Архиепископ УАПЦ: "Русский мир" можно рассматривать как этап эволюции националистической доктрины Кремля

Официальная позиция Русской Православной Церкви перестает устраивать даже ее бывших спикеров

Олександр Вовк

Depo.Харьков начинает публикацию серии интервью, во время которых мы вместе с общественными авторитетами, политиками, деятелями искусства и культуры будем искать причины конфликта в Украине и возможные пути примирения с согражданами, которые остались на не подконтрольной территории Донбасса.

Первым в серии материалов предлагаем вашему вниманию разговор с архиепископом Харьковским и Полтавским Украинской Автокефальной Православной Церкви, профессором, доктором филологических наук Игорем (Исиченко).

- Здравствуйте, владыка! По Вашему мнению, как вообще мог произойти такой конфликт, жертвой которого стали основополагающие принципы человеческого сосуществования, добрососедства?

- Конечно, существовал внешний деструктивный фактор: российское соседство и неоимперские амбиции Кремля. Но общественный конфликт провоцировался и сохраненным в посткоммунистической Украине авторитарным стилем мышления и управления, и отсутствием у нас культуры общественного диалога. Соревнования между носителями конкурентных политических доктрин только усугубляло общественные противоречия. Не было ни одной всеукраинской политической силы, которая бы транслировала в общественное пространство убедительные центрированные идеи. Не декларировала, а именно транслировала своей целенаправленной и последовательной стратегией. Дух конкуренции парализовал культуру партнерских отношений.

С этим духом конкуренции связана и риторика ненависти, воцарившейся в украинском информационном пространстве. Вспомним заседания Верховной Рады, телевизионные ток-шоу, не говоря о предвыборных митингах ... Ведь их участники будто соревновались в том, как чувствительнее оскорбить, унизить оппонента! К сожалению, исходная идея Революции Достоинства: уважение к человеческой личности, к личности ближнего, - так и осталась чужой для деятелей, вынесенных этой революцией на политическую поверхность.

- Однако идеи, объединяющие людей, существуют и они известны общественности. Почему эти, казалось бы, такие простые вещи, не были восприняты, почему их так трудно выполнять?

- Помните "Animal Farm" ("Колхоз животных») Оруэлла? Седьмая заповедь животничества "Все животные равны" там в конце концов стала читаться "Все животные равны и некоторые животные более равны, чем другие" ("All animals are equal, but some animals are more equal than others»). Английский писатель, переживший увлечение левыми доктринами, очень точно определил эволюцию коммунистического мифа. Жизненной целью рядового гражданина СССР стало продвигаться по службе номенклатурной иерархии к все более и более равных среди остальной среды. Стимул был: законы, существовавшие для общественности, для каждой ступени все больше теряли свою неумолимость.

Посткоммунистический мир унаследовал такое отношение к законам. "Новые элиты" возвышаются над обществом, демонстрируя свою свободу от общих правил. А подобное отношение переносится и на фундаментальные вещи. Ведь так метко сформулирована Оруэлла заповедь радикально противостоит общественной доктрине Евангелия, которую определил Сам Христос: «Кто из вас наибольший, да будет вам слугой!" (Мф. 23:11).

Кто-то  обходит налоговое законодательство, пряча в оффшорах миллиарды долларов. Другой прикрывает контрабанду сигарет. Чей-то сосед высыпает мусор в запрещенном месте. Наглый мажор сбивает женщину на тротуаре. А вот бабушка самоуверенно шагает  через перекресток, заставляя водителей резко тормозить. Мы все приняли правила игры, по которым бегство от закона превратилось в увлекательный спорт. Порой даже самодостаточный, от которого никто не получает выгоды. Единственное утешение - "Вот я какой крутой!"

Само слово "сепаратизм" происходит от латинского прилагательного "separatus" - отдельный, обособленный. Оно отражает стремление оторваться от общественности, получить себе особый статус, право быть "более равным от других". А оснований для этого беспринципный идеолог всегда может найти.

- Слова, которые лелеяли в украинцах ненависть, дали всходы. В одной из церквей - РПЦ - эти всходы, очевидно, наибольшие. Как вы можете прокомментировать то, что религия в вопросе Донбасса была использована как один из элементов раздувания конфликта. Я имею в виду так называемую "Православную армию Донбасса" и антисемитские выпады пророссийских боевиков.

- Идеологическим фундаментом для российской агрессии в Крыму и на Донбассе была несколько лет активно пропагандируемая в храмах упомянутой Вами конфессии теория "русского мира", то есть общего этноконфессионального пространства, где бы царила православная вера и русская национальная идея.

Когда-то Николай Бердяев очень точно заметил в идеологии "Москвы - третьего Рима" исторические корни русского большевизма. А "русский мир" можно рассматривать как следующий этап эволюции этой националистической доктрины. В ее основе - идея избранности отдельного народа для особой исторической миссии. Идея, несовместима с апостольским наставлением о новом человеке, орентированом на Христе, "где нет ни геллена, ни иудея, ни обрезания необрезанных, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос" (Кол. 3:11).

Даже Сталин, уничтожив перед Второй мировой войной почти всю Православную Церковь на подвластной ему территории, вдруг схватился за идею "священной войны" и цинично попытался в 1943 превратить легализованную Русскую Православную Церковь в орудие этой войны. Современное руководство Российской Федерации не уступит Сталину ни в жестокости, ни в цинизме. Поэтому и теперь для прикрытия истинных целей агрессии используется псевдорелигиозный антураж и церковная риторика. А сейчас еще создается видимость цивилизационного конфликта в селах, где общины РПЦ решили перейти под другую юрисдикцию, как вот в с. Птичья на Ровенщине.

Везде, где есть разговоры о "русском мире", существует опасность сепаратизма. И на юге, и на Волыни, и на Закарпатье. Не забывайте, что большинство церквей восточного обряда на Закарпатье принадлежит Московскому Патриархату. А среди священников Московского Патриархата хватает носителей идеологии политического русинства.

- Но какая же символическая нагрузка явления "Православная армия Донбасса"!

- Было бы проще считать, что "Православная армия Донбасса" - это стая безбожников, которые используют церковь в своих интересах так, как попрошайки, ставят у себя иконку, когда просят деньги у метро. Но, наверное, это упрощение. Я не исключаю, что среди наемников, которые идут убивать "бандеровцев" на Донбасс, встречаются и религиозные фанатики, отравленные идеями русского мессианизма.

- Как по-вашему, нужен ли диалог для примирения с Донбассом? Где мы должны искать партнера для этого диалога?

- Говорить о диалоге как непременно круглом столе, за которым следует посадить определенные знаковые фигуры - значит предельно упрощать, если не профанировать, саму идею национального согласия. Мы можем сами, каждый на своем месте, творить общенациональный диалог, говоря спокойно, уверенно, с любовью, убедительно. А самое главное - говоря правду.

Когда читаешь в социальных сетях о гибели нескольких воинов на восточном фронте, а в тот же день пресс-секретарь Генштаба озвучивает оптимистичное сообщение, что день прошел без потерь, перестаешь верить официальным сообщениям. Когда начинается преследование политической среды, которая держала на себе Майдан, а добровольческие батальоны окружаются регулярными войсками, это вызывает разочарование, в частности, у тех, для кого в Донецкой и Луганской областях появление добровольцев стало знаком надежды на освобождение от оккупантов.

Ничего не поделаешь - главные партнеры в диалоге с Донбассом пока будут виртуальными. Это потенциальные слушатели, зрители, читатели украинских информационных ресурсов. Надо еще, чтобы эти ресурсы заработали, стали доступными на Донбассе. И не только. Украинский участник диалога должен вызывать доверие. Этому сейчас вредит низкий профессиональный уровень информационных программ, их вызывающая тенденция, неискренность. Очень наивным является возложение на русский язык как средство вызвать доверие у восточных украинцев. Ну кто всерьез относиться к пропагандистским декларациям политиков и журналистов, когда они неспособны даже овладеть собственным государственным языком?

- Хотя у нас также монологическая речь, однако в то же время очень трудно найти, с кем разговаривать.

- Сейчас никто из оккупированных территорий не решится откровенно включиться в партнерский диалог. Люди там существуют в другой реальности. Мы должны ее учитывать. И надо учиться говорить, писать, публиковать сообщения в Интернете, демонстрируя свое понимание и сочувствие.

- То есть это модель примирения?

- Может, не модель, а путь к примирению. Путь, начатый на Майдане. Мы все должны учиться уважать другого, отличающегося от нас человека. Это очень сложно. Но христианская любовь к ближнему - это всегда вызов. Вызов нашим устаревшим стереотипам и нашей эгоцентрической картине мира.

- Могут ли помочь ситуации общие символические акты лидеров религиозных общин?

- Сегодня трудно надеяться на совместные символические акты с религиозными организациями, которые взяли на себя совместную ответственность за имперскую политику хозяев Кремля. Но история не заканчивается сегодняшним днем. Официальная позиция РПЦ перестает устраивать даже ее бывших спикеров. Кроме того, в России есть и альтернатива РПЦ. Наша епархия имеет маленькую приходскую общину в Москве, которую возглавляет отец Яков Кротов. Этот мужественный священник занимает абсолютно четкую и очень жесткую антипутинскую позицию. Для нас большой потерей была преждевременная смерть его известной прихожанки Валерии Ильиничны Новодворской, ставшей символом стойкости российской оппозиции. Но остались порядочные, честные русские, голос которых весомый в их стране, хотя, может, сейчас и слишком слабый.

- Если мы для себя не можем найти партнера для диалога, для символических актов, возможно, нужно выполнять их самостоятельно?

- Украинские церкви пытаются это делать. Сам феномен присутствия десятков украинских капелланов на фронте есть шанс к тому, чтобы солдаты становились носителями культуры мира, а не войны. Потому что очень многое зависит от наших солдат: от их повседневного поведения, от их отношения к местному населению, их сдержанности. Уникальный пример евангельской жертвенности демонстрируют вот уже почти два года украинские волонтеры.

- В завершение нашего разговора хотелось бы попросить Вашего совета верующим в день праздника Богоявления.

- Для нас всех важно понять, что жестокий опыт разочарований после первого и второго Майданов и кровавый опыт войны на Донбассе имеет смысл и как знак суровой, предупредительной Божьей милости. Бог указывает, к чему приводит нас стремление вливать новое вино в старые мехи - строить украинское государство, не меняя принципиально общественной психологии и политической культуры.

Сохраняя авторитарность мышления, демонстрируя на каждом шагу неготовность к вхождению в гражданское общество, мы сохраняем постоянный вирус войны в нашем обществе. Было бы слишком просто утверждать, что войну принесли на своих штыках российские оккупанты. Война рождается в наших сердцах. Разве до войны Донбасс был украинским, демократическим? Или Крым? Разве там не властвовали местные криминальные кланы? Разве украинская культура у нас занимала достойное положение? Разве церковь или хотя бы ее протежируемая властью часть развивалась как оздоровительная сила общества, а не как институт, который приспосабливается к конъюнктуре и пытается использовать ее для своих интересов? Именно в этом мощный смысл уроков войны для всех нас.

Богоявление для большинства восточных украинцев - это день веселой игры, толкотни возле церквей и прудов, но и скрытой веры в чудо: а вдруг удастся, напившись святой воды, избавиться от всех жизненных проблем?

Освобождаясь от этих примитивных представлений, нельзя терять веру в чудо. Ведь чудом спасения было наше с вами крещение! Силой этого таинства мы были освобождены из-под власти греха. И каждое Богоявление (или, как его еще называют, Крещение Господне) должно быть напоминанием о наших обетах, данных при получении этого чудесного дара. Мы - или от нашего имени крестные родители - обязывались при принятии крещения подражать Христу, жить по евангельским заповедям.

Общественная миссия христианина состоит в свидетельстве этого победного образа жизни. Свидетельстве смелом, достойном. Нельзя прятаться со своей любовью к ближнему. Нельзя бояться быть добрыми, ласковыми, способным прощать. Поэтому уметь быть хорошим - это и есть признак мужества и готовности менять общество вокруг себя.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Харьков