном докладе о состоянии безопасности дорожного движения (2018), в Украине погибло не менее 2500 пешеходов (данные за 2016 год), что составляло 42% от всех погибших в ДТП. По этому показателю Украина имела одни из худших показателей в мире на уровне с Азербайджаном, Беларусью, Кыргызстаном, Таджикистаном и некоторыми африканскими странами.
Как не странно, но этот факт остался вне поля зрения органов государственной власти, отвечающих за безопасность дорожного движения. Признать, что Украина занимает одно из первых мест в мире по уровню гибели пешеходов – значит взять на себя ответственность за тысячи человеческих трагедий. Поэтому власть избрала другую тактику: эта проблема просто замалчивается на всех уровнях, будто ее вовсе не существует. И манипуляциям со статистическими данными в этой тактике отводится далеко не последнее место.
По официальным данным, количество погибших и травмированных пешеходов в Украине из года в год уменьшается. Хотя относительное количество пешеходов среди всех жертв ДТП остается стабильно высоким (около 42%). А если взять во внимание и количество погибших велосипедистов, то можно увидеть, что на эти две категории участников дорожного движения приходится почти половина всех смертельных ДТП.
Как и ранее, пешеходы остаются одной из наиболее уязвимых категорий участников дорожного движения и сейчас власть не имеет четкой стратегии по решению этой социально-экономической проблемы. Была надежда, что ее удастся частично решить за счет снижения разрешенной скорости движения в населенных пунктах с 60 до 50 км/ч., а также за счет повышения штрафов за нарушение водителями Правил дорожного движения. Однако эти меры имели краткосрочный эффект и в общем итоге не дали ожидаемого результата. Даже учитывая тот факт, что на вооружении Патрульной полиции сейчас находится около 100 лазерных измерителей скорости типа TruCam, это практически никак не влияет на безопасность дорожного движения. Ведь в большинстве населенных пунктов скорость движения транспорта никто не контролирует, и водители часто злоупотребляют такой ситуацией. Следовательно, чрезмерная скорость остается главной угрозой для пешеходов, особенно в крупных городах, отмечают и отечественные, и международные эксперты.
Другая проблема – плохое состояние уличной и дорожной инфраструктуры, которая очень часто не учитывает потребности пешеходов, например, инвалидов и престарелых лиц. Хуже всего же то, что органы местной власти, которые отвечают за организацию и безопасность дорожного движения на территории своих населенных пунктов, не несут никакой ответственности за такое положение вещей. Могу привести десятки примеров, когда гибель или травмирование пешеходов были связаны с отсутствием должной инфраструктуры или средств организации дорожного движения. Но ни один из чиновников или специалистов, ответственных за это направление работы, не понес должного наказания.
Никто не должен погибнуть
Можно упрекнуть, что, мол, очень часто пешеходы сами виноваты в том, что попадают под колеса автомобилей, потому часто пренебрегают элементарными правилами дорожного движения. И это правда. По данным Патрульной полиции, примерно 10% всех ДТП, связанных с наездом на пешеходов, происходят по вине последних. Правда и то, что пьяные пешеходы на наших дорогах – так же распространенное явление, как и пьяные водители. Однако это никоим образом не оправдывает огромное количество смертельных ДТП с участием пешеходов. Ведь на дороге каждый может ошибиться, но никто не должен погибнуть, потому что смерть – это слишком дорогая плата за ошибку. Именно такие подходы исповедуют в странах Европейского Союза, где пешеходы – особая категория участников дорожного движения. Поэтому и уровень смертности среди них в несколько раз меньше, чем в Украине.
И здесь надо вспомнить, что еще в 1988 году в Европе была принята Хартия пешеходов, а с 24 ноября 2009-го действует директива ЕС "О защите пешеходов и других уязвимых участников движения". В соответствии с ней в странах ЕС действует требование, по которому все новые и легкие коммерческие автомобили обязательно должны быть оборудованы системами аварийного торможения. Кроме того, с недавних пор новые транспортные средства оборудуют автоматическими системами, предупреждающими об угрозе столкновения с пешеходом или велосипедистом и уменьшающие их травмирования в момент наезда. Большой эффект дают и меры, направленные на успокоение транспортных потоков в населенных пунктах до 30-40 км/ч. и ниже. Возможно, именно поэтому на польских дорогах гибнет почти вдвое меньше пешеходов, чем в Украине, хотя количество аварий, связанных с этой категорией участников дорожного движения и у них, и у нас примерно одинаковое. Что уж говорить про такие страны, как Финляндия, Швеция или Бельгия, где безопасность и комфорт пешеходов является одним из государственных приоритетов.
Пешеходы не виноваты
Конечно, Украине еще далеко до европейских стандартов безопасности дорожного движения, хотя в последнее время в этой сфере наблюдаются определенные сдвиги. К примеру, Министерство регионального развития уже разработало ряд строительных норм, которые позволяют проектировать и создавать безопасную инфраструктуру: приподнятые пешеходные переходы, островки безопасности, защищенные остановки общественного транспорта. Большинство таких норм заимствованы из стран Европы.
Сейчас власть не может обеспечить разумный баланс между интересами пешеходов и автомобилистов, потому что последние имеют явные преимущества. Это для них строят новые дороги и расширяют старые, в городах открывают парковочные площадки и стоянки, всевозможные объекты сервиса. Причем очень часто это делают за счет уменьшения ширины тротуаров, уничтожения газонов, вырубки зеленых насаждений и тому подобное. С другой стороны, в городах на интересы пешеходов наступают коммерческие структуры, которые за счет тротуаров строят так называемые входные группы в свои объекты, а то и вовсе захватывают тротуары для обустройства летних торговых площадок, автостоянок и тому подобное.
Стоит сказать и о том, что автомобилизация украинских городов продолжается ускоренными темпами, особенно после того, как в Украину разрешили ввозить так называемые "евробляхи". Если говорить о количестве ДТП, то практически 80% таких аварий с пострадавшими происходят в пределах населенных пунктов, в частности, в крупных городах. Очень часто органы местного самоуправления не знают, как реагировать на такие вызовы. Несмотря на то, что во многих городах разработаны программы по повышению безопасности дорожного движения, в основном они носят сугубо формальный характер и не выполняются. И самое главное: за это никто не несет ответственности.
Почему не работает Государственная программа
Системное и комплексное решение проблем, связанных с безопасностью дорожного движения, должна решить Государственная программа повышения уровня безопасности дорожного движения в Украине на период до 2020 года, которая была принята Правительством 25 апреля 2018 года. Часть мероприятий и задач данной Программы направлена на повышение безопасности пешеходов.
В частности, в ближайшие два года Правительство планирует потратить 580 млн грн на обустройство и модернизацию пешеходных переходов, в т.ч. в местах концентрации ДТП, а также 413, 7 млн грн на проведение общенациональных просветительских и информационных кампаний среди участников дорожного движения. Насколько эффективными будут эти меры, сказать пока трудно, потому что они не имеют никакого научного обоснования.
Например, согласно Государственной программе повышения уровня безопасности движения, уже в нынешнем году правительство планирует закупить для детей 1 миллион специальных жилетов со светоотражающими элементами, на что из Государственного бюджета будет выделено 217,8 млн грн. Получается, что один жилет будет стоить минимум 200 грн (дороговато). Впрочем, правительственное решение не содержит никакого научного обоснования относительно целесообразности такого шага. Итак, спрогнозировать его влияние на безопасность детей-пешеходов невозможно. Тем более, что действующие Правила дорожного движения не содержат нормы относительно обязательного ношения детьми таких жилетов, хотя бы в темное время суток. Ответственность за нарушение этой нормы также не предусмотрена.
Теперь – некоторые выводы. Правительственные структуры продолжают имитировать борьбу за повышение безопасности дорожного движения в Украине, хотя системная и комплексная работа в этом направлении не ведется. Больше всего от этого страдают пешеходы, как самая массовая и самая уязвимая категория участников дорожного движения. Ежегодно в результате транспортных несчастных случаев в Украине погибает около 1500-1700 пешеходов, в основном в больших городах. Большинство из них можно было спасти, если бы в Украине проводилась целенаправленная и последовательная политика в отношении защиты пешеходов и развития устойчивой мобильности. Но министерства и ведомства, а также местные органы власти этим вопросам уделяют мало внимания.
Также в Украине не создана эффективная система взаимодействия (координации) государственных органов власти и органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных и бизнес-организаций, которые совместными усилиями могли бы обеспечить стабильное снижение уровня аварийности и дорожно-транспортного травматизма. Хочу напомнить, что еще в 2013 году Общественный союз защиты пешеходов разработал и представил концепцию Государственной программы защиты пешеходов. Однако государство не проявило никакого интереса к этой инициативе. Причина этого явления довольно банальна: те министры и чиновники, которые должны заботиться о защите пешеходов, сами редко бывают в роли рядовых пешеходов, а потому плохо понимают их проблемы. При таких условиях самим пешеходам больше ничего не остается как объединяться и защищать свои права, самым главным из которых является право на жизнь.
Количество погибших пешеходов в странах Европейского Союза
Страна |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Бельгия |
104 |
99 |
106 |
92 |
78 |
Болгария |
35 |
108 |
156 |
164 |
- |
Чехия |
163 |
162 |
130 |
150 |
130 |
Дания |
31 |
33 |
22 |
27 |
36 |
Германия |
527 |
561 |
527 |
545 |
500 |
Эстония |
29 |
23 |
26 |
- |
- |
Ирландия |
29 |
31 |
42 |
42 |
- |
Греция |
170 |
151 |
125 |
128 |
149 |
Испания |
370 |
371 |
336 |
367 |
389 |
Франция |
489 |
465 |
499 |
466 |
553 |
Хорватия |
72 |
69 |
73 |
61 |
67 |
Италия |
576 |
551 |
578 |
602 |
570 |
Кипр |
10 |
8 |
10 |
16 |
14 |
Латвия |
62 |
70 |
71 |
63 |
55 |
Литва |
- |
96 |
109 |
81 |
- |
Люксембург |
6 |
5 |
3 |
7 |
8 |
Венгрия |
156 |
147 |
152 |
149 |
152 |
Мальта |
- |
- |
- |
5 |
8 |
Нидерланды |
64 |
51 |
50 |
60 |
44 |
Австрия |
81 |
82 |
71 |
84 |
73 |
Польша |
1.157 |
1.140 |
1.116 |
915 |
868 |
Португалия |
159 |
144 |
145 |
146 |
123 |
Румыния |
728 |
726 |
697 |
649 |
717 |
Словения |
19 |
20 |
14 |
16 |
22 |
Словакия |
- |
- |
- |
- |
- |
Финляндия |
29 |
34 |
36 |
32 |
29 |
Швеция |
50 |
42 |
52 |
28 |
42 |
Великобритания |
429 |
405 |
464 |
427 |
463 |
Евросоюз |
5.647 |
5.503 |
5.506 |
5.265 |
5.320 |
Источник: база данных CARE, данные на май 2018 года.
Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков
Все новости на одном канале в Google News
- 18:05 Аграрии Харьковщины получат 30% скидку на железнодорожные перевозки — ОВА
- 17:23Армия Путина ракетами обстреляла Харьковскую область: Прокуратура показала последствия ФОТО
- 12:01В Харьковской области водитель на школьном автобусе возил оккупантов и снаряды: СБУ задержала коллаборанта ФОТО
- 08:24Россияне сбросили авиабомбу на агропредприятие в Харьковской области: Кадры с места ФОТО
- 08:27В Харьковской области в результате авиабомбардировок ранены люди: Комментарий ОВА
- 11:03На Харьковщине мотоцикл разбился о дерево: Погибли два молодых человека
- 08:18Синегубов сообщил о погибших и раненых в результате авиаудара в Харьковской области
- 07:31В Харьковской области на вражеской мине подорвался трактор
- 15:44 Оккупанты ударили по учебному заведению на Харьковщине: Погибли люди
- 12:14Депутат Одарченко из Харькова оказался в реанимации, — СМИ
- 12:01В Харьковской области схватили коллаборантку, которая строила "русский мир" на почте — СБУ ФОТО
- 08:42Обстрелы на Харьковщине: Синегубов сообщил о погибшем и раненом человеке ФОТО
- 14:36Оккупанты из артиллерии ударили по пригороду Купянска: Есть жертвы ФОТО
- 08:36В Харьковской области из-за российских обстрелов ранены 3 человека — ОВА ФОТО
- 16:52В Харьковской области – новая принудительная эвакуация из почти 50 населенных пунктов
- 14:08В Харькове разоблачили ОПГ, которая на восстановлении города завладела 160 млн грн ФОТО
- 13:04СБУ схватила предателя Украины, который сдавал людей в российские застенки на Харьковщине ФОТО
- 07:20 Россияне ракетами обстреляли Харьков: Есть проблемы с энергетикой и остановилось метро
- 15:59На Харьковщине количество погибших от авиаудара возросло до 3 человек, среди них – ребенок