Аптечки, молитвы с проклятиями и секонд-хенд: Что показывают в Музее избирательного трэша в Харькове (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Харьковский музей избирательного трэша, который открыли 17 августа, посвящен гречкосийству, позорной политической рекламе и черному пиару с 1990-х годов до наших дней

Юлия Гуш
Журналист региональной редакции Depo.Харков
Аптечки, молитвы с проклятиями и секонд-…

Организаторы музея отмечают, что не выступают против политической агитации как таковой. Ведь она является вполне приемлемым способом коммуникации кандидата со своими избирателями. Однако они подчеркивают, что собранные на выставке экспонаты подрывают доверие граждан к институту выборов. В первую очередь речь идет о "гречкосийстве", подкупе избирателей, "черном пиаре", использовании в политической агитации месседжей, которые противоречат законам Украины и др.

"Накануне выборов политики используют подкупы, — рассказала координатор движения "Честно" в Харькове Александра Щукина. — Эта выставка посвящена не только подаркам, но и черному пиару, политической агитации и ее истории. Чтобы посмотреть, как было раньше, как тогда агитировали и как сейчас. Как используют черный пиар. Наша цель — повышать политическое образование граждан. а также сформировать у них запрос на качественную политику, на качественных депутатов. Не просто на лозунги, а на содержательность кампании. И здесь показаны очень позорные примеры политической агитации и гречкосийства. Как кандидаты фотографировались с детьми, как они дарили на праздники блокноты или дневники со своим лицом. Это все здесь можно увидеть".

Брендований під вибори посуд на столі

Брендовані канцтовари

Брендована сорочка с обличчям кандидата

Значительная часть выставки посвящена так называемому "гречкосейству". Еда, лекарства, предметы первой необходимости — все это становится разменной монетой, за которую покупаются голоса избирателей. Иногда в качестве такой "гречки" оказываются совсем неожиданные вещи, например одежда из секонд-хенда. Раздача таких подарков обычно позиционируется кандидатами как проявление щедрости и заботы о простом человеке. Однако организаторы музея уверяют, что когда такие политики приходят к власти, они вполне отбивают все предыдущие расходы.

"К нам попали две оригинальные аптечки от благотворительного фонда одного из кандидатов, — рассказала представительница движения "Честно" Ирина Чабан. — Мы открыли одну из тех аптечек. Там был красиво напечатанный флаер об этом кандидате, о его благотворительном фонде. Качественно сделанная и дорогая работа. Вместе с тем, в этой аптечке были самые дешевые лекарства наихудшего качества, какая-то, простите, растрепанная вата. И вместе с тем была настойка боярышника. То есть приоритеты слишком очевидны. Это очень такой циничный косвенный подкуп".

 Ірина Вівчар

Пакети з крупами з рекламою кандидата

 Ірина Вівчар розказує

Некоторая "гречка" вообще нематериальна. Здесь речь идет о привлечении к политической агитации звезд шоу-бизнеса, пик которого пришелся на время второй президентской кампании Леонида Кучмы. Именно его команда ввела моду на звездные турне. Политики и сегодня используют известных исполнителей. Кое-где билеты на их концерты могут стоить немалых денег, поэтому их бесплатная раздача также может рассматриваться как косвенный подкуп избирателей. По словам Щукиной, за "гречкосейство" пока никто не был наказан. Кроме того, хитрые кандидаты уже давно научились пользоваться обходными путями. Например, раздавая "гречку" через собственные благотворительные фонды.

"Самое возмутительное, наверное, это использование церкви, религиозной тематики, — отметила Щукина. — Где церковь будто бы выступает за одного кандидата и шлет проклятия в адрес другого. Когда используют такие сенситивные темы, как дети, церковь, это, конечно, очень возмущает. Также возмущает, что все представленные кандидаты пользуются тотальной бедностью населения. У людей нечего есть, а они дарят какой-то подарки. И это, фактически, плата за то, чтобы пользоваться бюджетом".

Парасолька з рекламою Януковича

 Ірина Вівчар біля стенду з прикладами агітаційної реклами

 Ірина Вівчар показує текст на листівці рекламній

Авторы выставки отмечают, что в Украине церковь пользуется высокой степенью доверия. Этим охотно пользуются некоторые политики, апеллируя к религиозным чувствам граждан. Например, они фотографируются на фоне церквей, поздравляют избирателей с религиозными праздниками или раздают паски к Пасхе. Пожалуй, наиболее "трешевый" пример такой религиозной агитации — это книжечка с молитвой, которую Русская православная церковь распространяла еще во времена Януковича. В ней содержалась "Молитва верных чад Канонической Украинской Православной Церкви за раба Божьего Виктора Януковича". Причем там речь шла не только о божественной защите и покровительстве "легитимного", но и наказаниях для врагов.

Представлены на выставке и такие образцы политической агитации, которые прямо противоречат действующему законодательству. В частности речь идет о призывах к ликвидации независимости, нарушению суверенитета и территориальной целостности, пропаганде войны, разжигании межэтнической, расовой и религиозной вражды. Например, там можно увидеть листовку с требованиями назначить референдум относительно федерализации Украины и попросить Россию выступить гарантом безопасности в регионе.

 Ірина Вівчар показує агітаціну продукцію

Газети з політичною агітацією

Приклади політичних листівок

Есть в музее избирательного трэша собственное олицетворение "трэшевого" кандидата — вымышленный кандидат-мем Юрий Иванович Жаботюк. Это собирательный образ плохого и нечестного политика, который убеждает голосовать за себя гречкой, защищает свой бизнес вместо интересов своих избирателей, "кнопкодавов" и прогуливает заседания. Именно его "портрет" можно увидеть на бутылках воды и пакетах с гречневой крупой.

Следует ожидать, что Музей вскоре пополнится новыми экспонатами. Ведь пандемия коронавируса создала значительный спрос на те же маски и антисептики, чем кандидаты не могут не воспользоваться.

Фото надрукованої молитви, яка закликає молитися за Януковича

Продукти з політичною рекламою

Тарілки з рекламою Януковича

"Знаю истории, когда раздавали маски в этом году, — рассказала Чабан. — И они были просто отвратительного качества. И потом (кандидат) выпустил в Фейсбуке рекламу о том, как он раздавал эти маски. Мы отмечали этот тренд. Иногда на пром-новости о раздаче масок тратится больше, чем на сами маски. Особенно цинично, когда это делает партия власти и действующие политики. Потому что именно государство ответственно за медицинское обеспечение. И именно действующая власть, действующие политики имеют доступ в бюджет и могут им распоряжаться. А для них гораздо проще привезти под собственным брендом маски или антисептики, замаскировав это под "благотворительность". И тем самым не брать на себя ответственность за те проблемы в медицинской системе, которые у нас есть".

Впервые выставка Музея избирательного трэша прошла в 2019 году в Национальном музее истории Украины в Киеве как раз перед парламентскими выборами. Организатором мероприятия выступил сам НМИУ, движение "Честно" и спецпроект "Выборы выборы". В текущем году выставка должна пройти в восьми городах Украины. "Полюбоваться" избирательным трэшем харьковчане могут до 27 сентября по адресу: площадь Свободы, 5, Госпром, 5 подъезд.

Приклади політичної агітації

Працівник музею

Люди на виставці

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme